Память

«Кривая забывания» Эббингауза: описание и применение для запоминания

«Кривая забывания» Эббингауза: описание и применение для запоминания

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Методики повторения
  3. Закономерности запоминания

Как можно усвоить нужную информацию раз и навсегда, как не откладывать в голове ненужные знания? Наверняка подобные вопросы мучают не только студентов и представителей умственного труда. Ответ еще в XIX веке дал психолог из Германии Герман Эббингауз. Он построил так называемую «кривую забывания».

Что это такое?

Немцу было интересно, как работает память человека, что он запоминает и забывает в первую очередь, а что дается сложнее. Для того чтобы понять этот процесс, ученый проводил различные эксперименты. Для начала он давал своим подопечным задание выучить ряд совершенно бессмысленных слогов. Он составлял их из двух согласных и одной гласной.

Одним из условий была полная бессмыслица – сочетания звуков не должны были вызывать ассоциацию с каким-либо существующим словом. Поэтому он предлагал такие слоги, как «кен», «хат», «зыф», «чуц», «фют» и так далее.

Задача испытуемых заключалась в том, чтобы запомнить их стопроцентно и произнести без единой запинки. Причем делалось это всегда в одно и то же время, при одних и тех же внешних условиях.

Таким образом увлеченный психолог старался исключить факторы влияния на процесс запоминания извне — ничто не влияет на сам процесс.

Если набор бессмысленных слов заканчивался, то ученый менял их местами и просил присутствующих выучить и их. После того как участники эксперимента справлялись с поставленной задачей, им предстояло еще одно испытание. Повторить несвязанную речь через определенное время. Так Герман Эббингауз и открыл свою кривую, которая отражает процесс забывания информации человеком. График выглядит следующим образом.

Быстрее всего наш мозг расстается с информацией в течение часа после ее получения. Он отсекает большую половину — около 60% ненужных сведений. По истечении 10 часов он оставляет всего 35% вызубренного нами текста. А вот далее процесс сильно замедляется. Даже через 6 дней в голове остается примерно 20% полученного почти неделю назад набора слогов.

Что интересно, этот результат практически не меняется и через месяц. Мозг по-прежнему выдаст 20% набора звуков. Однако это было не единственной целью исследования.

Задач было несколько.

  • Изучить, сколько в принципе готов вместить в себя человеческий мозг.
  • Выяснить, что нужно сделать для того, чтобы продлить время хранения этой информации. Немецкий специалист использовал для этого метод повторения.
  • Установить сроки повторений для лучшего запоминания информации.
  • Выяснить, как должна быть расположена информация, чтобы она легче запоминалась.

Методики повторения

Чтобы нарушить законы забывания, полученные в результате построения своей кривой, Эббингауз вывел другое правило — сохранения полученной информации.

В русской интерпретации оно звучит так: «повторение – мать учения».

Сейчас психологи советуют два графика повторений. Первый оптимален для тех, кому нужно справиться с задачей быстро, да и полученная ими информация необязательно должна остаться в памяти навсегда.

Второй больше подходит для тех, у кого есть время на изучение и необходимость использовать данные знания в течение долгих лет.

Способ «по-быстренькому» рассчитан на два дня. Схема такая.

  1. Повтор первый делается сразу после того, как закрыли книгу.
  2. Повтор второй необходимо произвести спустя 20 минут.
  3. Повтор третий должен состояться через 8 часов после второго.
  4. Четвертый повтор осуществляется ровно через сутки после третьего.

Способ для более долгого и более основательного запоминания сначала мало чем отличается от того, что «побыстрее», а вот затем будьте внимательнее и терпеливее, все выглядит так.

  1. Повтор первый проводят немедленно после чтения.
  2. Повтор второй сделайте минут через 20. Возможно увеличение интервала до получаса.
  3. Третий происходит на следующий день.
  4. Повтор четвертый выполняйте спустя еще 2 недели. Возможно увеличение интервала до 3 недель.
  5. Пятый повтор необходимо сделать по прошествии 2 месяцев. Возможно увеличение интервала до 3 месяцев.

