Банджо – популярный музыкальный инструмент. Появившись в Америке, он завоевал любовь слушателей благодаря оригинальному звучанию, глубокому тону и универсальности. На сегодняшний день различные типы хордофона используют в традиционной кельтской музыке, кантри и блюграссе, блюзе.
История появления
Банджо называется струнный инструмент, щипковый по методике игры, из семейства гитар, снабженных резонатором. Считается, что прародитель современной модели был завезен в США в начале XVII века ямайскими рабами. Среди родственников балалайки ковбоя можно указать, в первую очередь, мандолину и лютню, а также не менее 60 других струнных. Отличает банджо от мандолины, схожей по форме, и от других видов резкий и звонкий, усиленный тон. В то время как европейские инструменты обладали мягким и романтичным тембром.
Впервые игру на круглом приспособлении с вытянутым грифом и струнами показали ямайские рабы. Корпус из тыквы с кожаным верхом, натянутые жилы барана – так выглядел оригинальный образец, описанный в конце XVII века английским врачом Слоуном. Африканские традиции повлияли на создание внешнего вида и техники игры. Изначально на шейке не было планок, количество струн доходило до 9. Это связано с особенностями стилей соула и блюза. Интонирование в черной музыке отлично от того, что принято на других континентах. Допускается отклонение в интонации до одного тона, поэтому струны на грифе не закрепляются.
Афроамериканские музыканты взяли на вооружение технику игры на банджо, и он стал необычайно популярным в Америке. Спустя два века банджо использовался так же часто, как самодельная скрипка. Темнокожие умельцы не спешили показывать, как они создают свои произведения. Поэтому знания об оригинальном инструменте просачивались в широкие круги достаточно медленно.
В середине XIX века профессиональный музыкант Д. У. Суини познакомил белую аудиторию своей страны с возможностями нового устройства. Американский исполнитель вышел на сцену с конструкцией, имевшей корпус барабана, длинный гриф и всего пять струн. Это была своего рода революция, породившая движение менестрелей-любителей.
Представления музыкальных театров сопровождались музицированием. В ансамбле звучали скрипки и банджо, тамбурин. В 1840-х годах банджо завезли в Британию. Это сделал гастролирующий менестрель Джоэл Свини. Распространение в Европе было стремительным, популярность пришла к инструменту быстро. Менестрели избрали его среди множества существующих, поскольку считали звучание удивительно гармоничным.
В 1848 году было выпущено пособие, обучавшее самостоятельному исполнению песен. Начали проводиться фестивали, где состязались виртуозы. Среди участников появились первые женщины. Для них были разработаны конструкции меньшего размера.
Усовершенствованный инструмент быстро завоевал ключевые позиции в американской музыке. К концу XIX – началу XX века банджо звучал на многих концертах. Струны начали изготавливать из металла, а модели различной формы и величины массово производить на фабриках. Это привело к возникновению целых оркестров, в которых одновременно зазвучали инструменты басового настроя и пикколо.
Необычный тембр банджо принято считать визитной карточкой таких стилей, как регтайм, кантри и блюграсс. Кантри-музыку, основанную на ирландских и шотландских балладах, сложно на сегодняшний день представить без гитары, скрипки и губной гармоники, тенор-банджо. Впоследствии технические особенности позволили сыграть не только народные мелодии, но и произведения классиков.
В 1930-е годы в США появились подключенные к электричеству гитары, отличавшиеся впечатляющим звуком. Это на время снизило популярность банджо. Вскоре после войны открылось «второе дыхание», и на площадках снова появились известные исполнители традиционной музыки кантри. Приблизительно в это же время инструмент нашел свое место в джазе. Диксиленд включил в состав тенор-банджо. Ритмичные партии украсили и разнообразило звучание джазовых композиций.
Особенности конструкции
Инструмент выглядит как барабан или бубен, соединенный с шейкой-грифом. Основные детали, которые есть во всех моделях.
- Корпус.
- Гриф.
- Набор струн.
- Держатель.
- Колки.
- Лады.
- Подставка.
Круглый корпус в основном делают из клена или ценной древесины. Кольцо из металла крепится при помощи винтов, служит для натяжения покрытия. На тыльной стороне корпуса находится полукорпус-резонатор большего диаметра. Он устанавливается с зазором в 2 сантиметра.
Резонатор можно снять, чтобы получить доступ к анкерному пруту на грифе и отрегулировать расстояние между ним и струнами. Открытая «спина» заметно понижает громкость.
Держатель – это элемент, расположенный на корпусе, служит для изначального крепления струн. На противоположном конце они натягиваются при помощи колкового механизма. Вся длина называется мензурой, от верхней до нижней планки.
