Видя этот инструмент в составе музыкального коллектива, не каждый сразу будет готов озвучить его название. Цимбалы – это действительно не самый распространенный и популярный вид ударных и струнных инструментов в нашей стране, хотя и относится к одному из древнейших.
Что это такое?
Данный инструмент относится к струнным ударным по классу, он является подвидом хордофонов. Выглядит он следующим образом:
- корпус плоского типа по форме близок к трапеции, есть деки;
- чаще всего изготавливается из дерева;
- стальные струны натянуты, имеется несколько групп струн, которые звучат органично, в унисон;
- струны басового типа обладают медной поверхностью, они тоже имеют несколько групп, работающих в унисон;
- чтобы играть, требуются молоточки из дерева.
Народный инструмент имеет ряд особенностей:
- нет приглушения струн открытого типа;
- четкий функционал обеих рук при извлечении звука: правая нужна для исполнения мелодии, левая – для аккомпанирования;
- молотки не обшиты;
- во время исполнения инструмент либо кладется на колени, либо располагается на специальной конструкции – подвесе;
- низ варьируется от 75 до 115 см;
- верх – от 51 до 94 см, бок – от 25 до 40 см;
- инструменты достаточно компактные, дополнены ремнем, с помощью которого осуществляется крепление.
Этот вид более всего распространен в восточно-европейской части страны, особенно популярны венгерские цимбалы. Они выделяются тем, что являются частью народного творчества. В любом национальном ансамбле присутствуют цимбалы. Академический вариант имеет следующие особенности и размеры:
- традиционная форма;
- низ – 1 м, верх – 60 см, боковая зона – 53,5 см;
- на корпусной деке есть отверстия резонансного типа;
- на деке располагаются 6 штегов-подставок, которые подразделяют струны на интервалы;
- струнных рядов 29;
- на каждом ряду 2 или 3 струны;
- колки позволяют настроить ряды струн;
- есть педаль-демпфер, которая тормозит колеблющиеся струны и приглушает звук;
- сам корпус академических моделей создается из кленового материала, дека делается из ели горного типа.
История
Ближний Восток считается родиной инструмента, появился он в древние времена. Еще в IV веке до нашей эры люди играли на чем-то весьма похожем, археологи находили остатки вещей на древнешумерской зоне. Изображения похожих инструментов на глиняной посуде, барельефах IX века являются дополнительными доказательствами того, что у цимбал были предшественники.
Постепенно музыкальный инструмент начал завоевывать мир, он присутствовал в культуре азиатских, африканских, европейских народов. У разных народов он имел свое название: дальсима, сантур, канун. Но на большинстве территорий восточной Европы он именуется именно цимбалами. Народный инструмент постепенно менял свой вид, дополнялся, совершенствовался, многие мастера дорабатывали его. Массовое распространение инструмент получил в XV-XVI веках, когда обрел признание у жителей не только мелких селений, но и крупных городов. Он вошел в моду при обучении знати домашнему исполнению музыки.
Благодаря удобству и универсальности завоевал свое место в соло, аккомпанементе, в составе коллектива.
Неудивительно, что вскоре под эту музыку проводили гулянья и торжества, свадебные обряды, а потом и церемонии дворцов. Уже в XVIII веке инструмент зачастую использовали для серьезных сочинений: опер, симфоний. Считается, что прорыв в изменении цимбал случился во второй половине XIX века, когда конструкция была кардинально переделана. Венгерские мастера смогли внести следующие доработки, изменившие судьбу инструмента:
- добавилось количество струн;
- рама была значительно укреплена;
- появилась деталь, позволяющая приглушать звучание струн;
- основа была установлена на ножки в количестве 4 штук.
Именно на этой основе позже был создан современный инструмент для концертов. До сих пор он имеет широкое распространение в оркестрах и ансамблях многих стран Европы. В начале XX века цимбалы были окончательно модернизированы в Беларуси, где приобрели статус национальной культурной регалии. Тогда же были созданы цимбальные инструменты, составившие народный оркестр этой страны.