Но если вам нужно «прописать» какие-то знания в своей памяти надолго, для вас подходит схема, которую разработали американцы Боб Салливан и Хью Томпсон. Для использования такой схемы, правда, стоит занести все даты исполнения в ежедневник. Тот, который у вас в телефоне, тоже подойдет и будет даже удобнее, электронный дневник даст вам сигнал к действию.

График выглядит так.

  1. Повторение первое осуществляется спустя 5 секунд после прочтения необходимой вам информации.
  2. Повторение второе производится еще через 25 секунд.
  3. Третье повторение нужно сделать спустя 2 или 3 минуты после второго.
  4. Четвёртое происходит по прошествии 10 минут.
  5. Пятое повторение делайте еще через час.
  6. Шестое не забудьте произвести спустя 5 часов.
  7. Повторение номер 7 должно состояться через сутки.
  8. Повторение восьмое осуществляете спустя 5 дней.
  9. Повторение номер 9 происходит, когда минует еще 25 суток (то есть через месяц после первого знакомства с материалом).
  10. Повторение десятое осуществляется еще через 4 месяца.
  11. Повторение номер 11 — финальное. Должно быть сделано спустя 2 года.

Если вы воспользуетесь таким графиком, то выученная вами информация останется с вами до конца жизни.

Есть и еще несколько хитростей, которые человеческому мозгу не удалось скрыть от ученых.

Закономерности запоминания

Вы более эффективно сможете использовать разработки ученых в плане облегчения запоминания, если точно будете знать, какие закономерности у запоминания сведений существуют. Их несколько, они довольно просты.

  • Человек запоминает больше и лучше осмысленные тексты, чем те же слоги Эббингауза, например. Интересно, а все ли его испытуемые проходили опыт до конца? Возможно, некоторые не выдерживали такой атаки на мозг. Так называемый «зубреж» куда менее эффективен, чем заучивание осмысленное.
  • Количество информации и темпы ее заучивания находятся друг от друга не в прямой зависимости. То есть выучить два стихотворения вовсе не в два раза сложнее одного. Для этого потребуется больше времени и энергозатрат, чем если просто умножить и то и другое на два. Чем больше – тем дольше и сложнее.
  • Количество повторений должно быть ограничено. Вернее, толку от чрезмерного усердия не будет никакого. Не стоит в сотый раз зачитывать отрывок из книги, которую вы уже зачитали до дыр. Результат ничем не будет отличаться от того, который вы получили после двадцатого повторения, он не станет лучше.
  • Информация, которая нам по-настоящему нужна, хранится в нашей голове значительно дольше, чем та, которая нам необходима только лишь для того, чтобы сдать экзамен. Поэтому если хотите запомнить что-то хорошо, найдите этому практическое последующее применение в жизни.
  • Объем запоминаемой информации в определенный промежуток времени будет больше, если эта самая информация будет разноплановой. Меняйте темы заданий, чередуйте их и тогда вам проще будет справиться.
  • Лучше запоминается то, что стоит в начале и замыкает материал. Проверьте сами, попросите, чтобы кто-то составил вам список из 10 любых слов. Некого попросить? Воспользуйтесь следующим набором: «лампочка, клавиатура, лес, магазин, парта, тряпка, голова, компьютер, веник, грядка». Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести прочитанное.

С большой долей вероятности первое, что придет вам на ум будут слова «лампочка» и «грядка». Кстати, открытие этой закономерности также приписывается Герману Эббингаузу. В его трудах она называется эффектом края.

1 комментарий
Анна 04.04.2021 08:33
0

Очень полезная информация. Давно интересуюсь темой быстрого запоминания. В университете было очень тяжело запомнить огромные объемы информации, все возможные законы, формулы. Приходилось все зубрить, сидеть по несколько дней. Потом, я поняла: нужно что-то менять и начала искать информацию. Оказалось, что запоминать это не так и тяжело.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.