Домбра – это национальный музыкальный инструмент. О том, что представляет собой домбра, какова история её создания, какие легенды с ней связаны и о многом другом, мы поговорим немного ниже.
Что это такое?
Итак, начнём с рассказа о том, что же всё-таки представляет собой такой музыкальный инструмент, как домбра.
Домбра (она же Домбыра) – это национальный казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент. Однако стоит отметить, что домбра является народным инструментом не только для казахов. Большую значимость она также имеет и для ногайской, и для калмыцкой культуры.
Устройства домбры достаточно простое. Этот инструмент имеет всего-навсего 2 струны и состоит из 2-х основных элементов, которые включают в себя корпус и гриф. За тысячелетия этот казахский национальный инструмент, конечно же, претерпевал некоторые изменения, но, в общем-то, особо значимых отличий не наблюдается. Выглядит он примерно так же, как и привычная нам всем русская балалайка.
Кстати говоря, домбре она приходится близким родственникам.
Корпус этого музыкального инструмента называется шанаком. Обычно он способствует усилению звучания домбры. Изготавливают его разными методами – сборкой или же вырубкой. Второй из способов относят к наиболее затратным, кропотливым и тяжёлым, так как корпус при этом вырезывается из цельного дерева. Первый же способ отличается своим удобством, а потому он является более востребованным. Шанак при этом изготавливается из кусков самых разных деревьев, таких как, например, клён или же орешник.
Дека, которую также называют какпак, является ответственной за тембр и ритм звучания. Её мастерят чаще всего из деревьев одной породы.
У народного казахского музыкального инструмента имеется и подставка, которая является ключом, соответствующим мелодии домбры. Конкретно от её параметров зависит то, насколько качественным будет звучание народного казахского музыкального инструмента.
Имеется у домбры также и особая пружина, длина которой варьируется от 200 до 350 миллиметров. Ранее этот музыкальный инструмент был без пружины, однако со временем, заметив, что она делает звук значительно лучше, её стали использовать всё чаще, закрепляя рядом с подставкой.
Разумеется, один из важнейших элементов любого струнного инструмента – это сами струны, которые и являются источником звука. Именно от них, а вернее, от материала, из которого они сделаны, зависит то, насколько качественным будет звук исполняемых на домбре произведений. Струн, как уже говорилось выше, всего две. Ранее в их качестве выступали кишки домашних животных (коз или же баранов).
Очень ценились и такие струны, которые были сделаны из овечки двух лет. Эти струны способствовали более низкому строю домбры, что для народной музыки было большим плюсом.
Кроме того, к строению домбры относятся имеющиеся у неё порожки, которые разъединяют клавиши, и обечайки, которые делают из клёна. Именно с помощью порожков, которые располагаются по грифу в зависимости от используемого строя, музыкант имеет возможность поменять звучание домбры, прижав струны к одному из таких порожков в определённом месте.
В целом, это было краткое и обобщённое описание домбры. Данный музыкальный инструмент на самом деле имеет несколько разновидностей. Однако об этом мы поговорим немного ниже.
История и легенды
Домбра имеет свою собственную историю возникновения, а также множество легенд. Начнём мы, пожалуй, с истории.
Существует множество свидетельств о том, что данный музыкальный инструмент появился более 4-х тысячелетий назад. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены на плато Майтобе. Обнаружил эти изображения профессор Акитаев с исследователями. На древнем рисунке была изображена группа пляшущих человечков, в руках которых был предмет, обладающий множеством сходных с домброй черт. По мнению археологов, этот рисунок датируется таким периодом, как неолит.
Кроме того, во время раскопок старинного Хорезма исследователи отыскали фигурки в виде музыкантов, которые играли на щипковых инструментах. Данные музыкальные инструменты обладают большим количеством типологических сходств с домброй казахов. Учёные говорят о том, что именно такой инструмент был популярен у кочевников, живших на территории всего Казахстана.
Музыкальный инструмент, который чем-то напоминает домбру, встречается на памятниках множества самых разных древних племён, которые населяли пространство Евразии в различные периоды времени.
Итальянский купец и мореплаватель Марко Поло в своих заметках писал о том, что такой музыкальный инструмент имелся у воинов тюрков-кочевников. Согласно своим традициям, перед началом боя они играли на нём и пели, чтобы создать соответствующий боевой настрой.
