Валторна — музыкальный инструмент, который происходит от охотничьего сигнального рога. Оркестровую деятельность она начала лишь во второй половине XVIII столетия. Сегодня мы рассмотрим этот необычный духовой инструмент, дадим характеристику его тембру, расскажем об истории его происхождения и правилах игры.
Что это такое?
Валторна — один из наиболее самобытных представителей духовых инструментов. В дословном переводе её название означает «лесной рог». И в самом деле, именно сигнальный рог и был ее прототипом. В состав оркестра валторну начали вводить приблизительно в середине XVIII столетия.
Инструмент делают из чистой меди. Он имеет довольно замысловатую закрученную форму.
Если все трубочки и трубы, которые включены в конструкцию валторны, вытянуть в одну линию, их длина в развернутом виде составит порядка 3,5 м.
Тембр валторны богат красками, он певучий и мягкий. Его звучание гармонично сливается с тембром деревянных и струнных инструментов. Исполнительские возможности валторны велики — она играет от нежного пианиссимо до сильного форте. Диапазон инструмента составляет приблизительно 3,5 октавы.
Валторна выглядит как металлическая трубка длиной около 12 футов. На духовом инструменте предусмотрен мундштукообразный наконечник, а также 3 клапана. Создавая вибрацию губами на мундштуке, перемещая левую руку над клапаном, музыкант извлекает звуки. Правую руку при этом он помещает в раструб инструмента. Это позволяет придать ему более яркие оттенки и краски.
Инструмент пользуется популярностью в составе оркестра, он органично вписывается в камерные ансамбли. Валторна с равным успехом может играть и праздничную, и траурную музыку. Современный оркестр обычно включает 4 валторны, реже их количество составляет 6 или 8. Инструмент применяется и в качестве группового, и для исполнения сольных партий.
История создания
Слово «валторна» имеет немецкое происхождение. Как уже отмечалось, в точном переводе с этого языка waldhorn означает «лесной рог». История духового инструмента берет начало еще в давние времена, она насчитывает не менее тысячи лет. Предшественником современной валторны считается рог, еще древнеримские воины изготавливали его из бронзы и повсеместно использовали в качестве сигнального инструмента. Известно, что великий полководец Александр Македонский всегда возил с собой такой рог для подачи звуковых сигналов во время военных действий. Конечно, о музицировании на нём тогда не шло и речи.
В средневековый период валторна получила распространение при проведении королевских турниров и придворной охоты. Каждый воин, отправляясь на сражение, держал при себе такое сигнальное приспособление.
Для изготовления сигнального рога использовались только натуральные материалы, поэтому их эксплуатационный срок был невелик. Они оказались непригодными для каждодневного использования. Чтобы продлить срок службы, мастера решили сделать рог из металла, а для лучшего звучания ему было решено придать натуральную форму рогов животных без заметных искривлений. Такие валторны давали сильный и мощный звук, который распространялся далеко по окрестностям.
Наибольшей популярностью такие «лесные рога» пользовались в середине XVII века во Франции. Новый виток развития валторны связывают с Богемией — именно там в конце XVIII века валторну начали применять в качестве инструмента для извлечения мелодии. Здесь была открыта даже специализированная школа, ученики которой проходили обучение на валторнистов.
Один из них, музыкант А. Хампль из Дрездена, предложил вставить в раструб валторны тряпичный тампон. Таким способом он смог изменить звучание этого уникального инструмента, сделав его чуть выше. Спустя время он же установил, что вместо тампона можно использовать руку исполнителя — именно эта техника игры вскоре быстро распространилась среди валторнистов.
Уже в первой половине XVIII века валторны стали востребованы в духовых симфонических и камерных оркестрах. Премьера инструмента состоялась на показе оперы «Принцесса Элиды» Ж. Люлли. Она произвела ошеломительный успех, и вскоре валторна снова оказалась в центре внимания.
Именно в тот период к ней добавили ещё несколько трубок между главной трубой и мундштуком, они позволили при необходимости понижать звучание духового инструмента.
В первые годы XIX столетия был разработан трехвентильный механизм. Он стал последней и наиболее перспективной модификацией этого инструмента. Одним из «первопроходцев» игры на обновленной валторне стал композитор Вагнер. А к 70 годам XIX века эта модель, получившая в музыкальной среде определение «хроматической», окончательно вытеснила натуральную из музыкальной сферы.
В XX веке в конструкцию валторны ввели еще один дополнительный вентиль. Это помогло добиться повышенной высоты тона и многократно расширить звуковые возможности игры. Сегодня особенности звукоизвлечения на духовой валторне изучают в музыкальных школах на сольфеджио и истории музыки. В 2007 году инструмент вместе с гобоем был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из сложнейших духовых инструментов.
