Музыка всегда присутствовала в жизни человека. С появлением музыкальных инструментов, таких, как зурна, жизнь людей стала более красочной и интересной. Это стало проявляться в положительных эмоциях человека.
Особенности
Зурна – это старинный деревянный духовой музыкальный инструмент. У него весьма богатая история. В переводе с персидского его название означает «праздничная флейта». В древние античные времена подобием зурны был музыкальный инструмент авлос, известный со времён Древней Греции. Из этих мест он и распространился по всей планете. В России про этот инструмент пишут в летописях, датированных XIII веком. Зурна не стала популярной у славянских народов. Зато получила широкое распространение среди народов Среднего и Ближнего Востока, по среднеазиатской территории, в Балканских и Кавказских горах.
В каждой стране для изготовления зурны применяют разные материалы и делают её по-разному. В качестве сырья используют жёсткие породы дерева. Обычно её делают из древесины тутовника, орешника или абрикоса. В азербайджанской местности, в районе местечка Мингечевир, во время археологических раскопок нашли четыре экземпляра инструмента из оленьего рога. В Азербайджане зурна – поистине народный инструмент, её называют «глашатаем» счастья и успехов народа. Ещё её прозвали «гара зурна», что означает «чёрная зурна». Такое понятие пошло от цвета дерева инструмента, приобретающего со временем чёрный цвет.
Выглядит и похожа зурна на деревянную трубку с расширяющимся клином. На ней расположены 9 отверстий, последнее из которых размещено с обратной стороны трубки. Составляющими частями зурны являются ствол, втулка, штифт, трость, розетка, колпачок. Вверху, где крепится палка, диаметр трубки составляет всего лишь 20 мм. В нижней части инструмент имеет форму раструба диаметром 60-65 мм. Чубук делают из камышиных веток длиной 7-10 мм, и он в два раза короче, чем у гобоя. Преимущественно, по внешнему виду зурна напоминает гобой.
Старейшие зурначи Республики Азербайджан помнят зурны с трубами разного размера. Они имели каждая своё название.
- Баш-тавар. Инструмент длиной 350-370 мм.
- Орта-тавар. Величина трубки равнялась 300 мм, и её применяют до сих пор.
- Джуре. Габариты составляют 250 мм.
- Орта-джуре. Равна 200 мм.
- Аяг-джуре. Самая короткая – 150 мм.
Между собой они различаются на половину тона. С помощью зурны исполняют мелодии, подходящие для народных танцев и песен, на ней играют на свадьбах и народных праздниках. Этот инструмент подходит для исполнения героических мелодий, маршей, воспевающих национального героя Кёроглу.
Звуки зурны можно услышать в ансамбле зурначей. К самым известным ансамблям причисляют «Дженги» под руководством Манафа Мамедова из азербайджанского города Сальян, и «Чырахгала» под управлением Нурага Рахманова из городка Девечи. В состав ансамбля «Дженги» входят 7 зурн, 1 бала-бан, 4 нагары.
Как звучит?
Зурна обладает небольшим диапазоном, который равен 1,5 октавы. Они составляют аккордовые гаммы, начиная от «си-бемоль» малой терции и заканчивая нотой «до» 3-й октавы. Музыка, исполненная на зурне, зависит от профессионализма музыканта. Известные исполнители могут заставить инструмент издавать завораживающие, приятные звуки, ласкающие слух. Они могут играть ноту «до» 4-й октавы. Сами музыканты называют такие звуки «звуки сэфир».
Этот музыкальный инструмент чаще всего используют на улице, под открытым небом. Звуки зурны неповторимы, насыщены и пронзительны. И сам инструмент неприхотлив к смене погоды. В зависимости от разновидности, издаваемые звуки незначительно отличаются друг от друга. Довольно популярны такие, как гара-зурна, джура-зурна, шехаби-зурна. В известном и основном жанре национальной музыки Азербайджана (мугамате) на зурне играют в фольклорных концертах, чтобы исполнить музыку для танца джанга.
В ансамбле народной музыки зурна занимает солирующее место. В песнях «Дженги» У. Гаджибекова, А. Герая и С. Алескерова зурна продемонстрировала свои высокохудожественные возможности. Она также звучит и в симфонических оркестрах.
Известным азербайджанским композитором Дживанширом Гулиевым впервые была написана симфоническая пьеса для зурны.
Техника игры
Исполнителей-музыкантов, которые играют на этом инструменте, называют зурначи. Техника игры на зурне заключается в её правильном положении. Когда играют на инструменте, его располагают впереди себя немного под наклоном, чтобы исполнитель касался розетки инструмента губами. Воздух, проходящий через полости трости, штифта и втулки, наполняет ствол.
Применяют метод звукоизвлечения (резонирования). Для этого воздух вдыхают носовыми пазухами, тут же выдыхая его через ротовую полость. Из-за этого звук музыкального инструмента длится долго и не прерывается. Для исполнения коротких мелодий музыкант старается дышать ртом. Для воспроизведения длительных и протяжных звуков зурначи дышат через нос. Ротовая полость и объём лёгких служат ёмкостью, откуда воздух перемещается в часть инструмента, издающую мелодию.
Этот метод дыхания при игре на инструменте позволяет издавать протяжные и мелодичные звуки.
В Азербайджанской Республике получили известность виртуозы-исполнители. Их имена передают по традиции будущему потомству:
- в Карабахе известны Наджафгула, Мамед, Акбар, Черкез, Гашим;
- в Товузе это Овала;
- в Ширване прославились Али Керимов и Мансыр Рустамов;
- в Басаркечаре – Меджид Шихалиева;
- в Губа-Хачмазском районе – Гарачы Ага, Гюль-баба, Уста Аловсат.
Продолжателями их мастерства стали:
- Габибиллах Джафаров и Алафсар Рагимов из Шекинского района;
- Акбер Гасанов и Аббас Исмайлов из Товуза;
- Мамед Мамедов из Шамкирского района;
- Манаф Мамедов из Сальяна;
- Алиш Мурадов из Агдамского района.
Сегодня этот духовой инструмент, помимо Азербайджана, под тем же именем знаком жителям Турции, Грузии, Армении, Дагестана, Чечни, Ингушетии и Ирана.