Сегодня цимбалы популярны во многих странах мира, где инструмент используют не только для профессионального, но и для любительского исполнения.
Звучание
Звучат народные и профессиональные инструменты по-разному, но извлекают из них звук одним способом – с помощью палочек-молотков из дерева. В простонародье их именуют крючками. Исполнители любого вида музыки держат крючки одинаково, между двух пальцев, остальные зажимаются вместе. Так как палочки народников не подвергаются обшивке, звук извлекается путем соприкосновения металла и дерева.
У концертников-классиков исполнение усложнено, поэтому крючки подвергаются обшивке замшевой тканью. Более того, используется небольшое количество ваты. Именно обшивка является главным нюансом в извлечении звука из музыкального инструмента. Например, жесткость обшивки провоцирует резковатый звук, перебор с мягкостью приводит к нечеткости, размытию глухого звука.
Качественный инструмент способен продемонстрировать богатейшее звучание. Он может воспроизводить звуки, схожие с роялем или колоколом. Тембрально это очень приятный инструмент, при этом не теряющий насыщенности и сочности звука, имеющих отличную протяжность.
В следующем видео вы сможете открыть для себя уникальное звучание цимбал.
Виды
Выделяют два вида инструмента: народный и концертный (академический). Это подразделение является основным. Но народные варианты имеют существенные отличия, так как в каждой стране существовали свои правила и нормы изготовления. Оркестровые и народные модели тоже отличаются друг от друга. Фольклорные вариации имеют 2 или 3 подставки, например, басовую и голосовую. Подставки подразделяют струны на квинты, кварты, формирующие звук в трехрегистровом варианте.
У профессиональных инструментов 6 подставок, 2 из которых главные, а остальные дополнительные (нижняя и верхние). Они тоже делятся интервально, но уже на квинты, терции, секунды. Виды различаются не только количеством струн, но и их длиной, сечением. У народного инструмента ряд звуков ограничен двумя октавами или чуть больше. Академический обладает более широкими возможностями, ряд звуков хроматизирован.
Выделяют следующие подвиды цимбал:
- венгерские (самые габаритные);
- сантур (востребованы в странах Востока);
- аппалачские (имеющие популярность на американском континенте, узкие, в овально-эллиптической форме).
Техника игры
Игра на цимбалах в прошлом сводилась к извлечению самых простых комбинаций звуков и элементарных мелодий, однако сейчас они имеют огромные возможности звучания. Существуют разнообразные приемы, техники исполнения.
«Удар»
В народном варианте основная техника извлечения звука – это по-прежнему удар в ускоренном или замедленном темпе. Это самый простой прием, который осуществляется одноразовым воздействием на струнный материал. От удара рождаются обертоны, накладываются друг на друга, звук вибрирует и формируется в мелодию. Удар может быть весовым или кистевым в зависимости от степени воздействия. Эти виды тесно сплетаются между собой, используются в совокупности, передавая доминанту друг другу.
Ударом можно извлечь как отдельный звук, так и аккорд, усложненный ритмом, тембром, динамикой. Чаще всего удары для такого исполнения быстрые. Медленные используются для создания торжественно-величавых мелодий. Эта техника применима как для обшитых, так и голых крючков, достаточно просто перевернуть молоток. Ударом можно извлечь и звук, подобный кастаньетам, для этого молоточек направляют на край деки.
«Тремоло»
Еще один популярный прием, заключающийся в неоднократном повторе звука, для этого чередуются удары крючком. Его цель – создание непрерывающегося звука. Техника позволила добиться более плавного звучания с эффектом дрожания. Используют ее в академической практике. Освоить данный прием можно, лишь профессионально занимаясь музыкой. Удары при тремолировании обычно кистевого типа, максимально быстрые и ровные. Используется техника на разных интервалах, может предстать как коротким, так и протяжным вариантом.
