Люди, исследующие возникновение музыкальных инструментов, собирают информацию не просто по крупицам, а зачастую выстраивают сложные цепи взаимосвязей. Увы, справочного материала в этой области действительно недостает. Например, варган – интереснейший музыкальный инструмент, ассоциирующийся с магией и волшебством, но избытка информации и о нем нет. Потому любые исторические упоминания рассматриваются в подробностях и связываются с уже имеющимся материалом. Получается интересно.
Что это такое?
Варган – инструмент, который представлен язычком, свободно двигающимся в проеме рамки. В движение язычок приводится или пальцем музыканта, или дерганьем за нитку. Инструмент держат у рта, а резонатором служат и ротовая полость, и полость носа, и даже нижние дыхательные пути. Артикуляционный аппарат человека, его дыхание способны менять тембр варгана, усиливая обертоны в звуковом спектре.
Вариаций форм и видов варгана – огромное количество. Его изготавливают в самых разных точках планеты: в Полинезии, Азии, Штатах, Европе, России. Знают варган и в Африке, и на Ближнем Востоке. Правда, в эти регионы инструмент завезли колонисты, традиционным для них он не считается. Если собрать все вариации названий варгана, их будет около 1000.
Интересно, что, например, в английском языке варган называют «еврейской арфой», и это является единственным примером ассоциации инструмента с конкретной нацией. Слово «арфа» встречается в наименовании варгана в Скандинавии, например, munnharpa в Норвегии и Финляндии.
Чтобы отследить историю инструмента, нужно иметь достаточное количество археологических находок. И хоть экземпляров в ведущих музыкальных коллекциях мира достаточно, но исторической подлинности не хватает. Пластинчатые варганы редко находят, так как в дело их сохранности вмешивается климат, да и материал не совсем удачный с точки зрения долгого хранения. Но если уж находят, то это, как правило, инструменты, родственные эпохе Христа, а то и возрастом в 4 тысячи лет.
Чаще находят дугообразные варганы, правда, только дугу и находят – она сохраняется лучше остальных частей. А ведь без язычка инструмент фактически бесполезен, но только для игры, а как артефакт он все равно важен.
Согласно современным выводам ученых, скорее всего, родиной варгана является Азия. А в Европе инструмент оказался в XIII столетии. Более того, в Европу варган попал уже полностью сформированным. Но точно известно, что это древний инструмент. И распространялся по миру он, вероятно, посредством торговли.
Обзор видов
Сама конструкция варгана проста: неподвижная основа, в которой свободно колеблется язычок. Конструкция может быть цельной, а может быть и составной. Рассмотрим разновидности инструмента.
- Дугообразные. Их делают способом ковки из металлического прута, а по центру инструмента фиксируют стальной язычок, имеющий крючок на конце. Дуговой вариант считается более современным типом варгана, все же делают его из металла. Он имеет форму лиры. Дуговой вариант надо плотно прижимать к зубам, для того чтобы достичь громкого и выразительного звука. По сути, резонатором в этом случае выступает вся черепная коробка. Древним находкам 700-900 лет, по форме они напоминают заколку, дуга в них практически не выражена. Такие варганы найдены, в частности, в Швеции и Японии. Наверное, сначала форма действительно не была так акцентирована, явное формирование дуги случилось позже.
- Пластинчатые. Другое название – рамочные. Обычно это деревянный инструмент, находят бамбуковые экземпляры, а также варганы из кости. Металлические варианты губного инструмента появились позже. Выглядит он так: пластина, посредине прорезан язычок. Это было частью эволюции музыкальной щепки. Данный инструмент относится к идиофоническим, потому как язычок его сравнен с корпусом. Его надо прижимать к губам, а язычок начнет двигаться с помощью пальцев музыканта. Но можно использовать и нитку, которая будет двигать язычок.
Пластинчатые варганы считаются особенно хрупкими, звучат они не очень громко.
Популярные мастера и модели
Рассмотрим несколько популярных моделей инструмента.
