Музыкальные инструменты

Все о большой балалайке

Все о большой балалайке

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Звучание
  3. Как правильно играть?

Один из прекраснейших дошедших до наших дней музыкальных инструментов – балалайка. Ее история столь же разнообразна и интересна, сколь ее звучание и применение. В статье мы познакомимся с видами этого инструмента – большой балалайкой, балалайкой-контрабасом и другими, а также тем, какое место она занимает в народном оркестре.

Особенности

Балалайка – это национальный музыкальный инструмент с 3 струнами, треугольный по форме, относится к щипковым. Балалайка была популярна на Руси на протяжении многих веков, наряду с гармонью и гуслями.

Музыкальный инструмент, похожий на треугольник, не ассоциировался у людей с космогоническими формами (которые имели важное место в культурном аспекте их жизни), такими как, например, круг или квадрат, поэтому на нем можно было спокойно играть.

К концу XIX столетия этот инструмент стал использоваться как оркестровый. Название абсолютно народное, есть несколько версий его истоков.

Следуя одному взгляду на исторические корни имени инструмента, оно обладает тюркским происхождением. Возможно, словообразование пошло от части «бала» (дитё, ребёнок), что заметно по повтору гласной буквы (подобные примеры: балагур, балаган, баклажан и другие).

Согласно другому взгляду, слово имеет прославянское происхождение. Сам инструмент издавна называли «балабайкой».

Исследователи давно изучают такие родственные слова, как балаболить, балакать, балагурить. Эти однокоренные слова являются синонимами слов: пустозвонить, болтать, разговаривать о чём-то ничтожном, калякать.

Понятия вполне конкретно указывают на сущность вещи, объясняют её характер как лёгкий, забавный, «бряцающий».

Единого взгляда на время возникновения балалайки нет. Известно, что она стала очень распространена и популярна в фольклоре на рубеже XVIII века. Это был двухструнный инструмент, с длинным корпусом (примерно 27 см) и гораздо более длинным грифом.

Хорошо играли на ней пастухи и скоморохи, потому что их образ жизни не был осёдлым. В отличие от крестьян они не были обременены домашними хлопотами и заботами. Эта свобода позволяла упражняться в игре, достигать высокого уровня мастерства. В среде крестьян, простого народа балалаечная музыка считалась впустую потраченным временем. Игру осуждали: на это можно найти много поговорок. Однако, когда крестьяне отдыхали, они были не против послушать весёлые переливы инструмента, попеть народные песни под её аккомпанемент. Недешевую вещь покупали, приговаривая: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит».

Сегодняшний внешний вид у инструмента появился после его доработки композитором, музыкантом, виртуозом-балалаечником В. В. Андреевым. Усовершенствованием также занимались известные специалисты В. В. Иванов, Ф. С. Пасербский, С. И. Налимов. В. В. Андреев подал идею изготовления деки из ели, заднюю часть предложил мастерить из бука, укоротив её. Трудом Ф. С. Пасербского явилась целая семья балалаек: прима, тенор, альт, бас, контрабас, пикколо. Эти инструменты впоследствии послужили базой русского народного оркестра, его национальной особенностью.

Можно сказать, что ныне существуют два инструмента: народная и андреевская балалайки.

Вторая выступает в качестве сольного, концертного, ансамблевого и оркестрового инструмента.

Справедливо сказать, что и поныне это довольно популярный музыкальный инструмент. Ему обучают в заведениях статуса академии в нашей стране, в Белоруссии, Казахстане, на Украине.

В музыкальных школах обучению предмету отводится от 5 до 7 лет, в сузах – 4 года, в вузе – от 4-х до 5 лет. Основа репертуара учащегося: народные песни и их вариации, классическая музыка и её переложения, авторская музыка.

В наше время существуют 5 видов данного инструмента. Виды различаются габаритами, деталями, звучанием. Балалайки бывают от 0,6 до 1,5 метра, иногда больше.

Типы балалаек:

  • прима,
  • секунда,
  • альт,
  • бас,
  • контрабас.

Инструменты имеют различное количество ладов на грифе. Наименьшие по размеру – от 19 до 24 ладов, самые большие – контрабасы – 16 или 17 ладов. Солировать в оркестре имеет исключительное право лишь балалайка прима.

Звучание

Разумеется, этот музыкальный инструмент требует настройки. До эволюции балалайки от исключительно народного инструмента до концертного предмет не обладал постоянным, универсальным строем. Музыканты настраивали её согласно своим музыкальным взглядам на звучание, согласно своему личному вкусу и с учётом местных традиций.

