Заучивание стихов оказывает положительное влияние на биохимические процессы мозговой деятельности человека. Дети легко запоминают зарифмованные фразы. Подростки и взрослые тоже могут освоить быстрое запоминание стихотворных строк.
Как правильно учить?
Многие люди жалуются на плохую память и на неспособность удерживать в своей голове поэтические произведения. На самом деле стихи запомнить намного легче, чем прозу. Любое стихотворение имеет свой ритмический рисунок, рифму и эмоциональный фон, поэтому его легко можно выучить.
Для этого надо правильно определить профилирующий вид своей памяти.
- С хорошей слуховой памятью для эффективного заучивания необходимо стихи читать вслух или прослушивать их аудиозапись в исполнении профессионального актёра либо победителя конкурса чтецов.
- При преобладании зрительной памяти нужно использовать печатное издание, постараться запомнить расположение стихотворного текста на странице и его шрифт, мысленно представить страницу с напечатанным стихотворением.
- Развитая моторная память предполагает аккуратное переписывание стихов с использованием разноцветных ручек. Можно рядом со строками делать рисунки. Поэзию можно сопровождать жестами и пантомимой.
- Имеющим прекрасную эмоциональную память во время заучивания строф надо представлять себе дуновение ветра, различные ароматы, например, любимых духов или луговых трав. При воспроизведении рифмованного текста надо восстановить в памяти все использованные эмоции.
Немаловажным моментом является правильное распределение времени. Школьникам надо учить наизусть стихи заранее.
- В первый день идёт заучивание всего зарифмованного текста. Сначала его читают вслух, мысленно проникают в содержание: стараются понять смысл и представить, что хотел донести автор до слушателя. Значение незнакомых слов следует обязательно уточнить. Произведение нужно читать несколько раз подряд, желательно вслух. Можно к визуализации добавлять звуковое сопровождение. Затем потребуются сутки, чтобы текст закрепился в голове.
- На следующий день необходимо воспроизвести наизусть всё стихотворение. Забытые строки надо восстановить в памяти по напечатанному тексту.
- Третий день понадобится для повторения всего произведения и репетиции чтения вслух с выражением.
Быстрые техники запоминания
Некоторым людям подходит способ запоминания поэтических строк перед сном. Считается, что мозг за ночь переосмысливает полученную информацию и фиксирует её в своих структурах. А утром строфы сами собой извлекаются из памяти.
Классический приём «пирамиды» используют при построчном заучивании поэзии. После выученной первой строфы запоминают следующие строчки и нанизывают их на предыдущие. И таким способом учат наизусть всё стихотворение: 2 строки + 2 + 2 + 2…
Приём разбивки стихотворения предполагает деление всего поэтического произведения на логичные небольшие отрывки. Сначала заучивают первый смысловой фрагмент на протяжении определённого времени, повторяют его мысленно при совершении любой бытовой работы. Потом переходят к запоминанию следующей строфы. После этого проговаривают объединённые выученные части.
Когда человеку удаётся запомнить очередной стих, он продолжает последовательно заучивать следующие отрывки. Затем надо все выученные рифмованные куски объединить и продекламировать стихотворение целиком, при этом можно подглядывать в напечатанный текст, чтобы зрительно зафиксировать в памяти стык начала строк одной части с концом предыдущего фрагмента.
Актёрская техника запоминания предусматривает разыгрывание стихотворения в виде сценки. При желании выступление можно организовать перед друзьями, соседями, членами семьи или перед любимыми питомцами. Этот способ позволяет сосредоточиться, расставить все акценты и подобрать необходимую интонацию.
Вначале можно подсматривать в текст, затем желательно не пользоваться подсказками. В ходе импровизации строки воспроизводятся сами.
Существует музыкальный метод запоминания стихов. Люди, обладающие хорошей слуховой памятью, подбирают небыструю приятную музыку, на которую накладывают стихотворный текст. Мелодию слушают через наушники на прогулке, во время занятий спортом, в общественном транспорте и мысленно повторяют выученные рифмованные фрагменты. Слуховой способ даёт возможность запомнить большое поэтическое произведение за считаные минуты.
