Top.Mail.Ru
Память

Оперативная память в психологии: что представляет собой и как улучшить?

Оперативная память в психологии: что представляет собой и как улучшить?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Основные свойства
  3. Как развивать?

По длительности хранения информации в структурах головного мозга индивида выделяют кратковременную (КП), долговременную (ДП) и оперативную память (ОП). Человек, получивший задание запомнить новые сведения, для успешного выполнения задачи обращается не только к ранее приобретённым знаниям (ДП), но и к конкретным указаниям и инструкциям, которые помогают воплотить намеченную цель (ОП).

Что это такое?

В середине ХХ в. учёные выявили происходящие оперативные преобразования в кратковременной памяти при осуществлении индивидом познавательных процессов. Во время выполнения сложных математических вычислений, при решении задач промежуточные результаты удерживаются в голове до тех пор, пока человек ими оперирует. Впоследствии часть действий забывается. Лишние для дальнейшей работы сведения вытесняются из памяти. Период их хранения определяется задачей, поставленной индивидом. Данные могут сохраняться от считаных секунд до нескольких минут. Вытеснение ненужных фактов освобождает место для усвоения новой информации.

Исследователи дали определение этому процессу. Оперативная память представляет собой удержание в мозговых структурах человека исходных данных, необходимых для выполнения отдельного акта действия. Основной характеристикой ОП является запоминание и воспроизведение сведений, нужных для осуществления конкретной операции в текущей деятельности.

Таким образом, оперативная память в психологии составляет промежуточное звено между кратковременным и долговременным запоминанием. Она работает при проведении индивидом актуальных операций в течение небольшого промежутка времени с целью сохранения следа образа, необходимого для выполнения текущей задачи.

Основные свойства

Функционирование ОП сопряжено с сильным нервно-психическим напряжением вследствие взаимодействия ряда противоборствующих центров возбуждения. ОП способна удерживать не более двух переменных факторов в момент оперирования с объектами, состояние которых меняется.

Человек прекрасно понимает сложные длинные фразы благодаря хорошей ОП. Осмысление текста происходит за счёт краткосрочного запоминания некоторых его элементов. Математическая задача поддаётся решению, потому что какое-то время в памяти удерживаются нужные цифры.

Оперативной памяти свойственны избирательность, поверхностность и непродолжительность. Например, при подготовке презентации школьник запоминает свой доклад до мельчайших подробностей, вплоть до выбора интонации в момент произнесения речи. После выступления суть изложенной информации остаётся в долгосрочном хранилище памяти, а мелкие детали и какие-то тонкости воспроизведения самой презентации стираются.

Как развивать?

Любой современный человек знает, что прокачать оперативную память компьютера означает тестирование её пропускной способности и латентности, а также добавление дополнительного объёма. Возможно ли человеку натренировать эту функцию головного мозга с целью увеличения ёмкости данного вида памяти? Улучшить продуктивность ОП можно посредством максимальной нагрузки, отсутствие которой ускоряет процесс ослабления и старения мыслительной функции.

Механическое зазубривание учебного материала не позволяет знаниям пробиться из оперативного хранилища в долговременный архив. Машинальное заучивание стихов и прозаического текста не способствует развитию ОП. Пользу приносит осмысленное запоминание рифмованных строк и прозы, пополнение словарного запаса, изучение иностранных языков, решение задач, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Перспективы укрепления ОП есть при условии выполнения ежедневных тренировочных упражнений. Примеры поставленных перед человеком задач:

  • ежедневное ведение дневника с фиксацией интересных сведений, полученных в течение дня;
  • проговаривание вслух любой воспринимаемой новой информации;
  • пересказ родственникам, друзьям, знакомым сюжетов просмотренных фильмов, содержания прочитанных книг;
  • письменное описание архитектурных особенностей увиденного здания;
  • составление фоторобота любого прохожего, случайно встреченного человека;
  • проявление интереса к освоению функций новых смартфонов и другой электронной техники;
  • ежевечернее восстановление в памяти пережитых эмоций, событий прошедшего дня с мысленным воссозданием мельчайших подробностей в обратной последовательности.

Память можно натренировать исключительно действиями. Решение простых задач, устные подсчёты без применения калькулятора являются великолепной тренировкой оперативной памяти.

Разделение на группы

Вся полученная информация должна подлежать структуризации. Разделение на блоки эффективно сказывается на конечном результате. Чтение по слогам, группам слов способствует организации целостности запоминаемого текста.

Для быстрого заучивания числа, состоящего из 9 знаков, советуют его разбить на части по 3 цифры. Допустим, нужно запомнить номер документа 314365404. Первую группу цифровых знаков можно связать с числом «пи». Вторую треть номера запоминают по количеству дней в году. Последняя цифровая группа ассоциируется с возникновением ошибки при поиске нужной информации в интернете, когда на пустом экране высвечивается надпись «Error 404 Not Found».

При объединении усвоенных отдельных цифровых групп воспроизведение всего номера происходит легко и быстро.

Мнемотехника

Информация любой сложности хорошо запоминается с помощью применения мнемоники, нацеленной на образное восприятие материала. Техника предполагает создание ассоциативных связей, усиление концентрации внимания. Поступающие сведения мысленно кодируют путём порождения образов. В ход идёт привлечение запахов, вкусовых ощущений, звуков, музыки, картинок и самых разнообразных эмоций.

Для запоминания важной информации не надо сразу же фиксировать её в блокноте. Сначала нужно в своём воображении создать образ, яркую ассоциацию. Чем абсурднее получаются ассоциативные ряды, тем легче запоминается необходимый материал. Воспроизвести в памяти список нужных покупок несложно с помощью способа привязки к предметам, встречающимся по пути от квартиры до супермаркета. Например, человек должен купить помидоры, сахар, консервированную кукурузу, тапочки, зубную пасту, детскую куртку, свежий номер любимого журнала.

При запоминании надо намеренно преувеличивать образы, оживлять предметы, видоизменять их, делать акцент на конкретной детали объекта. Не будет упущена ни одна покупка, если человек представит свой путь к месту приобретения товаров. При выходе из квартиры он в своём воображении натыкается на огромную гору свежих ярко-красных помидоров. Проходя мимо почтовых ящиков, потенциальный покупатель видит, как из их щелей быстро сыплется белоснежный сахарный песок.

Выход на улицу преграждает огромная банка кукурузы, размер которой может превышать человеческий рост. Из урны, стоящей возле скамейки у подъезда, торчат тапочки яркой расцветки. На лавочке небрежно раскиданы тюбики зубной пасты. Куст сирени накрыт детской курткой, сверкающей за счёт неоновой подсветки. Тропа завалена красочными журналами.

Привлечение музыкальных произведений к процессу заучивания помогает связать конкретные сведения с определёнными звуками. Впоследствии звуковые ряды позволяют без лишних усилий извлечь из мозговых структур нужную информацию.

Плюсом применения музыки для запоминания фактов является возможность расслабления психики и передышки в использовании активного внимания. Попутно снимается стресс.

Правильное питание, достаточное пополнение организма витаминами, здоровый образ жизни, полноценный сон, ежедневные прогулки, физические упражнения способствуют улучшению работы оперативной памяти. Желательно избегать отрицательных эмоций и стрессовых ситуаций. У курильщиков и любителей спиртных напитков происходит значительное снижение запоминания любых сведений, поэтому есть прямой смысл избавляться от вредных привычек.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.