Музыкальные инструменты

Особенности челесты

Особенности челесты

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Особенности звучания
  4. Применение

Что такое челеста, ответит в лучшем случае каждый десятый случайный прохожий. Если проводить опрос среди не музыкантов, статистика узнавания может быть такой или даже еще менее оптимистичной. Но никогда не поздно узнать что-то новое, тем более если речь идет о таком красивом инструменте с интересной историей.

Что это такое?

Красивое итальянское слово celesta означает «неземная». Именно таким романтичным словом назвали клавишно-ударный инструмент, который похож на пианино, только маленькое. Если охарактеризовать его звучание, это будет приятный перезвон крохотных колокольчиков. Исполнитель касается клавиш челесты, а они приводят молоточки в движение. А уже молоточки бьют по небольшим стальным платформам, зафиксированным на резонаторах.

Резонаторы обычно делают из дерева.

Этот механизм повторяет фортепианное устройство, только упрощенное. Официально челеста становится клавишным металлофоном. Его сравнивают не только с пианино, но и с фисгармонией. Он считается очень популярным среди дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Конструкция челесты усиливает основные тоны, благодаря чему звук смягчается, приобретает глубину и действительно сравним с мелодичным колокольным перезвоном. Чех Антони Модр говорил, что челеста является чем-то средним между роялем и колокольчиком. Упоминал он и сравнение инструмента со стеклянной гармоникой. А еще Модр сравнивал звучание челесты с арфой.

У инструмента есть единственная педаль, и она играет ту же роль, что педаль фортепиано. В современных моделях она находится справа от середины корпуса. Но внешнее сходство инструментов – еще не все. Диапазон челесты – от До первой октавы до той же ноты пятой октавы. Сегодня это музыкальное изделие изготавливают два крупных бренда: немецкий Schiedmayer и японский Yamaha.

Инструмент обладает хроматическим звукорядом, ноты для него пишутся в скрипичном ключе (преобладает басовый) на двух нотоносцах, в чем инструмент также схож с фортепиано. К слову, вопрос о принадлежности челесты все так же вызывает дискуссию. Тот же Модр относил ее к группе самозвучных, то есть идиофонических инструментов, звук которых получается за счет движения упругого материала. В музыкознании же челеста считается ударно-клавишным или отдельно – ударным и клавишным инструментом.

История происхождения

За 12 лет до начала XIX столетия лондонский специалист по фамилии Клаггет изобрел камертонный клавир, который можно назвать «отцом» челесты. Работал он так: молоточки ударяли по разноразмерным камертонам. В 60-х годах этого же века француз по происхождению Мюстель сделал инструмент, очень напоминающий такой клавир, он стал называться дульситон. Впоследствии его сын Огюст доработал отцовское изобретение: вместо камертонов он оснастил его металлическими пластинами с резонаторами. И новый музыкальный предмет стал очевидно походить на пианино, только звук его был как нежный колокольный перелив.

В 1886 году была зарегистрирована сама челеста. На пересечении двух столетий ее ожидала эра популярности, золотая для нее. В 1888 году в драматическом произведении Шекспира «Буря» впервые был задействован этот инструмент с голосами колокольчиков, популяризировал его композитор Шоссон.

В XX веке челеста звучала в произведениях авторства Шостаковича, Кальмана, Бриттена, Фельдмана – имен, находящихся в первом ряду мировой классической музыки. В 20-ые годы нашлось место челесте и в джазе, ее прославили исполнители Хоги Кармайкл, Арт Тэйтум и Оскар Питерсон. А десятилетием позже джазмену Фэтсу Уоллеру удалось продемонстрировать необычную технику игры на челесте, точнее, на двух родственных инструментах сразу, ведь левой рукой Уоллер играл на фортепиано.

У нас челеста также не осталась незамеченной. Петр Ильич Чайковский услышал ее звучание в 1891 году на одном из парижских концертов. Инструмент очаровал Чайковского, и он решил привезти его на родину. И вот в 1892 году на премьере в легендарной Мариинке – на уже ставшем легендой мировой музыке спектакле «Щелкунчик» – прозвучала челеста.

Впервые в России – и сразу в таком великом произведении!

Звучание челесты было невероятно точным и убедительным в том моменте балета, когда на сцену выходит фея Драже. Казалось, инструмент даже передает падающие капельки воды. Также челесте нашлось место и в таких работах, как «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Дальний звон» Шеккера, сюита «Планета» Холста, опера «Эхнатон» Гласса и т. д.

Особенности звучания

Гофман говорил, что музыка приходит на помощь тогда, когда выразить что-то обычными словами не получается. Челеста является примером инструмента, звук которого очень выразительный, запоминающийся, пронзительный. Множество маленьких колокольчиков переговариваются друг с другом – точнее и не скажешь. Это всегда ассоциируется с волшебством, сказкой, созданием атмосферы, которая действительно завораживает и уносит слушателя в ту прекрасную даль, что создал композитор.

Также сравнивают инструмент со звучанием хрусталя. Как будто та же фея берет серебряную ложку и нежно ею ударяет по хрустальным ножкам фужеров или вазам. Именно так звучит челеста – проникновенно, тонко, завораживающе. Пожалуй, лучше вариации феи Драже ничего нет, чтобы познакомиться с инструментом и очароваться им.

Применение

Наиболее активно челеста используется в академической музыке. Став частью культовых произведений, она уже прописала свое имя в музыкальной истории. В работе «Море» Клода Дебюсси также звучит челеста, как появляется она и в «Американце в Париже» великого Гершвина. И как не упомянуть звучание множества чистых колокольчиков в легендарных «Огнях большого города» Чарли Чаплина или в «Пиноккио» Пола Смита. Особенно полюбилась мелодичная, романтичная челеста американцу Джону Уильяму, который писал музыку для фильмов.

Бадди Холли, Битлс, Зэ Бич Бойс, Пинк Флоид – вот те группы (одни из), которые сделали челесту голосом роковых композиций тоже. Узнавать инструмент в хитах культовых коллективов – особое удовольствие для меломана.

Она может солировать или быть одним из голосов оркестра, может становиться созвучием в общем хоре или выходить на передней план – лирический, трогательный. Инструмент сложно назвать экзотическим, ведь он и сегодня существует, используется музыкантами, повторяется в известнейших хитах мировой музыки. Но вот играть на нем для себя, дома – удел единиц, которых привлекают такие, все же относительно редкие инструменты. Но те, кого чарует пианино и притягивает все необычное, могут не остановиться перед этой эксклюзивностью и покорить еще один инструмент.

Он точно может стать самым трогательным в общей коллекции.

1 комментарий
Наталия 05.08.2021 22:32
0

Можно ли по челесте настроить весь оркестр?

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.