Любой, даже очень большой фрагмент поэтического произведения можно запомнить быстро, если сопоставить себя с главным героем. Для этого надо мысленно представить все его действия, построить в голове образные логические цепочки, создать ассоциации.
Большое стихотворение можно выучить наизусть за 5 минут с помощью разбивки текста на отдельные фразы и кодирования их в картинки. Необходимо для каждой строчки подготовить свою локацию и соединить её с закодированными образами. Для воспроизведения стихотворения понадобится вспомнить все локации.
Научиться быстро запоминать очень большой стихотворный текст можно при помощи мнемотехники. Данная методика активизирует образное мышление, ведь акцентирование внимания на словах, попытка удержать их в своей памяти далеко не всегда может увенчаться успехом. Если увидеть в простом рифмованном наборе слов яркие образы и живые сюжеты, то время на заучивание поэзии заметно сокращается.
Но не все методы мнемотехники годятся для заучивания стихотворных строк. Использование матрицы больше подходит при запоминании прозы, потому что она позволяет зафиксировать в памяти текст и воспроизводить его по определённой структуре не буквально, а своими словами, то есть передавать его смысл. Воссоздание заученных данным методом стихотворных строчек может привести к абсурду.
Например, этим способом кто-то кодирует стихотворение А. Блока:
Мне гадалка с морщинистым ликом
Ворожила под тёмным крыльцом.
Очарованный уличным криком,
Я бежал за мелькнувшим лицом.
Передача строк отложенными в памяти образами, привязанными к определённым местам в квартире, может привести к такой нелепости:
Я и ворожея со сморщенным лицом
Раскладывали карты под тёмным крыльцом.
Мне безумно понравился уличный крик,
Побежал я за головой, увиденной вмиг.
В данном случае лучше всего каждую строчку превратить в образы. Сначала надо представить, как на вас смотрит пресмыкающийся «гад» в ярком цветастом женском платье. Мордочка с глубокими морщинами обрамлена и похожа на икону. Вторую строчку можно интерпретировать в воображении, будто воры жили под тёмным крыльцом. И таким способом всё стихотворение нужно мысленно превратить в красочные образы. Воображаемые картинки должны быть связаны с предыдущими строками.
Рекомендуется ритмично декламировать строфы вслух и мысленно представлять созданные образы, каждый из которых должен подчиняться определённому ритму.
Полезные советы
- Тренировать память можно ежедневным заучиванием хотя бы одного четверостишия. Такой процесс улучшает концентрацию внимания и помогает избежать забывчивости, рассеянности.
- Большую помощь в запоминании стихов оказывают специальные приложения, имеющиеся на любом смартфоне.
- Для эффективного запоминания стихов необходимо завершить все начатые дела, выбрать подходящую обстановку и удобное положение, сосредоточиться. Проговаривать каждую строфу лучше всего в полной тишине при отсутствии любых посторонних звуков.
- Хорошее настроение и позитивные эмоции имеют немаловажное значение. Раздражённый, расстроенный или слишком возбуждённый человек вряд ли сможет сконцентрировать своё внимание, поэтому необходимо успокоиться и расслабиться.
- Специалисты советуют поделить стихотворный текст на несколько логических фрагментов, каждому из которых надо дать своё название.
- Можно выписать на отдельном листке только первые слова всех строчек и по ним извлекать из памяти весь рифмованный текст. Следует обращать внимание на расположение текста и даже на запятые. Зрительная память фиксирует все детали, которые мысленно можно воспроизвести в любой момент.
- Нужно делать паузу при возникновении затруднения в процессе запоминания. Лучше всего отвлечься на другое занятие. После непродолжительного переключения можно вернуться к тому отрывку, на котором была сделана остановка.
- Если какая-то строфа никак не запоминается, рекомендуют её записать на отдельном листочке.
Психологи предлагают поиграть в такую игру: надо написать всё стихотворение, разрезать листок на отдельные полоски с одной или двумя строчками, которые нужно перемешать, и затем восстановить текст. Второй этап предполагает каждую полоску разрезать поперёк, разделив строчку пополам. Следует опять перемешать все фрагменты и снова разложить их в нужном порядке.
В конечном итоге предлагается разрезать текст на отдельные слова. В таком случае при сборке всего стихотворения запоминание происходит в течение 5 минут.