- Инструменты Глазырина. Его изделия отличают громкость и чувствительность. Пусть их акустические свойства не самые выдающиеся (хотя и плохими их, конечно, не назвать), это самый массовый инструмент в мире варганов. Модель «Фантом» – одна из самых ходовых, от нее не отстает «Сверчок».
- Варганы Поткина. Лидеры среди алтайских мастеров, по качеству и стабильности инструментов лучше в этом регионе не сыскать.
Многие предпочитают модель ПП27 в качестве первого инструмента.
- Варганы Дубровского. Хабаровский мастер специализируется на басовых варганах, очень необычных внешне. Звучание их низкое и глубокое, тембр насыщенный, но нейтральный. Словом, идеальный вариант для любителей низкого звука.
- Инструменты Пыжова. Название модели «Лидер 85» – это сбалансированный и аккуратный варган, имеющий ровный тембр. Хороший вариант для начинающих.
- Инструменты Коваценко. Изделие имеет жесткий и массивный корпус из стали, звук инструмента богатый, длительный – уходит глубоко, поднимается высоко. Имеет классическую форму, подходит для разных стилей игры.
- Варганы Волгутова. Известная модель «Ведун» – великолепное качество, громкий звук, интересный дизайн.
Для новичков очень удачный вариант, как и модель «Ручеек».
- Инструменты Масько. Очень красивые, можно сказать, дизайнерские инструменты по доступным ценам. Изготавливаются из бронзы и нержавеющей стали.
Можно заказать инструмент с волком, коброй, кельтским крестом, рунным деревом и другие варианты.
- Варганы Казанцева-Минакова. Алтайские мастера делают инструменты, которые по форме и размерам напоминают произведения Поткина, но отличаются деталями – ровненько срезанными внутри деками и полировкой поверхности.
Выбор инструмента – отдельное искусство, ведь должно совпасть все: и звучание, и дизайн, и размер, и цена, конечно.
Аксессуары
Футляры и чехлы – как вторая кожа, они важны и с точки зрения бережного хранения варгана, и с точки зрения завершения его облика. Самыми востребованными являются кожаные модели, обеспечивающие защиту язычка. Цвета разные, но в основном естественных оттенков. Наиболее популярными считаются коричневый, рыже-коричневый, бежевый, песочный. Не менее интересно выглядят и резные чехлы: они еще более аутентичны, чем кожаные.
Можно найти мастера, который сделает чехол или футляр по авторскому рисунку заказчика или по его словесному запросу.
Звучание
Игровую суть данного изделия демонстрируют язычок и его особенности. Та конструкция, у которой он длинный, даст звук пониже. А вот если в длинной модели будет язычок из металла высокой жесткости, он зазвучит выше и короче мягкого.
Перечислим основные свойства звучания варгана.
- Высота. Каждый варган имеет свою базовую частоту, с которой двигается язычок, она соответствует высоте низкого звука – наиболее низкого для этого инструмента. Если частота совпала с частотой определенной ноты, инструмент можно считать настроенным.
- Тембр. Набор обертонов является голосом инструмента. Изделия бывают трескучими и гладкими, первые звучат непривычно, значительный треск способен сбить с толку. А вот игра гладких требует мастерства со стороны музыканта.
- Жесткость язычка. Она определяет тактильные свойства процесса.
- Механика. Механические свойства – это возможность сохранять чистоту звука при переменных и значительных ударах, при разности вектора ударов по язычку.
- Чувствительность. Громкость звука разнится даже при ударах равной силы по язычку, чувствительность определяет отношение громкости звука к усилиям, которые затрачиваются на его получение.
- Громкость. Ассоциируется она обычно с тембром и чувствительностью. Если играть просто дома, без зрителей, громкость не так важна.
Варганную музыку нередко называют подходящей для медитации: глубокой, пронзительной, расслабляющей. И в этом также заключается польза инструмента, даже если не играть на нем на публике, он психотерапевтичен для самого человека, помогает собраться, настроиться, побыть с собой наедине.
Как выбрать варган?
Главное – определиться, для чего подбирается инструмент. Если просто для себя, для баловства, собственного интереса, вариант можно подыскать бюджетный. Это будет сродни знакомству. Если же пользоваться изделием человек станет часто и вырастут его запросы к инструменту, можно будет найти что-то более качественное и дорогое. Но сразу заказывать дорогостоящий варган не совсем верно, нужно еще посмотреть, как сложатся отношения с инструментом.