К нашему времени сохранилось множество сравнительно древних образцов домбровой традиционной музыки – «Аку» («Лебедь»), «Нар» («Верблюд»), «Аксак кыз» («Хромая девушка»), «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Зарлау» («Плач») и множество разных других. В этой музыке можно заметить множество отголосков древних форм религии, культов и тотемных представлений народа. В ней сохранена живая история целых тысячелетий.
Теперь перейдём к легендам, которые имеют тесную связь с данным музыкальным инструментом. Таковых много, каждая из них по-своему красива, интересна и уникальна. Мы расскажем о нескольких наиболее популярных из них.
«Инструмент дьявола»
В этой легенде повествуется о том, что как-то раз безымянный герой-богатырь, очень устав от благородства и подвигов, по пути к себе домой решил взять отдых. Он смастерил из орехового дерева самодельный инструмент, сделал струны из конской гривы и начал предпринимать попытки игры на сотворённом им же самим музыкальном инструменте. Однако тот и звука не издал, решив упрямо молчать. Долго пытался богатырь заставить играть свой музыкальный инструмент, однако все его попытки нельзя было назвать успешными. Забросив это дело, он в скором времени погрузился в царство Морфея.
Через время он проснулся. Его пробуждению поспособствовала чудная мелодия, которая исходила от его музыкального инструмента. Богатырь обнаружил, что некто соорудил порожек из дерева в районе соединения головки с шейкой грифа. Он предположил, что это сделал злобный дух, которого в народе прозвали не иначе как шайтан. С той самой поры этот верхний порожек на домбре стали называть «шайтан-тиек».
«Легенда о домбре и сыне Чингисхана»
Как-то раз Джучи, который был сыном известного всем хана Чингисхана, выбрался в лес вместе со своими слугами. Он любил охоту, она очень увлекала юношу. Так, в процессе погони за дикими куланами Джучи настолько увлёкся, что не заметил, насколько сильно он оторвался от своей охраны. Этому юноше не было равных в плане меткости, ни одно животное не могло от него скрыться.
Однако противником Джучи в этот раз стал разъярённый Хромой Кулан, который получил своё имя после одной из битв с волком. Он хотел обезопасить свою семью и с этой целью атаковал молодого хана, сбив его с коня. Юноша не смог удержаться, он упал, при этом повредив себе шею, и погиб почти сразу же после этого.
Поиски молодого хана длились долго, целых 3 дня, приближённые выискивали юношу по всему лесу. По традиции, о гибели человека следовало уведомить его близких до начала длящихся 7-ми дней поминок. Однако все боялись поведать Чингисхану о гибели Джучи, его самого дорогого и любимого ребёнка, ведь по обычаям того времени, человеку, который принёс плохое известие, полагалась смерть.
Пришлось это делать отважному и опытному поэту из народа. Соорудив себе берёзовую домбру, он рухнул на колени перед троном, на котором восседал великий хан Чингисхан, и, не вымолвив ни слова, стал играть грустную композицию, которая в народе называлась «кюй».
Музыкальный инструмент передал абсолютно всё: и топот конских копыт, и тревогу куланов. Представить произошедшее можно было по одному только звучанию музыки. Чингисхан долгое время ничего не говорил, царило гробовое молчание, нарушить которое никто не решался.
Наконец, он начал говорить. Чингисхан понял всё, что хотел донести поэт своей мелодией. Однако несмотря на это, поэт не был лишён жизни. За него говорила домбра, а потому Чингисхан решил наказать именно её, приказав залить ей горло свинцом.
Приказ великого хана выполнили. С того самого времени на одной из сторон домбры образовалось отверстие, а у казахского народа пополнился список композиций ещё одной, которая носила название «Аксак кулан» («Хромой кулан»).
«Трагическая легенда о создании домбры»
Есть и такое поверье, связанное с этим музыкальным инструментом. Поначалу всё было хорошо, девушка, которая являлась дочерью хана, влюбилась в юношу. Её чувство было взаимным. Уже совсем скоро у них должен был появиться первенец. Настоящим подарком судьбы было то, что на свет появилась двойня.
За дочерью хана долгое время наблюдала злая колдунья, которая в скором времени выкрала детей у матери и подвесила их на верхушку священного дерева. Они погибли, а само растение вскоре засохло от их горючих слёз.
Молодая мать, обнаружив, что дети пропали, сразу принялась их искать. Она почти потеряла надежду, однако вскоре услышала грустную напевную композицию. Сердцем она почувствовала, что это – зов её малышей.
Мать нашла их останки на засохшем дереве, именно от их колыхания на ветру происходила красивая мелодия. Так, женщина решила сотворить в память о своих детях музыкальный инструмент, который вскоре получил название «домбра».