Ладами называют поперечные элементы из металла, поднимающиеся над поверхностью грифа. Промежуточные расстояния между полосками также носят названия ладов. Зазор – это свободная область между грифом и струнами.
Колки представляют собой небольшие детали, расположенные по бокам шейки. Они подтягивают струны и определяют строй инструмента. В обязательном порядке присутствуют в любом струнном музыкальном устройстве.
Струны преимущественно изготавливают из стали, нередко снабжая обмотками из сплавов и цветных металлов. Это усиливает мелодичный звон. Современные разновидности струн выпускают не только из металла, но и из прочных нейлонов. Басовый тон задает короткая струнка, для игры первым пальцем. Она также натягивается с помощью колка.
Виды
Начиная с появления первого устройства, производители постоянно улучшали его механическую базу и внешний вид. Выпускались разнообразные модели, базовые и нестандартные. На сегодняшний день популярностью пользуются проверенные конструкции банджо.
Четырехструнное
Банджо-тенор, распространенная модель, повсеместно применяется для соло, в ансамблях и оркестрах. Классический 4-струнник имеет строй до-соль-ре-ля. Ирландская музыка исполняется в своем строе – соль-ре-ля-ми. Соль (G) смещается вверх, придавая аккомпанементу необычный оттенок.
Пятиструнное
Настоящее ковбойское банджо. Без него нельзя представить блюграсс и настоящее кантри. Струны немного укорочены, а 5-я остается незажатой в процессе исполнения.
Шестиструнное
Настройка и принципы игры напоминают гитару, строй Е, то есть ниже на один тон (D-A-F-C-G-D). 6-струнники универсальные встречаются реже, чем традиционные модели. Эта разновидность популярна у тех гитаристов, которые осваивают игру на банджо.
Банджолеле
Соединение укулеле и банджо, очень маленького размера, с четырьмя одинарными струнами. Оригинальный гибрид занял свою нишу среди необычных инструментов. Требует определенных навыков, звук приятный и мелодичный.
Банджо-мандолина
Имеет 8 струн, попарно сдвоенных. Строй гибрида двух родственных струнных как у мандолины (GDAE). Методика игры также идентична, при этом звучание резкое и громкое, характерное для большого банджо. Как правило, агрегат открыт с тыльной стороны. Корпус изготавливается из отборной древесины.
Рейтинг
Среди лучших производителей специалисты называют:
- Cort – выпускают дорогие элитные агрегаты;
- Caraya – большой выбор классики по средним ценам;
- Martin Romas – модели по сравнительно невысокой цене;
- Stagg – лидер по производству кантри-видов;
- Ortega – качественные 6-струнные;
- Aria – гитаровидные агрегаты.
Конкретные устройства предназначаются для освоения определенных стилей. Поэтому они обладают уникальными характеристиками. Согласно рейтингу, оптимальными по всем позициям стали такие.
- CB64W_BAG» – Cort. Элитное классическое изделие, в наборе имеется удобный чехол, в который укладывают модель для хранения и перевозки. Высокое качество сборки и хорошая настройка. Имеет кленовый резонатор и шейку из ценной древесины, накладку из палисандра, хромированные детали.
- BJ-004 – Caraya. Эта 4-струнная модель выпускается с резонатором из красного дерева, деталями из пластика. Внешняя поверхность белого цвета, блестящая. К достоинствам относят привлекательный внешний вид и небольшой вес, мягкое звучание и доступную цену.
- Western Deluxe BJW24 DL – производится фирмой Stagg. Изделие снабжено 5 струнами, имеет значительные габаритные размеры – 100.5 см/44/12. Корпусная часть из красного дерева, с держателем и подлокотником из никелированной латуни. Отделка материалом с блеском, оснастка скобами. Бридж выполнен из кленовой и черной древесины. Основные преимущества – надежность, качественная сборка, стильный дизайн.
- BJW-OPEN 5, выпускается той же фирмой, что и предыдущая модель. Котелок изготовлен из махагона, шейка выполнена из нато. Пластик покрытия черного цвета, толщина 11 дюймов. Держатель и подлокотники сделаны из никеля. Необычный по цвету, с матовым покрытием, звучит мягко, легкий и недорогой. Специалисты отмечают удачную конструкцию.
- SB-10G – выпускает знаменитая фабрика ARIA. Удобный с изогнутой головкой шестиструнник, подходит как для новичков, так и для виртуозов. Гриф полностью сделан из махагона, накладка и бридж из палисандра. Детали металлические. Настройка удобная, как у классической гитары. К преимуществам следует отнести отличный звук, оптимальное соотношение качества и стоимости.
