Память

Механическая и логическая память: отличительные особенности и способы развития

Механическая и логическая память: отличительные особенности и способы развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Характеристика и особенности
  2. Механизм запоминания
  3. Функции
  4. Способы развития

Подавляющее большинство людей полагает, что память — это просто своего рода «склад» для информации. Однако профессионалы давно выяснили, что существуют как минимум две разных составляющих — механическая и логическая память. У них есть свои отличительные особенности и специфические способы развития.

Характеристика и особенности

В психологии разницу между видами памяти выделяют не только потому, что это удобно. Ряд исследований показал, что такое разделение соответствует подлинной реальности. Так, механическая память человека подразумевает сохранение материала и фактов в том состоянии, в котором они были поняты. Если, к примеру, изучается иностранный язык или ранее неизвестные термины родного языка, то слова будут усваиваться изолированно. Иностранный язык упомянут неслучайно. Только чисто механически можно первоначально усвоить непривычные для себя слова и грамматические структуры.

Они в таком случае формируют четкие, яркие и сочные образы. Попытки отказаться от использования механической памяти неизбежно провоцируют существенные ошибки. Но она нужна не только в чисто информационном плане. Именно на механической памяти в конечном счете основывается выработка простых двигательных стереотипов, в том числе навыков выполнения физических упражнений.

Необходимым условием успеха является большая пластичность нервной системы.

Но механическая память имеет и существенные ограничения. Так, она, хотя и ценна как оперативная помощь в сложных случаях, не позволяет отсеять сразу ошибки и недочеты. Если готовые речевые формулы или атлетические упражнения освоены сразу неправильно, исправить эти отклонения будет крайне трудно. Многим людям это даже практически невозможно сделать. Кроме того, даже при незначительном изменении условий или требований применение механически усвоенного навыка затруднено.

Иначе работает логическая память. Она концентрируется не столько на наружной форме, сколько на содержании отрабатываемого материала. В этом случае внимательно изучаются определения различных терминов, формируются смысловые цепочки между конкретными фактами и суждениями. И даже в тех же физических определениях можно проследить свою логику, последовательность. Осваиваемая информация тщательно анализируется, разделяется на составные части. Впоследствии всегда можно даже поменять эти информационные блоки местами или творчески использовать их в нестандартной, заранее непредвиденной ситуации.

Логическая память не опирается все же исключительно на анализ материала. Его также необходимо систематически повторять. Но повторение это содержательно иное, чем при механическом воспроизведении.

Обязательно обращается внимание на смыслы осваиваемой информации. Использование логической памяти более трудоемко, но зато достигается более прочный результат.

Механизм запоминания

Разница между двумя видами памяти выражается не только в том, как они устроены с точки зрения психологии. Профессионалы знают, что механическая память основана в большей мере на первой сигнальной системе. Логическое запоминание тоже опирается на этот уровень психики, но все же оно в основном использует возможности второй сигнальной системы. Стоит учесть, что механическое усвоение информации имеет важное преимущество — оно практически неисчерпаемо. Во всяком случае ни один специалист не может уверенно сказать, какова вообще емкость этого вида памяти.

Но то, что усвоено механически («зазубрено») может быть столь же легко забыто. Только при систематических новых повторениях информация будет сохранена на более долгий срок. К примеру, имена людей, адреса или номера телефонов, которые перестают быть актуальны, довольно быстро забываются. А вот выстроив четкие логические цепочки, можно свести этот риск к минимуму. Безусловно, исследования обоих видов запоминания еще откроют немало интересного, но уже не опровергнут эти основные факты.

Функции

В реальной жизни, причем в каждой профессии, человеку нужны и механическая, и логическая память. Однако пропорции между ними сильно отличаются. Чем более динамично развивается определенная сфера, чем сложнее она устроена, тем меньше можно полагаться на некий раз и навсегда усвоенный материал. И даже основные практические подходы со временем устаревают. Механическое запоминание эффективно, когда требуется зафиксировать:

  • имена и даты;
  • цифровые показатели;
  • табличные данные;
  • длинные списки;
  • тексты официальных документов;
  • поэтические произведения;
  • формулы, применяемые в науке и технике, формулировки законов природы.

