Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Описание тульской гармони и игра на ней

Описание тульской гармони и игра на ней

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История
  2. Обзор моделей
  3. Советы по эксплуатации

В России и в мире в целом не так много фабрик, выпускающих такие интересные музыкальные инструменты, как гармонь. Часто гармони делаются кустарным способом мастерами, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Таких совсем немного, мастера не молодеют. Поговорим о гармониках Тульской фабрики – самой первой в России компании, производящей гармони и другие язычковые музыкальные инструменты.

История

Когда ООО «Тульская Гармонь» зародилась, сказать не просто – тема неоднозначная. История фабрики начинается еще в начале XIX века, когда в городе Туле братья Шкунаевы кустарным способом изготавливают первые в России примитивные гармоники. За ними тульский оружейник Тимофей Воронцов начинает изготовление простейших гармоник. В 1830 году Иван Сизов открывает собственное производство на своих скромных мощностях, по образцу, который привез с Нижегородской ярмарки.

В Туле была широко известна фабрика братьев Киселевых, выпускавшая венские гармоники. В 1900 году на международной выставке в Париже гармоники были отмечены и получили награды. Немного позже на фабрике стали изготавливать трехрядные хроматические гармони, более близкие по своему устройству к современной хроматике.

Вообще, русские гармоники отличались своим строем – хроматический строй отсутствовал.

Без хроматического строя не сыграть многих музыкальных произведений, поэтому на пути к его внедрению были открыты другие интересные технические решения, в том числе запатентованные. Например, Геннадий Чулков на семейном предприятии изобрел систему заемных басов для двухрядной венской гармоники.

Одним из таких прорывов стала гармонь, созданная местным мещанином Н. И. Белобородовым и Л. А. Чулковым – известный в Туле мастер по эскизам Н. И. Белобородова собрал двухрядную хроматическую гармонь с клавиатурой рояльного типа и богатой отделкой. Необычный, даже для нашего времени, инструмент был сделан из кипариса, декорирован слоновой костью, латунью и перламутром.

В СССР первую тульскую артель в 1922 организовал гармонных дел мастер А. П. Пастухов. До того как создать свою собственную артель, Пастухов работал на фабрике братьев Киселевых. Пастухов занимался изготовлением трехрядных гармоней и делал лучшие оркестровые баяны.

Фабричное производство гармоней начинается в конце 20-начале 30-х годов, когда стало понятно, что надомное производство неуместно. Для работы на этом заводе было задействовано 6000 человек. С годами производство расширяется, увеличивается и ассортимент производимых гармоник. В военные годы фабрика останавливает свою деятельность, но в 1943 году работа на ней возобновляется по многочисленным просьбам фронтовиков. В том же году решено создать ремесленное училище на базе артели.

В истории «Тульской Гармони» масса наград и присвоенных званий. Но главное – признание музыкантов и народная любовь. На гармонях и баянах играют не только любители, но и прославленные мировые исполнители и музыкальные коллективы. В наши дни всё также высоко ценится качество музыкальных инструментов тульской фабрики.

Обзор моделей

Для того чтобы ознакомиться со всем ассортиментом музыкальных инструментов, понадобится просмотреть целый каталог. Выбор гармоней широк – например, гармони «Тульская 301М», «Куликово Поле», «Заказная» и даже «Тальянка».

Фабрика берется и за индивидуальные заказы, где учитывают все возможные пожелания заказчика.

Познакомимся с ними поближе.

Гармонь «Кроха» является сувенирной и самой маленькой из всего ассортимента. Одноголосная однорядная хроматика, весом чуть более 1 килограмма, с неполным набором клавиш. На таких не играют, зато такие можно дарить, это – сувенир-подарок.

Собирают в наши дни и детские одноголосные гармони – «Сказка». Несмотря на шаблонные представления о качестве сборки, инструмент традиционно хорошо собран и качественно окрашен. Главными преимуществами и отличительными чертами стали клавиатура 23/12, малый размер корпуса и вес, позволяющий детям без лишних трудностей управляться с инструментом. Есть различные цветовые решения: красный, зеленый, синий и коричневый. Прекрасный выбор для начинающего маленького гармониста.

Следующая гармоника в обзоре – «Тульская 301М». Полноценная трехголосная любительская гармонь с набором клавиш 25/25, обычно выпускается в тональности до и до мажор. Громкая, с чарующим сочным звуком и отлаженной работой механики. Очень качественная сборка и покраска не оставит равнодушным опытного гармониста, модель станет замечательным выбором для концертных выступлений. Это надежный инструмент с несколькими вариантами цветовых решений – зеленая, красная, черная, синяя.

Двухрядная трехголосная гармонь «Куликово Поле» представляет следующий «уровень» инструмента в ассортименте и стоит дороже. Отличается от своей предшественницы оформлением, а главное – материалом изготовления рычагов. В отличие от гармони «Тульская 301М» с железными рычагами (на них установлены сами кнопочки), на модели «Куликово Поле» стоят деревянные. Это может вносить свои коррективы в выборе инструмента. Варианты оформления отличаются только цветом – красный, зеленый, синий, приоритетным цветовым решением является черный.

«Заказная» четырехголосная гармонь отличается от бюджетных гармоник сочным, богатым звуком. Цена будет варьироваться в зависимости от следующих условий:

  • количество клавиш – 25/25 или 27/25;
  • тип язычковой планки – цельная и кусковая;
  • наличие и количество регистров;
  • цветовое исполнение.

«Заказная» – целый класс гармоник. Есть многотембровые гармони, с обычными и подбородочными регистрами, с разным типом планок. Все опции следует уточнять при заказе гармони на фабрике.

Цена каждого инструмента индивидуальна и зависит от многих параметров:

  • различные опции инструмента;
  • материал рычагов;
  • тип ремней;
  • цвет (белые гармони стоят на порядок дороже).

Советы по эксплуатации

Гармонь – инструмент высокоточный и достаточно хрупкий. Изделие не терпит высоких температур, например, при игре у костра или когда допускается хранение у отопительных батарей. Планки гармоней крепятся на воск или термопластик, поэтому могут плавиться и деформироваться, дерево также зависимо от температур.

Влажность – главный враг гармони. Вибрации и удары тоже не способствуют долгой и беззаботной эксплуатации – может портиться и сбиваться механика. Храниться инструмент должен на боку, на специальных пластиковых подставках – только так можно предотвратить деформацию механики, сохранить мех в целости и компрессию внутри.

Эксплуатация также зависит от материала, из которого сделаны рычаги клавиш. Железные рычаги прекрасно работают в любых условиях. Деревянные же обеспечивают легкую игру клавиш, но из-за лишней влаги (например, на улице) могут начать клинить. Это важно учитывать, если в планы входит музицирование на улице.

Следует беречь меха гармоники. Они отвечают за компрессию внутри инструмента.

Бережное хранение изделия на боку и регулярная чистка складок меха – залог долгой эксплуатации.

При соблюдении всех вышеизложенных рекомендаций технические характеристики прекрасно сохранятся. Это позволит играть любимые мелодии в соответствующих инструменту условиях долгие годы, не омрачая будни и праздники самостоятельным ремонтом или поиском мастера.

Услышать звучание тульской гармони вы можете в следующем видео.

1 комментарий
Надежда 24.01.2022 18:46
0

Восхищена и очарована красотой внешней, звучанием чудесным) И огромная вам благодарность за информацию познавательную! Жаль, что мало звучит гармонь в жизни нашей, современной...) Это такое волшебство музыкальное, и всегда радует!

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.