Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Что такое фагот и как играть на инструменте?

Что такое фагот и как играть на инструменте?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Звучание
  4. Использование в оркестре
  5. Инструмент в музыке
  6. Нюансы игры
  7. Интересные факты

Даже просто для общего развития важно знать, что это такое — фагот, как он звучит и выглядит. Помимо диапазона звучания, вполне актуальна информация о том, из какого дерева изготавливают музыкальный духовой деревянный инструмент. Надо обратить внимание также на использование фаготов в оркестре и в практике отдельных музыкантов, на особенности строя.

Что это такое?

Фагот — это один из представителей многочисленного семейства музыкальных духовых инструментов. В буквальном переводе с итальянского языка такое слово означает «узел или вязанка». Подразумевается, конечно, вязанка дров. Во всех описаниях фагота упоминается обязательно, что он имеет преимущественно басовый и теноровый регистр. Частично такой инструмент захватывает и альтовый регистр.

Визуально фагот выглядит как согнутая, похожая на дугу трубка большой длины. К ней добавляется комплекс клапанов. Фаготная трость всегда двойная, как и у гобоя. Эту трость нанизывают на стальную трубку, которую делают в виде буквы S. Роль трубки — соединение трости с основной частью корпуса.

Сам термин «фагот» как раз и описывает вид разложенных его деталей (в разобранном состоянии). Основной тембр отличается экспрессией. В любой части диапазона он насыщен обертонами. В основном устройство классического инструмента подразумевает длину 2,5 м. Его масса составит в среднем 3 кг. Фаготы изготавливают из дерева, и никогда — из металла; но не всякий отнюдь деревянный материал подойдёт для такой цели.

Практически всегда в ход идет кленовая древесина. Она ценится за плотную структуру, состоящую из прямых слоёв. Это дерево при достаточном качестве исходного сырья однородно. Нет в норме никакой разницы между серединой и окраиной ствола клёна; очень редко используется в качестве альтернативы грушевый массив.

Нижнее фаготное колено — оно же в просторечии «ствол» или «сапог» – играет весьма важную роль. Кроме него, есть ещё маленькое и большое колено, а также раструб. Фаготы могут быть легко разобраны. Бокал — та самая буква S – прямо влияет на работу инструмента. Характеристики звучания (высота звука) корректируются при помощи отверстий на корпусе. Использовать их все напрямую невозможно, и поэтому предусматривается специальный механизм для управления.

История происхождения

Точно установить место, где появился фагот, и даже назвать вероятных изобретателей нельзя. Но достоверно известно, что самые ранние образцы этого инструмента появились в Италии в XVII столетии. Как и у многих других орудий, используемых музыкантами, у него был старинный предшественник — бомбарда. Она была неразборной, куда хуже переносилась, да и изготавливать бомбарду было труднее. Поначалу новую разработку именовали дульцианом («нежный сладкий»), что подчёркивало смягчение звука в сравнении со звучанием бомбарды.

Первоначально фаготы оснащали 3-мя клапанами. В следующем веке дошли до того, что их должно быть ровно 5. Достаточно рано фагот приобретает самостоятельную роль в музыке. Для него писали такие композиторы XVII века, как Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и ряд их менее известных коллег. В дальнейшем инструмент усовершенствовали Саварр, Требер, Бюффе.

Первое промышленное предприятие по выпуску фаготов было создано Карлом Альменредером и Иоганном Геккелем в 1831 году. Именно благодаря ему лидерство в производстве таких инструментов переходит к Германии. Раньше доминировали мастера из Австрии и Франции. Немецкие музыканты, впрочем, уже в XVIII столетии оценили все возможности фаготной музыки и начали использовать её очень активно. Постепенно, однако, это направление отошло на второй план.

Звучание

Фагот звучит красиво — в этом сходятся все знатоки музыки. У него весьма нежный тембр на низких частотах. Среди всего диапазона звуков фаготисты чаще всего играют как раз в нижней части. Ассоциации возникают или с жужжанием шмеля, или с игрой на гобое. Отмечают акустическую яркость и экспрессивность.

Иногда из-за этого появляется даже некоторая резкость. Несмотря на подвижность фагота, использовать его для быстрых пассажей непросто. Однако удалось превратить недостаток в преимущество — быстрая, отрывистая игра с её специфическим эффектом пришлась по вкусу многим композиторам. При определённой манере игры фаготисты добиваются нежного и томного звучания. Нижний уровень для этого инструмента — от си бемоль на контроктаве до ре на второй октаве.

Технически можно добиться и более высоких звуков, однако они обычно звучат скверно, и при написании музыки используются исключительно редко.