Второй вариант, не менее правильный – довериться профессионалам. Если к тому же профи учат игре на варгане, они же могут дать дельный совет по выбору инструмента. Причем он будет точен, так как они видят манеру игры ученика, его темперамент и личностные особенности, которые также имеют значение при выборе варгана.
Как научиться играть?
Можно использовать самоучители, видеоуроки, схемы-раскладки – работает все. Не нужно заставлять себя быстрее освоить инструмент: он слишком медитативный для такого напора. К нему сначала следует привыкнуть, оценить, попробовать играть в разных состояниях, в разное время суток.
Эти рекомендации также не будут лишними.
- Если сразу же варган показался не самым удобным в держании, это не повод отложить его и искать новый. Практически каждый инструмент создаст такое первое впечатление. К любому придется привыкать.
- Звук – это еще не все. Он не является самоцелью в том плане, что неважно, какие трудозатраты на его извлечение нужны. Нет, именно способ извлечения звука доминирует, усилие удара важнее.
- Не стоит просить близких оценить, как первый опыт, как звучит инструмент. Варган больше для игры, а не для слушания. Он служит не столько зрителям, аудитории, сколько самому играющему.
- Играя, следует почувствовать все звуки – и гласные, и согласные. Следует открывать/ закрывать горло, пробовать шевелить гортанью. Словом, игра на варгане – это отличное поле для экспериментов и изучения способностей своего организма в том числе.
- Внимание надо уделить каждому движению, оценить результат, попробовать по-другому. Для музыкантов с холерическим темпераментом это, конечно, будет непросто.
- Если играть на варгане, стоя посреди помещения, звук будет одним. А вот если встать к окну или с упором к стене, звук примет другие очертания. И в этом особенный интерес изучения варгана.
Чтобы играть на инструменте, даже не нужно знать ноты, вот почему варган называют специфическим инструментом. Даже не обладая музыкальным слухом, можно его освоить.
Что делать первый раз с варганом в руках – советы специалистов.
- Округлую часть инструмента можно положить на указательный и средний пальцы. Фиксация происходит большим пальцем в точке, где крепится язычок. Важно организовать тесное прижатие двух направляющих изделия к зубам. Главное, чтобы язычок при игре не встречал препятствий.
- Инструмент следует прижать к зубам, отвести язычок и быстро отпустить. Так можно услышать голос варгана. Из него нужно постараться извлечь побольше разных звуков.
- Можно подвигать языком, прижать его к небу: то значительно, то легким касанием. Язык можно перемещать из стороны в сторону, можно попытаться даже засунуть его в горло.
- Надо закрыть горло, имитируя воду во рту. Потом поиграть на вдохе и выдохе. После одного удара по язычку инструмента глубоко вдохнуть – так вибрирующий звук может длиться до минуты.
- Если в процессе игры издавать звук горлом, получится горловое пение. Два звука можно объединить.
Главные принципы обучения игре на этом инструменте – импровизация, поиск, настойчивость.
Интересные факты
Для тех, кто уже заинтересовался варганом, еще несколько любопытных фактов:
- в древние времена он использовался как священный инструмент, участвующий в ритуалах, а позднее применялся и как прибор для обряда исцеления;
- Австрия была самой активной в смысле производства губных инструментов европейской страной;
- известный органный творец Фридрих Бушман, вдохновившись язычковой системой варгана, придумал губную гармошку;
- говорят, что предок варгана – обычная щепка, тувинские инструменты наводят исследователей на такую мысль;
- в фильме Динары Асановой «Что бы ты выбрал?» звучит варган, и говорится о нем, как о вещи необходимой;
- на старинных европейских живописных полотнах можно увидеть, что даже ангелы играют на варгане.
Хобби, серьезные уроки или профессия – варган может использоваться во всех этих вариациях, все зависит от играющего. Но если осваивать его даже только ради медитации, это точно того стоит.
О том, как играть на варгане, смотрите в следующем видео.