«Легенда о братьях-великанах»
Жили когда-то в горах Алтая два брата-великана. У одного из них, младшего, имелся чудесный музыкальный инструмент, который назывался домброй. Юноша очень её любил и часто играл на ней. Именно ему доставалось почти всё внимание. Старший его брат страшно ему завидовал и тоже хотел славы, а потому решил построить необычайный мост через бушующую реку. Младший не захотел принимать в этом участия, тогда старший брат разозлился на него и со всей силы ударил домбру о скалу.
Не играла больше чудесная мелодия, однако на той самой скале остался видимый след. По прошествии большого количества лет люди нашли его и стали вновь мастерить этот музыкальный инструмент, и вновь заиграла в тех краях прекрасная мелодия.
Обзор видов
Теперь, как и обещали, перейдём к рассмотрению разновидностей такого народного казахского музыкального инструмента, как домбра. Их всего несколько:
- двухструнные;
- трёхструнные;
- ширококорпусные;
- двухсторонние;
- подгрифные;
- с полыми грифами.
Однако несмотря на то, что среди перечисленных разновидностей есть и трёхструнный инструмент, домбра, у которой всего 2 струны, – это стандарт традиционной казахской домбры.
Отметим, что не стоит путать домбру с таким инструментам, как домра. Инструменты имеют не только сходные названия, но и некоторые внешние черты.
Оба инструмента красивые и в целом они очень похожи по форме. Однако домбра – это большой инструмент, её размер может составлять от 80 до 130 сантиметров. Помимо этого, данный инструмент визуально значительно уже домры. Домра же – это более маленький инструмент, размер которого составляет около 60 сантиметров, он значительно отличается своей толщиной и шириной. Так что, если внимательно приглядеться, можно легко отличить домбру от домры.
Особенности звучания
Домбра – любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души – и радость, и грусть, и тоску. Звучание домбры отличается своей певучестью, бархатистостью и ритмичностью, а потому перепутать звуки домбры со звуками какого-либо другого инструмента – задача достаточно сложная.
Как настроить?
Настройка домбры занимает не очень много времени и в целом является несложной. Для начала происходит настройка нижней струны «соль», после чего настраивают уже и верхнюю струну «ре». Для удобства вы можете прибегнуть к помощи такого инструмента, как тюнер. Для этого нужно закрепить данное приспособление на головке домбры и настроить дисплей.
При правильной настройке буква G, которая соответствует нижней струне, и буква D, соответствующая верхней, будут гореть на тюнере зелёным цветом.
Какие песни исполняются?
Свадебные
На свадьбах казахов большое внимание уделяли песне невесты. Её обычно исполняли на прощальном обряде. Когда девушка приезжала в дом к своему жениху, по традиции пелась песня под названием «Жар-жар». Уже на самой свадьбе, в самом её начале, исполняли «Открытие торжества», тем самым предсказывая течение всего дальнейшего обряда.
Для ритуальных обрядов
Ритуальные песни обычно были грустными и достаточно заунывными по настроению, а также заключали в себе скорбные мотивы, так как такие композиции обычно исполнялись на похоронах. Самые распространённые песни для ритуальных обрядов – это «Дауыс», «Жылау», а также «Жиырма бес».
Исторические сказания
Самым любимым жанров у певцов, которые играли на домбре, были народные сказания, родом которых является эпос. История народа довольно-таки обширна, а потому песенных сказаний насчитывается достаточно много.
Большинство из таких сказаний играют огромную роль и в нашем современном мире, так как они доносят нам реально произошедшие исторические события, что очень важно для всей культуры в целом.
Другие
Кроме ритуальных, свадебных и исторических песен, певцы любили исполнять и произведения, которые посвящены любви. Востребованы были и песни с весёлым, заводным настроением.
Интересные факты
- Домбра относится к числу самых древних инструментов во всём мире.
- Самыми распространёнными украшениями данного народного музыкального инструмента были перья такой птицы, как филин.
- Домбра также отмечена в Книге рекордов Гиннеса. Занесена она была туда после того, как в Китае почти 11 тысяч певцов исполнили казахский «Кенес».
- Казахи настолько любят домбру, что существует даже такое выражение: «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра!» («На?ыз ?аза? — ?аза? емес, на?ыз ?аза? — домбыра!»)
- В 2010 году в Казахстане был создан абсолютно новый инструмент, который можно считать полноправным чадом домбры, – это электродомбра.
Звучание домбры можете оценить, посмотрев следующее видео.