«Щипковая игра»
Щипковый прием пиццикато исполняется двумя методами: пальцами и ногтями. Второй вариант позволяет сделать щипок единичной струны и извлечь средний по громкости звук. Можно также сделать щипок нескольких струн для извлечения глубокого яркого звука. Подушечный прием тоже имеет подвиды: упругий нужен для плотного звучания, мягкий – для нежного. Эта техника очень выразительна и используется активно. Двумя руками можно продемонстрировать несколько звуков.
Современные мастера высочайшего уровня способны извлекать трели и щипковое тремоло.
«Флажолет»
Сравнительно новый для цимбал прием, который заключается в извлечении звука при помощи легчайшего прикосновения пальца к струне и одновременном осуществлении удара другой рукой. Есть возможность извлекать разные вариации звуков, самые яркие – октавные и двухоктавные. Этот прием подходит для исполнения в умеренном темпе, так как есть определенные границы в этих рамках.
«Сурдина»
Позволяет добиться суховатого звука приглушенного типа. Метод тоже не слишком давно стал использоваться на данном инструменте. Смысл приема заключается в зажиме одним из пальцев струны и произведении удара крючком другой рукой. Палец можно перемещать не слишком значительно, но это дает возможность извлечения самых разных вариаций звуков: глуше, ярче, мягче.
«Арпеджио»
Часто применяется в фольклорном исполнительстве. Звуки извлекаются при этом в последовательности вверх или вниз. Иногда это практически весь диапазон аккордов. Чем выше мастерство цимбалиста, тем чаще он может менять аккорды, приглушать их без накладок.
«Глиссандо»
Один из самых выразительных приемов, который характеризуют как скольжение в переходах между звуками. Скольжение может осуществляться ногтями, пальцами, крючками в хромопорядке. Глиссандо применяется вверх и вниз, мастерство заключается в умении исполнить длинный, в две с половиной октавы звук путем скольжения от руки к руке. Звукоизвлечение данного типа подходит для связки между фразами или как средство изображения. В быстрой форме этот прием тоже может быть исполнен (до двух октав).
«Вибрато»
Струна сначала опускается, затем рука нажимает на нее для создания вибрации. Этот прием может быть частым или нет, в любом случае тембрально это звучит весьма ярко. Специалисты способны использовать сразу две техники одновременно, применяют разные виды ударов, комбинируют приемы. Достаточно сложно освоить комбинацию фактурно отличных вариаций разными руками. Это требует отличной координации, умения слушать, совмещать это все с другим функционалом. Вышеозначенные техники применяются для исполнения композиций в разных жанрах, стилях.
Известные цимбалисты
Данный инструмент благодаря оригинальному звучанию часто становился объектом пристального внимания композиторов. Музыка, написанная известными авторами, требовала участия цимбал. Среди популярных в своей среде имен можно выделить следующих композиторов, чаще других включающих цимбалы в свои композиции:
- Франц Легар;
- Игорь Стравинский;
- Ференц Лист;
- Клод Дебюсси.
Они писали разнообразную музыку, отличающуюся стилями, эпохами, направлениями, жанрами. Есть не только оригинальные произведения, написанные специально для цимбал, но и адаптированная классика: Бетховен, Моцарт, Вивальди, Бах и другие. Неудивительно что библиотека нот для этого инструмента шикарна, а, соответственно, есть много музыкантов, прославившихся на данном поприще. Исполнительская история этого инструмента не менее впечатляющая.
- Аладар Рац. Признанный одним из лучших исполнителей прошлого века венгерский музыкант. Именно он вдохновил многих композиторов на создание произведений для нетипичного инструмента. Отмечен рядом престижных наград в области музыки. Благодаря Рацу популяризация инструмента в первой половине XX века была очень активной.
- Эркель Франц. Композитор из Австро-Венгрии, среди его достижений особое место занимает демонстрация цимбал в оркестре оперного театра. Благодаря нему инструмент использовался в ряде лучших произведений оперного жанра.
- Иосиф Жданович. Советский музыкант, достижения которого в области музыки впечатляют. Помимо различных званий за исполнительство, он добился успеха и в других направлениях. Ему принадлежит авторство специализированного учебника по музыке, учебных пособий.