В. В. Андреев ввёл новшество – им придуманный квартовый строй стал по праву называться академическим, распространился у большинства балалаечников. Но есть и так называемый народный строй. При нём легче играть трезвучия, но есть и минус – трудно играть по открытым струнам. В различных регионах можно наблюдать свои, местные традиции настройки. Иногда их количество может доходить до 20.

Настройка инструмента – сложный процесс, требующий труда мастера-профессионала.

Инструменты имеют очень тонкий, при этом звонкий звук. Чаще всего с целью извлечения звуков используют бряцание, одинарное и двойное пиццикато, тремоло, вибрато, дроби, а также гитарные приёмы.

Большая балалайка, она же контрабас, она же гигантская балалайка отличается от «соплеменников» очень низким звуком, также её особенностью является то, что порой её звучание схоже с органом. Она особенно мощно звучит в низких диапазонах. В ансамбле ей отводится партия баса. Её габариты — 1,6 или 1,7 метра. Имеет своё число ладов, все прочие характеристики схожи с другими видами.

Гигантский вид предназначается для работы в музыкальном ансамбле.

Как правильно играть?

Играют на балалайке пальцами. Музыкант одновременно ударяет по всем трём струнам, они натянуты вдоль грифа и корпуса, по форме напоминающего треугольник. Струны чаще всего металлические, но бывают ещё нейлоновые и карбоновые. В прошлые века из металла выполняли только одну струну, остальные две изготавливались из жил животных. Доработкой балалайки плодотворно занимался выше упоминаемый музыкант В. В. Андреев. В итоге инструмент был включён в состав оркестра.

Балалайку обычных параметров при игре держат в руках. В случае с гигантским (огромным) типом это невозможно из-за внушительных размеров. Поэтому инструмент устанавливают на полу при помощи металлического приспособления – шпиля, который служит опорой угловой части корпуса. Данная опора используется не только для удобства, но и в целях повышения качества звука – он становится более глубоким, красивым, мелодичным.

В случае если балалайка-контрабас поставлена непосредственно на пол, звук совсем не тот.

Звукоизвлечение из инструмента происходит при помощи медиатора из кожи – это специальное устройство называется плектором. Он небольшого размера – 6 на 6 мм. Чтобы звук был более мягким, используют большой, указательный и средний пальцы.

Разумеется, играть на гигантском виде балалайки трудно. Затруднения связаны не только с размерами, но и с толстыми струнами, которые прижимаются на ладах с серьёзным усилием.

Рассмотрим основные правила игры.

Музыкант играет стоя или сидя. Стоя – при исполнении сольной партии, сидя – при игре в составе оркестра.

Нельзя прислоняться к балалайке ни телом, ни одеждой, в противном случае происходит резонирование. При правильном подходе звук чистый, звучный, громкий.

Прижимают струны левой рукой, правой же производят удары по ним.

Мы видим довольно крепкую конструкцию, непритязательную в уходе, и тем не менее после эксплуатации рано или поздно проявляются признаки активной игры. Самым частым моментом является грязноватый вид мыска – это место, где музыкант часто ударяет по струнам пальцами. При чистке следов грязи пользуются профессиональными полиролями, чистящими средствами. При более сложных запущенных случаях берут народные средства – водку, бытовой бензин. Нехитрые процедуры помогают сохранить красивый вид вещи, при этом не страдает звучание.

Если инструмент на протяжении серьёзного срока простаивал, не использовался, музыканты ослабляют натяжение струн. Периодически нужна протяжка всем винтовым соединениям, смазка колкового механизма. Хранить лучше всего в кофре или чехле. Крайне нежелательно хранение в местах, где существуют температурные перепады и перепады влажности. Это балконы, чердаки, сени частного дома, веранды, и даже подоконники, так как рядом находятся отопительные приборы.

Раньше балалаечная музыка способствовала выживанию русского человека, поднятию душевного настроения. В наши дни возрождение старинных традиций способствует культурному и духовному росту. У инструмента есть задача сохранения обычаев наших предков, своих национальных обрядов, музыкальности. Без сомнения, русская балалайка пробуждает интерес к русской народной музыке.

Сегодня благодаря доступности любой человек может приобрести её и научиться игре на этом замечательном народном инструменте.

Обзор балалайки-контрабаса в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.