Музыканты всех времён и народов всяческими способами стремились разнообразить любимый музыкальный жанр. Хотя флексатон всё ещё остаётся малоизвестным музыкальным инструментом для широких масс, все же эта небольшая конструкция смогла продвинуть не одно музыкальное напавление вперёд. Всё дело в уникальном звучании ударного музыкального инструмента.
О том, какие секреты хранит флексатон, что означает название этого музыкального инструмента, как он повлиял на музыку в целом, и ещё много интересной информации читайте в статье.
Что это такое?
Появление такого ударного музыкального инструмента, как флексатон, приходится на 20-е годы XX столетия. Инструмент является членом семейства самозвучащих инструментов. В нём преобладает чистый звук металла.
Флексатон по праву можно назвать «серым кардиналом» в мире музыки. Этот маленький ударный инструмент мало кому знаком, при этом довольно часто используется в таких музыкальных жанрах, как:
- джаз;
- классическая музыка;
- эстрадная музыка.
Если на первых этапах своего существования инструмент был распространён только в джазе, после чего эту «волну» подхватили композиторы-классики, то сейчас звучание флексатона используется повсеместно.
Инструмент часто можно слышать и в кино. Всё это говорит о том, что звучание у него очень своеобразное и по-своему уникальное. Передать словами это невозможно, зато в работах композиторов – запросто. Вот в этих произведениях можно услышать голос флексатона:
- «Антигона» Артюра Онеггера;
- «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича;
- «Моисей и Аарон» Арнольда Шёнберга;
- «Первая симфония» Эрвина Шульгофа.
- Альфред Шнитке;
- София Губайдулина;
- Сергей Слонимский и другие.
Все вышесказанное говорит о том, что звучание флексатона, действительно, уникально, из-за чего и полюбилось как многим творцам, так и слушателям.
Отдельного внимания заслуживает история названия этой музыкальной конструкции. Нет сомнений в том, что корнем является слово латинского происхождения – flexus. Оно имеет такой перевод, как «сгиб», «изменение в голосе». Доказательством, которое подтверждает верность теории, служат французское слово flexion («согнутость») и итальянское flessibilita («гибкость»). Эти прилагательные весьма точно характеризуют сущность инструмента, поэтому неудивительно, что такое название закрепилось за флексатоном.
Конструкция
Флексатон подразумевает под собой самозвучащий язычковый инструмент, вибрация в котором происходит за счёт стальной пластинки. Эта пластинка называется язычком, имеет тонкую и изогнутую форму, которая сужается со «свободного» конца. Длина язычка, как правило, не превышает 18 см, а ширина – до 6 см.
Широкий кончик язычка зажимает деревянная колодка, у которой с другой стороны располагается рама из проволоки и рукоятка. С узкой стороны закреплены два гибких металлических стержня. На конце каждого из них расположен шарик. Он бывает в двух вариациях: деревянный и металлический.
Высота звука может меняться в зависимости от нажима пальцем на кончик язычка. Само звучание за счёт вибрации чем-то напоминает завывание ветра и имеет тремолирующий характер.
Другие параметры вроде размера и материала шариков не влияют на тембр и звучание в целом.
Техника исполнения
Для звучания данного музыкального инструмента очень важно придерживаться двух основных правил. Тогда звук будет чистым и привлекательным. Для игры на флексатоне нужно:
- держать конструкцию в правой руке за рукоять;
- большим пальцем нажимать на свободный конец язычка.
Простая инструкция позволяет привести инструмент в действие, после чего происходит встряхивание, и шарики за счёт удара производят нужный звук. Отрегулировать высоту можно при помощи нажима все тем же большим пальцем. От угла изгиба пластины будет меняться и звук. Может, это на первый взгляд и кажется простой задачей, но на деле всё куда сложнее. Дело в том, что звук довольно плохо поддаётся регуляции. Вот почему идеально овладеть инструментом получится только после нескольких лет тренировок. И все же виртуозы способны менять тембр в пределах 2-х октав. Сам по себе тембр флексатона скорее имеет звенящий, даже завывающий характер, а в верхнем регистре и вовсе пронзительный.
А также существует экспериментальный способ игры на флексатоне. Для этого заменяют классический вариант шариков, которые издают звук, на смычок или палочки от треугольника и так далее. Однако такой подход не очень популярен среди музыкантов. Что касается нот для флексатона, то они обозначаются согласно своему звучанию. В рамках оркестра партия этого инструмента пишется под трубчатыми колоколами и над треугольником.
О том, как звучит флексатон, смотрите в следующем видео.