Наш сегодняшний материал посвящён обзору интересного инструмента под названием кобза. Вы узнаете, что это такое, где и когда появилось, а также каковы нюансы его звучания.
Описание музыкального инструмента
Кобза представляет собой струнный щипковый музыкальный инструмент, имеющий 4 и более парных струн. Состоит она из грушевидного корпуса, по своей форме напоминающего лютню, и грифа, немного изогнутого назад. На грифе располагается от 8 до 10 ладов, хотя более ранние экземпляры производились без них. Лады на старинных кобзах делали следующим образом: на гриф повязывали тонкие жилы или кишки животных, из-за чего они носили название навязных.
Тонкий материал быстро изнашивался и сбивался вниз, поэтому часто исполнители предпочитали играть на безладовых инструментах.
Верхняя часть грифа, именуемая головкой, оснащена колками, предназначенными для регулировки высоты звучания струн. Количество струн на кобзах было разным, поэтому наряду с 4-х-струнными моделями нередко можно было увидеть 10-струнные и 12-струнные инструменты.
Отличительной характеристикой кобзы является тот факт, что не все струны были расположены вдоль грифа, и часть из них натягивалась на деку по гусельному принципу. Что касается размера корпуса, то в XVI-XVII веках он имел длину 50 см и ширину 30 см, современные кобзы производятся в четырёх размерах: сопрано, альт, тенор и контрабас. Играли на кобзе при помощи специального плектра или медиатора, представляющего собой костяную либо металлическую пластинку, а в более ранний период пользовались гусиным пером или кольцом с «когтем», надеваемым на палец (мизрабом).
История появления
Кобза – достаточно древний музыкальный инструмент, первые упоминания о котором относятся к X веку. Принято считать, что он является западноукраинским, однако в славянских и неславянских письменных источниках, датированных до 1250 года, кобза упоминается в качестве музыкального инструмента ряда разных восточноевропейских стран. Так, в Хорватии это был kopus, в Венгрии – koboz, в Румынии – cobza, и даже в Турции существовал подобного рода инструмент и назывался kopuz. Из этого можно сделать вывод, что именно на землях Западной Украины кобза приобрела свой окончательный облик, в неизменном виде дошедший до наших дней, а её разновидности встречались задолго до этого на территориях современной Польши, Молдавии, Венгрии и Румынии и были прототипами тюркских и булгарских лютневидных инструментов.
Со временем кобза получает широкое распространение среди крестьян и украинского казачества и становится излюбленным инструментом как широких народных масс, так и знати. В некоторых датских источниках, относящихся к XVII веку, кобза описывается как миниатюрная лютня с малым количеством струн и определяется как казацкая. Кроме того, доподлинно известно, что Богдан Хмельницкий в 1656-57 годах, пользуясь неформальной дружеской обстановкой, сыграл на кобзе перед своими гостями – шведской делегацией во главе с К. Хильдебрандтом.
На стыке XVII и XVIII веков кобза претерпевает некоторые изменения и приобретает дополнительные струны, о чём свидетельствуют зарисовки тех времён, однако было ли это явление массовым, или такая «модернизация» является локальным изобретением отдельных мастеров – неизвестно. Несмотря на широкую известность, к середине XVIII в. кобза стала заметно уступать более сложной и современной бандуре, а примерно с 1850 года окончательно утратила свою популярность.
Инструмент начал возрождаться лишь к началу XX века и обязан своим вторым рождением украинскому музыканту Павлу Конопленко-Запорожцу. Именно он в 1917 году нашёл в Киеве старую кобзу и увёз её с собой в эмиграцию в Канаду. Инструмент имел 8 струн, расположенных на грифе, и 4 тройных струны, натянутых на деку по типу гуслей и носящих название «приструнок». Конопленко даже записал пластинку игры на кобзе, чем вызвал живой интерес специалистов к этому древнему инструменту, тем самым спасая его от незаслуженного забвения.
Во второй половине прошлого века, а именно в 1976 году, украинским гитаристом, дирижёром, известным мастером-реставратором, конструктором и исследователем украинских народных инструментов Николаем Антоновичем Прокопенко была написана докторская диссертация на тему возрождения музыкального народного инструмента кобзы. Более того, он предложил Министерству культуры УССР заменить преподавание домры в детских музыкальных школах на преподавание кобзы. Однако тогда предложение Прокопенко было отвергнуто, и лишь спустя почти полвека, кобзу в Украине начали возрождать. В настоящее время этим активно занимаются украинское музыкальное движение «Академические народные инструменты», созданное при Киевской консерватории, и организация «Гильдия кобзар», филиалы которой расположены в Киеве и Харькове.
Кроме того, в городе Переяславле-Хмельницком создан Музей кобзарного искусства, в фондах которого находится около 400 экспонатов, непосредственно связанных с историей украинского народного инструмента.
Как звучит?
Кобза имеет квартово-квинтовый строй и отличается очень мягким мелодичным звучанием. Благодаря нежному, не заглушающему других участников концерта звуку, её нередко используют в качестве аккомпаниатора для скрипки, флейты, кларнета и свирели. Чудесное звучание и особая выразительность звука кобзы достигается посредством различных игровых приёмов: защипывания, флажолета, легато, перебора и тремоло. Инструмент очень хорошо подходит для исполнения сложных музыкальных произведений, из-за чего его можно часто увидеть в составе разных фольклорных ансамблей.
В качестве примера можно привести такие коллективы, как украинский Национальный академический оркестр народных инструментов, успешно выступающий на лучших концертных площадках мира, Румынский и Молдавский народный оркестр.