- OBJ350/6-SBK Raven Series от компании Ortega. Имеет полуматовый корпус с накладкой овангкол и ободом из алюминия. Хромированный колковый механизм. Есть опора для рук из литого хрома. Котелок из кожи, закрытый сзади. Функциональный, качественный инструмент, гитарного типа, с чехлом.
- BP-1/NAT – Martin Romas. Традиционная типа укулеле конструкция, известная с 20-х годов прошлого века, удобная и простая в использовании. Очень легкий – 1 кг 500 г. Пластиковый корпус и нейлоновые струны, мембрана натянута по барабанному типу. Шейка с накладкой из клена, колковый механизм из никеля. Достоинства: несколько вариантов цветового оформления корпуса. Простота и широта применения.
Как выбрать?
Перед тем как приобрести банджо, нужно подумать над тем, какой репертуар планируется исполнять на нем. При всем внешнем сходстве с гитарой, это совершенно другой вид инструмента. На нем принято исполнять мелодии и ритмы в этно-стиле, джаз, блюз. Красиво звучат соло-партии и аккомпанемент в песнях и балладах.
- 5-струнный вид чаще других выбирают для блюграсса. Это простая модель с удлиненным грифом и одной укороченной, равной по толщине остальным, струной с колком.
- 4 струны и укороченный гриф инструмента – традиционный банджо. Он подойдет для исполнения джазовых композиций в диксиленде. Настраивается по квинтам, начиная с до в малой октаве.
- Если исполнитель еще на стадии изучения приемов игры, и навыки не закрепились, можно попробовать приобрести 6-струнный вариант хордофона.
Корпус
Кленовый корпус дает яркое акустическое звучание, красное дерево приглушает тон, выделяя средние частоты. Тембр по жесткости зависит от расположения кольца из стали, удерживающего кожаное или пластиковое покрытие верхней мембраны.
Если пластик поднимается над стальным обрамлением, тембровый окрас будет особенно сильно выражен. Если же поверхность находится вровень с кольцом, тон ожидается приглушенный, что ценится в ирландской национальной традиции.
Струны
Струны отличает характерное дребезжание, как будто во время игры задевают незримую преграду. Некоторые виды банджо во время музицирования издают легкий скрежет «как из консервной банки». Такая особенность считается нормальной и даже оригинальной, подчеркивается во время зажигательных соло и культивируется музыкантами.
Пластики
Профессионалы отдают предпочтение тонким материалам, зачастую прозрачным. Смягчает звучание плотная натяжка, с напылением или имитацией, напоминающей кожу. Диаметр пластика по стандартам должен приближаться к традиционным 11 дюймам.
Начинающие любители выбирают бюджетные инструменты, с открытой задней частью корпуса. Поскольку это снижает уровень звука, для выступлений в группе лучше приобретать модель с резонатором.
Необходимо позаботиться, чтобы в агрегате был подходящий низкий зазор. Это значительно упростит игру, не придется сильно нажимать на струны. Мензуру желательно подыскать среднюю, 63-65 см.
Профессиональное банджо не бывает легким по весу, так как сделано из ценных пород дерева и прочного металла, фирменного пластика. Хотя на первых порах это не самый важный критерий выбора. Чем сложнее конструкция и дороже материалы, тем выше цена. Поэтому нужно учитывать и этот фактор при покупке.
Приобрести инструмент можно как в интернете, так и в магазинах. Как правило, банджо выпускают те же известные производители, что и гитары.
Техника игры
Банджо звучит резче, остро и задорно, звеняще. Складывается впечатление, что для игры на нем нужна специальная техника. Однако особенной техники не требуется, применяются приемы, как для гитары. Звук извлекается благодаря щипкам и ударам по струнам. Струны зажимают на ладах, используя левую руку. Играть можно и правой рукой, выполняя прием тремоло или арпеджио. Благодаря натяжке мембраны получается чистая вибрация на требуемой высоте.
На большой, второй и третий пальцы надевают специальные «когти» – плектры. Аккорды извлекают, используя во время игры медиатор. Для разучивания нотного материала существуют диаграммы-табуляторы. Запись показывает, какой номер струны и лад необходимо зажать, чтобы получить нужную ноту. Табы включают пять или линий, каждая из которых обозначает струну банджо.
Верхняя линейка – это первая струна, настроенная как D, самая нижняя – G. Цифры на них обозначают номера ладов. Вертикальные черточки под цифрами указывают на длительность нот.
Записывают табы не только с мелодиями, но и с сопровождением аккордами. Такая схема демонстрирует, в каких точках держать лады левой рукой. Если инструмент поместить прямо перед исполнителем, то диаграмма указывает на лады с первого по четвертый. Вся последовательность аккордов на схеме носит название гармонии, а произведение пишется в определенной тональности. Например, большинство мелодий для банджо играется в тональности G.