Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Цитра: описание и техника игры

Цитра: описание и техника игры

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История появления
  2. Описание
  3. Устройство инструмента
  4. Как играть?

Одним из наиболее интересных многострунных щипковых музыкальных инструментов является цитра. В основном это солирующий инструмент в оркестровых коллективах.

История появления

Считается, что родоначальником современных разновидностей цитры стал музыкальный инструмент под названием «шайтхольц» (Scheitholz), что в дословном переводе с немецкого означает «полено». Он был распространён среди простолюдинов в германоязычных сельских местностях ещё со Средневековья. Шайтхольц был причислен высшим обществом к «презренным» музыкальным инструментам, как и некоторые другие, изобретённые умельцами из простого народа (например, волынка).

Со временем формы и устройство инструмента-родоначальника соршенствовались и название «цитра» он получил во второй половине XVIII столетия, когда его корпус стал выполняться из клеёного дерева в виде пустотелой плоской коробки различной конфигурации. Но инструмент так и оставался преимущественно в среде сельских музыкантов.

И только с начала XIX века началось его общенародное распространение, в том числе в городах, особенно в Германии и Австрии. Правда, тогда цитра использовалась для исполнения только увеселительной музыки.

В конце XIX столетия была разработана концертная модель цитры, после чего она начала появляться в оркестровых коллективах, для неё писались сольные концерты и оригинальные произведения.

Русская музыкальная общественность впервые увидела и услышала этот музыкальный инструмент на своей родине во второй половине XIX века. Здесь она тоже получала своё распространение вплоть до революции 1917 года. При молодой советской власти все старания музыкантов, полюбивших цитру, развить интерес к ней потерпели полный крах. Бывший «презренный» (читай «народный») музыкальный инструмент, внешне напоминающий гусли, высокие чины от культуры парадоксально посчитали чуждым советскому народу.

Описание

Цитра относится к группе струнных музыкальных инструментов под названием «хордофоны». К этому классу относятся все инструменты, источником звука у которых является колеблющаяся струна. Цитра, в свою очередь, возглавляет группу, имеющую название «тип цитры», куда входят не только цитровидные инструменты, но и струнно-клавишные, например, такие:

  1. клавесин;
  2. спинет, имеющий щипковое звукоизвлечение;
  3. фортепиано;
  4. клавикорды с ударным звукоизвлечением.

Все цитры и подобные им инструменты (цитровидные: гусли, канун, китайский цинь, японский кото и другие) обязательно имеют резонаторное отверстие на корпусе для усиления звука, а также натянутые над верхней декой струны в самом разном количестве. У самой цитры может быть натянуто до 45 струн, хотя наиболее распространённой моделью является инструмент, у которого их 35 или 36.

Струны в концертной модели расположены по следующей схеме:

  • мелодические струны над грифом – 4-6 шт.;
  • аккомпанирующие струны над декой – 12 шт.;
  • басовые над декой – 12 шт.;
  • контрабасовые над декой – 5-6 шт.

Среди разновидностей цитр выделяются дискант-цитра, цитра-бас и концертная модель. Общий звуковой диапазон этой группы инструментов достигает почти 6 октав (от ноты G контроктавы до ноты D четвёртой октавы).

Устройство инструмента

Как уже отмечалось, корпус цитры может иметь разные формы, но все их варианты обычно асимметричные (неправильные). Примеры формы корпуса – трапециевидная, крыловидная, грушевидная. По толщине корпус цитры довольно плоский, кроме басовых моделей, которым необходимы сильные звуки. Имеются нижняя и верхняя дека, скреплённые обечайкой – боковой стороной, определяющей толщину корпуса. Материал корпуса – дерево, в качестве которого может быть липа, клён, ольха и другие породы деревьев с хорошими акустическими характеристиками.

В верхней деке проделывается резонаторное отверстие, их может быть и два. Над верхней декой натягиваются металлические струны. Для мелодических струн иногда с правой (под пальцы правой руки), но чаще с ближайшей к музыканту стороны инструмента устраивается гриф с ладами.

Струны на грифе настраиваются колками, а хоровые (те, что над декой) – специальным ключом.

Если услышать композицию, исполняемую на цитре, по радио (не видя, на чём играют), можно подумать, что звучат как минимум 2 музыкальных инструмента, например, акустическая гитара с металлическими струнами и что-то похожее на арфу или гусли. На самом же деле эти волшебные звуки создаются одним музыкантом (цитристом), инструмент которого – цитра.

Тембр каждой модели этого музыкального изделия зависит от размеров корпуса, качества древесины и струн. Некоторые ценители звуковых параметров отмечают некоторую монотонность (однообразие) цитровых тембров. Но аккордовые звуки, извлекаемые из статичных хоровых струн зачаровывают слушателя, настолько они сочны и нежные.

Самые распространённые строи для современных инструментов:

  1. полный венецианский для моделей с числом струн до 38;
  2. раздельный: мюнхенский для аккомпанемента и венецианский для ладовых струн (грифовых).

Удобные для игры на цитре тональности и настройки: до 4 знаков альтерации в ключе (бемолей или диезов).

Ко всему следует добавить, что имеются модели, на которых нужно играть смычком. Они так и называются – смычковые цитры.

Как играть?

На цитре играют, разместив инструмент либо на столе перед собой, либо на коленях. Игра производится за счёт щипков струн пальцами обеих рук. Большой палец правой руки воспроизводит на грифе мелодию, причём делает он это плектром (кольцом с ноготком), надетым на него. Остальные два или три пальца правой руки на расположенных чуть дальше хоровых струнах исполняют аккомпанемент звучащей мелодии.

Пальцы левой руки заняты тем, что зажимают струны на ладах грифа по подобию игры на гитаре. Кроме того, они могут вести аккомпанемент в моменты, когда не требуется зажимать струны на грифе инструмента (например, в случаях длинных нот в мелодии, извлекаемых на открытых струнах, или же на паузах в мелодической линии композиции).

Профессиональные цитристы нередко управляются с мелодическим голосом практически лишь пальцами одной правой руки, полностью переложив игру аккомпанемента на левую руку, но начинающим такая техника будет не под силу. Многому нужно будет учиться и часами тренироваться.

Для новичков имеются простые варианты инструмента, имеющим меньшее количество струн как над резонаторной декой, так и на грифе. Например, зальцбургские упрощённые модели.

На обычной цитре гриф снабжается пятью или шестью мелодическими струнами, а на облегчённой модели их не более четырёх. Аккомпанирующих струн также вполовину меньше – от 12 или даже меньше.

Проще всего учиться и играть на вошедшей в моду клавишной модели цитры. Клавиши в ней заменяют мелодическую часть инструмента. В этом случае мелодию легко вести только одной рукой, нажимая пальцами на клавиши, как на пианино, когда как другая рука будет играть гармоническое сопровождение на хоровых струнах, которые остаются в неизменном виде.

Следует иметь в виду, что ноты для описываемого инструмента пишутся одновременно в двух ключах:

  1. скрипичном для мелодического голоса (ключ «соль»);
  2. басовом для аккомпанемента (ключ «фа»).

То есть точно так же, как и для фортепиано. Высота звуков соответствует написанию, кроме басового инструмента (для него запись ведётся на кварту выше действительного звучания).

Для самостоятельного обучения игре на цитре имеются самоучители и школы, но только, к сожалению, зарубежных издательств (преимущественно немецких). Имеется ли что-нибудь подобное на русском языке, неизвестно. Вот примеры тех учебников, что имеются в Сети (их можно приобрести через amazon. de):

1 комментарий
Олена 11.10.2021 00:01
0

Спасибо.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.