Особенности звучания
На сегодняшний день валторна повсеместно востребована в оркестрах. Она звучит как в качестве ансамблевого, так и сольного инструмента. Включается в композицию преимущественно в строе Фа, в составе большого духового оркестра — в строе Ми-бемоль. В диапазон входят основные звуки хроматического аудиоряда начиная от Си в контроктаве и вплоть до Фа во второй октаве.
Тембр звучания валторны довольно насыщенный на форте, но уже на пиано он становится мягким и мелодичным, а по мере приближения к нижнему регистру звучание приобретает грубоватый окрас.
Этот инструмент идеально передает и печальное, и праздничное настроение. Игра на нем позволяет извлекать удлинённые ноты, а также мелодии для широкого дыхания. Несмотря на это, объём расходуемого воздуха сравнительно мал.
Дополнительные аксессуары
Валторна — это весьма сложный музыкальный инструмент. Его конструкция включает вентили, трубки и мундштук. Все они требуют правильного ухода и дополнительных аксессуаров. Только в этом случае вы сможете на долгие годы сохранить мелодичное звучание этого уникального инструмента.
После каждого занятия и игровой сессии необходимо удалять изнутри валторны влагу, в противном случае она приведёт к коррозии. На большинстве инструментов для этого имеется специальный клапан слива жидкости. Помимо этого, каждый раз необходимо вынимать кроны клапанов, чтобы вывести воду и оттуда.
Чтобы предотвратить тугой ход клавиш и их залипание, еженедельно нужно смазывать все настроечные кроны, крепления клавиш и вентили. Каждые несколько месяцев валторна нуждается в комплексной очистке, как правило, для этого используют специальное мыло для медных музыкальных инструментов или любое другое чистящее средство аналогичного действия. Промывают инструмент гибкими ершиками, они позволяют произвести очистку даже в самых труднодоступных участках изогнутого корпуса.
В зависимости от варианта покрытия для полировки и чистки валторны применяются составы для золотых, серебряных и лаковых поверхностей. После каждой игровой сессии нужно стирать отпечатки пальцев специальной салфеткой, так как в них содержатся кислоты и жиры, оказывающие неблагоприятное действие на структуру металла покрытия и его цвет.
Хранить валторну нужно в специальном чехле. Футляр защитит его от влаги, попадания грязи и механических повреждений. Соблюдение этих простых правил позволит сохранить целостность самой валторны и всех ее комплектующих, предотвратит изменение и потускнение цвета, убережет подвижные элементы от преждевременного износа.
Комплексный уход за валторной позволит на долгие годы сохранить её звучание.
Как играть?
Звучание валторны можно варьировать при помощи специальных приемов. Так, чтобы рог извлекал «закрытые» звуки, необходимо прикрыть рукой раструб. Подобное звукоизвлечение дает приглушенный, но при этом нежный тембр.
Чтобы извлечь застопоренные звуки, в раструб духового инструмента вводят кулак — он выполняет роль груши. Это повышает звучание примерно на полтона. Звуки на форте при этом становятся хриплыми и рычащими, а на пиано приобретают звенящие нотки, напряжённо-тревожный окрас. Оба эти способа часто применялись в прошлом, чтобы придать натуральной валторне набор хроматизмов.
Существует даже отдельный прием звукоизвлечения, получивший название «раструбом вверх». Он позволяет получить максимальную силу звучания, в качестве сурдины при этом используется свободная рука исполнителя. Такой подход резко меняет звучание инструмента, на басах оно приобретает мистический и зловещий окрас.
Валторну относят к группе транспонирующих музыкальных инструментов строя. Именно поэтому в скрипичном ключе её партия записывается выше на квинту, а в базовом на квинту ниже реального звучания. При этом знаки альтерации выставляются непосредственно перед нотой, а не как это принято при ключе.
Известные валторнисты и произведения
Композиторы очень высоко ценили валторну. Так, Моцарт написал для этого духового инструмента целых 4 концерта. Авторами мелодии для неё стали Рихард Штраус и Рейнгольд Глиэр. В «Концерте №1» П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром этот уникальный инструмент звучит уже в самых первых тактах. А вторая часть знаменитой «Симфонии №5» этого композитора представляет собой глубокое соло на этом уникальном инструменте. Валторна слышится и в «Первой симфонии» Г. Малера.
В различное время своей игрой на валторне прославились такие знаменитые музыканты, как англичане Йозеф Лейтгеб и Брейн Деннис, немцы Бауманн Герман и Петер Дамм, чех Баборак Радек. Немало талантливых музыкантов было и среди наших соотечественников — Антон Иванович Усов, Буяновский Михаил, а также его сын Буяновский Виталий. На всю страну прославились Полех Валерий и Демин Анатолий.
Эти великие композиторы и исполнители были хорошо знакомы с валторной и понимали, какие замечательные и глубокие произведения можно исполнить на ней.