Среди множества духовых инструментов, выполняющих различную функцию в оркестрах и других музыкальных коллективах, имеется тот, на котором практически всегда играют басовую партию композиции. Этим инструментом является туба, хорошо знакомая многим из нас по своему внешнему виду. Правда, далеко не все знают, как называется этот инструмент, но визуально он узнаваем. Теперь есть возможность ближе с ним познакомиться.
Что это такое?
Туба относится к медным духовым видам музыкальных инструментов. В большинстве своём используется в духовых оркестрах, а также при исполнении симфонической музыки, выполняя функцию басового инструмента в составе медных духовых. До её изобретения в середине XIX столетия басовые партии в оркестре поручались басовым тромбонам. Нередко присутствует она и среди коллективов, специализирующихся на исполнении джазовых и камерных произведений.
Выглядит туба довольно массивно, имея очень длинную трубу, свёрнутую, казалось бы, в немыслимый лабиринт и расширяющуюся по ходу своего движения к огромному выходному раструбу.
Если медную трубку этого инструмента распрямить, то она может достигнуть (в зависимости от разновидности) длины порядка 5-6 метров, что вдвое больше, нежели, например, у тромбона-тенора.
Вес инструмента тоже приличный, поэтому играют на нём в основном сидя на стуле.
Если возникает необходимость играть стоя или в движении, то используют поддерживающие ремни.
Нужно сказать, что для тубы композиторы пишут и сольные (конечно, в составе оркестра) партии. В этих случаях музыканту чаще приходится исполнять соло в положении стоя, чтобы иметь большую свободу действий.
Устройство инструмента
Как уже упоминалось, туба состоит из расширяющейся к раструбу длинной медной трубы, свёрнутой несколько раз. Отношение расширения трубы от своего начала к выходу составляет примерно величину 1:20. Может иметь в своей конструкции от 3 до 6 вентилей. Вентили в духовых инструментах служат для открытия дополнительных каналов движения воздушного потока, в результате чего увеличивается длина воздушного потока, что, в свою очередь, понижает звучание инструмента. Чаще всего их четыре, нередко — пять, а шестой можно встретить либо в старых инструментах, либо в специально выполненных по заказу. Функция каждого из вентилей заключается в следующем:
- при нажатии на первый вентиль происходит понижение извлекаемых музыкантом звуков натурального звукоряда на 1 тон;
- второй по порядку вентиль понижает звуки на полутон;
- третий вентиль понижает звукоряд на 1,5 тона;
- четвёртый вентиль называется «квартвентиль», то есть понижает звуки на чистую кварту – 2,5 тона;
- пятый вентиль — корректирующий — способен понизить звукоряд на 3/4 тона;
- шестой вентиль считался транспонирующим, но на современных моделях он отсутствует, поэтому туба в наше время относится к нетранспонирующим музыкальным инструментам.
Выходит, что при последовательном нажатии на три первых вентиля звук в сумме понизится на 3 тона, а если ещё нажать квартвентиль, то понижение составит 5,5 тона (большую септиму).
Понять устройство описываемого музыкального инструмента можно по следующему изображению:
На представленном рисунке изображена модель инструмента с тремя клапанами, но всё остальное присутствует в любой конструкции. Вентильные механизмы могут иметь самый разный вид, в том числе и расположение их трубок. Кроме того, размещение мундштучной трубки тоже не является стандартным для всех моделей. Многое в конструкции зависит ещё и от размеров инструмента.
Изменение звука за счёт клапанов (вентилей) происходит следующим образом.
- Исходное состояние клапанов — закрытое. При этом воздух, который нагнетается в канал главной трубы выдохом музыканта при воспроизведении того или иного звука, минует трубки вентилей, так как они перекрыты.
- При нажатии клапана при том же самом потоке воздуха происходит открытие вентильной трубки, куда, естественно, устремляется часть воздушного потока. Длина воздушного столба увеличивается, высота звука понижается в зависимости от того, какой клапан из четырёх задействован.
- При нажатии ещё одного (или более) клапана возникает ещё большее удлинение воздушного столба. Звук дополнительно понижается ещё раз.