Если взять в качестве примера спортсмена, то элементарные движения и манипуляции он будет усваивать механически. И это наиболее оправданный путь, ведь они станут повторяться постоянно. А вот общая стратегия, ведущая к победе на соревнованиях, приемы, позволяющие одержать верх над соперниками, — это уже прерогатива логической памяти. Чем больше сложной техники применяется в деятельности человека, тем больше придется делать упор именно на смысловые взаимосвязи. А вот в административной сфере, делопроизводстве основное значение имеет упор на шаблонные, повторяющиеся действия и схемы.

Способы развития

У детей и подростков важно развить в одинаковой мере механическую и логическую память. Первую — потому что в учебных заведениях им приходится осваивать огромный объем информации. Вторую — потому что важно привить и навыки рационального осмысления поступающих данных. Но тут важно обратить внимание еще и на временные этапы процесса запоминания. Кратковременную память развивают, усиливая способность переводить данные из абстрактного в образное состояние.

Для этой цели подойдут различные варианты образной визуализации. У детей в дошкольном возрасте непосредственное механическое запоминание развито очень интенсивно. По мере взросления эта способность неуклонно сокращается. Но все же психологи рекомендуют такие приёмы усиления механической памяти у детей, как:

  • отказ от усвоения всего материала в один подход, разделение его на части;
  • комбинация простого повторения с попытками воспроизведения;
  • применение мнемотехнических методов;
  • периодическая смена характера интеллектуального труда;
  • поддержание максимального разнообразия усваиваемого материала.

Развитие логической памяти происходит несколько иначе. Для этого требуется при изучении каждой задачи (проблемы) деление ее на составные части. Необходимо понимать, что именно и для какой цели изучается.

Полезно потратить время на оформление схем, графиков, таблиц и других способов представления взаимосвязей между данными. Такой подход позволит сэкономить в дальнейшем гораздо больше усилий.

Если поступает какая-либо новая информация, надо всегда думать о том, как она влияет на уже сложившуюся картину представлений. Порой из-за этого приходится менять последовательность суждений и даже отказываться от прежних выводов. Но зато вместе с логической памятью будет развиваться гибкость мышления. Когда требуется усвоить нечто отвлеченное, полезно проработать ассоциации с более привычными вещами. Однако каждая ассоциация обязана быть броской и приковывать внимание своей необычностью.

Так, если просто попытаться мысленно расположить продукты, которые надо купить, в холодильнике, получится блекло и неэффективно. Но можно расставить их по маршруту похода в магазин, например:

  • пакет молока на зеленой лавочке;
  • куриные крылышки, торчащие из дупла дерева;
  • яблоки, которые кто-то выбрасывает из окна автобуса;
  • листья салата, развешенные на бельевой веревке;
  • ворону, перетаскивающую цепочку сарделек.

Чем ярче и выразительнее ассоциация (и конкретная ситуация), тем лучше. Для развития логической памяти нужны специальные упражнения, такие как «избыточное слово» (выделение того, что явно не вписывается в череду предметов или явлений по какому-либо признаку). Примеры:

  • «костер — мотоцикл — роса» (первые две вещи опасны, а третья нет);
  • «туман — сокол — район» (туман не имеет четких границ в пространстве);
  • «пика — антенна — глобус — рельс» (глобус — единственный не продолговатый предмет).

Можно поступить и так: бегло прочитать какой угодно текст, а затем на бумаге кратко изложить основные тезисы и нюансы. Потом эту запись сверяют с оригиналом. Иначе поступают, чтобы развить механическую память. Тут подойдут такие упражнения, как:

  • быстрый осмотр сложной геометрической фигуры или рисунка, с немедленным их воспроизведением;
  • беглое знакомство с объемной таблицей (то же самое по сути, но пишут уже цифры, которые смогли запомнить);
  • запоминание картинки, где названия цветов написаны не той краской, которую обозначают;
  • воспроизведение узора (орнамента);
  • повседневная тренировка — запоминание списка дел, покупок, звонков, встреч, запланированных на совещание или доклад тем, статей расходов и доходов в бюджете личном и бюджете организации «без бумажки».
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.