Использование в оркестре

В прошлом фагот не сразу занял определённое место среди инструментов. Изначально ему отводили роль усилителя басовых партий. Однако уже в XVII веке начинается написание сольных и ансамблевых произведений. В следующем столетии фаготисты появляются в составе оперных оркестров. Позднее (вплоть до наших дней) они стали полноправными участниками симфонических и духовых оркестров; там на этом инструменте играют 2 или 3 музыканта, в редких случаях добавляют ещё одного.

Инструмент в музыке

Сами музыканты прошлого опробовали фагот в различных жанрах и композициях. Уже ранние экземпляры инструмента получали сложные партии. Только после улучшения конструкции он стал полноправным атрибутом оперы. Там фаготистам поручают продемонстрировать неуверенный, мятущийся характер отдельных персонажей, их эмоциональную нестабильность; практикуется и акцент на трагическом, на весёлом или грустном звучании.

Такие переходы, в частности, Чайковский использовал в ряде своих произведений. За границей внимание фаготу уделяли Гайдн, Бах и некоторые менее известные композиторы. Для него специально Моцартом написан концерт си-мажор. Куда больше для этого инструмента писал Вивальди. Знаменитый итальянец предвосхитил последующее развитие музыкального искусства, введя приёмы, которые в полной мере оценили только через несколько десятилетий.

Нюансы игры

Найти достоверные сведения про аппликатуру фагота весьма трудно. Строй инструмента довольно прост. Если открыть все отверстия, получается нота «фа». Добавляя закрытие одного отверстия за другим (на первом обертоне), поочередно получают ноты:

  • e;

  • d;

  • c;

  • H;

  • A.

Звуки выше «фа» достигаются при передувке на 2-й обертон. Фаготистам надо приоткрыть наполовину верхнее отверстие и пользоваться поддержкой 3-х октавных клапанов. В этом случае аппликатура соответствует малой и большой октавам. Такой метод позволяет достичь ноты d1.

Повысить звук ещё можно при помощи передувки в 3-й или 4-й обертон; только опытные музыканты доходят до f2, но и для них это чрезвычайно трудно.

Нижний регистр от G большой октавы и далее извлекают при помощи закрытия добавочных клапанов большого колена. Основные отверстия в этот момент тоже должны быть закрыты. Правой рукой получают звуки G, F и E. Чтобы сделать диапазон D-B, а равно и любой входящий в него звук отдельно, используют большой палец на левой руке. На фаготе невозможно сыграть трели и тремоло, причём те из них, что включают альтерированные ноты, не стоит и пытаться воспроизвести.

Технически игра фаготиста мало отличается от игры гобоиста. Но нагрузка на дыхательную систему окажется заметно внушительнее. Стаккатная игра отталкивается от простого одинарного языка, и, что немаловажно, играть простое стаккато надо гораздо быстрее, чем на иных духовых тростяных инструментах. Это сложно, но зато получается отчётливо слышный, «острый» звук. В умелых руках инструмент демонстрирует виртуозные скачки на 1 октаву и более.

Сменить регистр на фаготе можно так же незаметно, как и на флейте. При игре в верхнем и нижнем регистре стаккатная техника подразумевает более медленную игру, чем в среднем диапазоне. Мелодические фразы среднего дыхания чередуются с отрезками гаммоподобных пассажей и арпеджио.

Мастерство музыкантов выражается в умении использовать комбинированную штриховку. Допускается применение широкого спектра скачков.

Интересные факты

В дальнейшем фагот считался звучащим божественно. Хотя по сравнению с бомбардой он звучит относительно нежно, в современных оркестрах заметить это весьма сложно, потому что появились ещё более «нежные» инструменты. Динамический диапазон фаготной музыки составляет 33 дБ. Исполнять её можно, используя все пальцы на руках. Ни один прочий симфонический инструмент такого требования не выдвигает.

Что любопытно, левая рука у фаготистов нагружается особенно сильно. Её большой палец координирует работу 9 клапанов. Для сравнения — правый большой палец используется для манипуляций «всего» с 4 клапанами.

Трости у этого инструмента и гобоя похожи, но в фаготе она крупнее и не содержит стального штифта. Вагнер в своих произведениях стремился вывести фаготную музыку на сверхвысокий уровень.

При исполнении его «Кольца Нибелунгов» партитура предписывает исполнять звук «ля» на контроктаве. В этом случае оркестранты вынуждены вставлять в раструб свёрнутую газету, иначе столь низкого звучания не добиться. А в «Тангейзере» от фагота требуется выдать «ми» второй октавы. Настолько высокая частота доступна только для высококлассных музыкантов. Чтобы хоть немного поддержать их, тот же Вагнер придумал усиление звучания струнной группой.

Фаготисты учатся с 9 или 10 лет. Только некоторые модели инструмента для школы могут быть изготовлены из пластмассы. Разница между французской и немецкой системами заметна лишь исполнителям, слушатели вряд ли обнаружат её.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.