- При закрытии клапана (клапанов) высота звука восстанавливается.
Нужно отметить, что квартвентиль используется очень редко – в отдельных случаях, когда необходимо сыграть несколько нот в очень низком регистре. Именно поэтому инструментом без четвёртого клапана вполне можно обойтись в небольших духовых оркестрах. А вот для симфонического оркестра всё-таки следует приобрести одну тубу со всеми пятью вентилями — серьёзная музыка не терпит подмену оригинальных звуков, написанных композитором.
Разновидности
Туба представлена в наше время несколькими разновидностями по диапазону. Суммарно они составляют звукоряд, простирающийся от ноты «ре» или «ми» контроктавы до ноты «до» второй октавы. Начиная от инструментов самого низкого регистра тубы носят такие названия:
- контрабасовые «Bb» или «C», имеющие примерно такой диапазон звуков: первая — от «ми» контроктавы до «си-бемоль» малой октавы; вторая — от «соль-бемоль» контроктавы до ноты «до» первой октавы;
- басовые «Eb» или «F» с примерным диапазоном: первая — от ноты «ля» контроктавы до «ми-бемоль» первой октавы; вторая — от «си» контроктавы до «фа» первой октавы;
- теноровые с самым разным диапазоном звуков от начала большой октавы до начала второй.
Здесь нужно уточнить такой момент: медные духовые инструменты, в том числе и туба, не имеют точных границ своих диапазонов, поэтому приведённые выше диапазоны разновидностей тубы указываются через слово «примерно».
Полный диапазон тубы, которого вполне достаточно для исполнения большинства популярных мелодий для духовых оркестров, можно обеспечить ансамблем из нескольких видов этого инструмента: контрабаса, баса и тенора. Звучание инструментов в средних регистрах очень плотное, красивое и мощное.
Техника игры
Игра на тубе, имеющей массивную и длинную трубу, требует от музыканта долгих тренировок собственного дыхания и недюжинного общего здоровья. Звуки низкого и высокого регистров особенно трудно исполнять. Иногда тубисту приходится на каждой низкой ноте менять дыхание, а высокие ноты отличаются интонационной неустойчивостью.
Быстрые пассажи зачастую звучат не очень внятно, а легато на низких звуках — фальшиво. Самый лучший тембр наблюдается в средних регистрах каждой из разновидностей этого инструмента. Крайние звуки диапазонов довольно проблематичны для начинающих.
Приведём аппликатуру тубы:
Если есть решение научиться играть на этом очень нужным для духовых оркестров и ансамблей инструменте, то можно найти опытного преподавателя в случае, когда опыта игры на духовых инструментах не имеется вовсе. Другой вариант — приобрести самоучитель либо школу игры на тубе в том случае, если опыт всё-таки есть.
Для начальных занятий лучше купить не полный инструмент, а размер 3/4 (модель строя «Eb»). Для тех, кому ближе сольная игра на более высоких нотах, подойдёт инструмент с самым высоким строем «F». Правда, стоимость его довольно высока.
Однако даже начинающему обучению игре на тубе музыканту, давно играющему на другом духовом инструменте, понадобятся несколько уроков у опытного тубиста. Они будут нужны ему, чтобы освоить более профессиональный исполнительский уровень, узнать и постичь нюансы этого инструмента.
Только профессионал расскажет, продемонстрирует и научит, каким образом можно играть трели (с помощью каких клапанов и положений губ на мундштуке), как натренировать лёгкие на более сложную работу и так далее.
И если только для освоения способов удержания такого массивного инструмента обычно требуются рекомендации от опытных музыкантов-тубистов, что тогда говорить о технике аппликатурной и дыхательной игры, а также овладении артикуляционными её нюансами. Скорей всего, в оркестре не каждый музыкант, находящийся рядом с тубистом, знает, что при игре тубу следует удерживать раструбом вверх, иначе тембр её звучания изменится в худшую сторону. Другими словами, лишь под контролем профессионального тубиста можно правильно обучиться игре на инструменте.