Память

Виды упражнений для развития памяти

Виды упражнений для развития памяти

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Простые задачи
  2. Ассоциативное мышление
  3. Работа с изображениями
  4. Тренировка слуховой памяти
  5. Другие упражнения

А вы знали, что для нейробиологов фраза «У меня слишком плохая память» означает то же самое, что «Мне лень ходить в спортивный зал, поэтому я полный»? А всё потому, что память — это что-то вроде мышцы, которую можно и нужно накачивать. Она не может быть плохой или хорошей — могут быть только ленивые или, наоборот, трудолюбивые люди.

Сегодня мы поговорим о том, как в домашних условиях развить свою память, дадим рекомендации по её улучшению и приведём примеры полезных упражнений.

Простые задачи

Для начала немного теории. Довольно продолжительное время память считалась чем-то напоминающим большую картотеку, а процесс её ослабления с течением времени сравнивали с выцветанием чернил. В наши дни этот подход утратил актуальность, так как было доказано, что не существует одного-единственного участка мозга, отвечающего за запоминание информации и её воспроизведение.

Механизмы памяти учёными по сей день до конца не изучены. Единственное, в чём они сходятся — это то, что данную функцию нашего мозга можно и нужно развивать точно так же, как и все остальные. Этой проблемой занимались ещё древнегреческие мыслители, и многие придуманные ими упражнения дошли до наших времён через тысячи лет.

Предлагаем вашему вниманию самые популярные методы тренировки мыслительных процессов, которые при регулярных занятиях позволят вам многократно повысить скорость и качество запоминания необходимых вам данных.

Головоломки с отличиями

Самый простой и интересный способ, знакомый нам ещё с детства, — это головоломки с отличиями. Здесь человеку предлагаются картинки, на которых изображены практически идентичные рисунки, но с небольшими различиями. Для детей и взрослых задания могут отличаться — самым юным дают простые изображения, количество отличий в них обычно не превышает 10, а для взрослых предлагаются более сложные изображения с большим количеством деталей и мелких элементов, соответственно, и число различий тоже увеличивается.

Стихи и песни

С самого раннего возраста детей учат запоминать стихи и тексты. Этот навык нужно постоянно тренировать, даже если школьная программа больше не требует от вас подобных заданий. Когда человек часто заучивает небольшие стишки или рифмованные песенки, то со временем его память улучшается.

Конечно, намного проще работать с какими-то интересными материалами, однако, школьникам всё же стоит обратить внимание на ту информацию, которая, так или иначе, будет связана с учебным процессом.

Написание слов

С написанием слов связано сразу несколько довольно оригинальных упражнений.

  • Первое позволяет прокачивать линейную память. Вам нужно взять листок бумаги и записать на нём 10–20 слов, несколько раз перечитать их, сначала вслух, а потом про себя. После этого бумагу нужно перевернуть и написать всё то, что вы помните. Постепенно задание можно усложнить и написать эти слова в том порядке, в котором они были написаны первоначально. Ещё более сложным вариантом данного упражнения является задание воспроизвести все слова по памяти по алфавиту.
  • Второе упражнение тоже может показаться игрой: нужно придумать слова на каждую букву алфавита. Эта задача особенно актуальна, поскольку в процессе её выполнения человеческий мозг возобновляет доступ ко многим полузабытым словам. Таким образом он активизирует те связи между нервными клетками, которые вне решения данной задачи находились в «спящем» состоянии.
  • Это задание напоминает известную игру, когда каждому игроку необходимо придумать слово, начинающееся с буквы, на которую заканчивалось слово, произнесённое предыдущим игроком. Играйте со своими детьми 10–15 минут в день и вы гарантированно улучшите качество своей памяти.

Пересказ

Пересказ — это очень полезный навык, помогающий натренировать чтение, речь и, конечно же, память. Любому человеку, у которого имеются проблемы с запоминанием, необходимо давать сначала небольшие абзацы для прочтения, после чего он должен их пересказать. Постепенно можно переходить к большим объёмам информации.

В целом пересказ книг, рассказов и текстов позволяет не только натренировать процесс запоминания в мозге, но ещё и даёт возможность узнать какие-то новые интересные сведения, задуматься и поразмышлять над актуальными проблемами.

«Задом наперёд»

Довольно эффективная техника, которую можно использовать с самых ранних лет. Она нацелена на то, чтобы развить кратковременную память. Задание сводится к тому, что человеку нужно запомнить три простых слова из 2–3 слогов, а затем воспроизвести их в обратной последовательности. Постепенно задачу можно усложнять, увеличивая слова, затем переходя к словосочетаниям и даже длинным предложениям.

Ассоциативное мышление

Если вы намереваетесь улучшить качество своей оперативной памяти, то здесь невозможно обойтись без некоторых опорных точек, которые не дадут вам заблудиться в сложном лабиринте всех мыслительных процессов, происходящих в голове. На деятельность мозга влияет не только время, потраченное на упражнение, но и понимание самой сути мнемотехники. Именно поэтому существенный вклад в улучшение памяти человека могут внести упражнения, так или иначе связанные с ассоциативным мышлением.

Как известно, человек может лучше всего запоминать понятные для него вещи: говоря другими словами, информация остаётся в голове лишь в том случае, если индивид способен её осознать. Поэтому ассоциации становятся хорошим помощником в процессе запоминания. Принцип упражнений строится на том, что каждый новый образ в человеческом мышлении вызывает уже существующие образы и так или иначе связывает некоторые понятия.

Данные могут ассоциироваться по смежности (например, зима и холод), по контрасту (горячий и холодный) и некоторым другим критериям. Как показывает практика, лучше всего идёт запоминание в том случае, если используется не логическое мышление, а фантазия.

Поясним на примере. Детям будет намного легче запоминать цифры, если к каждой из них подобрать какую-то ассоциацию, допустим, записать числа на бумаге, а потом подумать, на что они похожи.

Так, цифра ноль похожа на яйцо, а число 8 напоминает снеговика. Кстати, такая практика позволит в дальнейшем лучше запоминать телефонные номера.

Очень важно использовать методику соощущений, при этом подключать лучше сразу пять органов чувств. Например, если вам нужно запомнить словосочетание «жареная картошка», то здесь можно привести сразу несколько ассоциаций: вспомнить, как она выглядит, какой у неё вкус, запах, и с какими звуками она жарится. Если при получении новой информации вы будете сосредотачиваться на своих чувствах и ощущениях, то воспринять эти данные и запомнить их будет намного проще. Согласитесь, сложно забыть все сведения, которые вызвали активность сразу нескольких анатомических структур вашего организма.

Обратите особое внимание на пиктограммы — такие «иконки» в нашей жизни мы встречаем повсюду: в книгах, логотипах торговых марок, телефонах. Пиктограммы служат хорошим средством для запоминания любых сведений. Выполнить упражнение несложно: нужно придумать какое-то предложение и постараться к каждому слову нарисовать соответствующий значок. Например, глагол «видеть» можно попробовать изобразить в виде глаза, а слово «вдохнуть» – через изображение носа и струйки пара. После того как вы прорисуете несколько предложений, нужно попробовать воспроизвести зашифрованный текст.

Ещё одно интересное упражнение на зрительные ассоциации. Человеку необходимо закрыть глаза и постараться вспомнить все объекты, которые он видел по дороге от работы к дому или к любому другому пункту. После этого их необходимо записать на листе бумаги по порядку либо нарисовать маршрут.

Такое упражнение позволяет развить последовательную память так, чтобы научить человека запоминать предметы и вещи в правильном порядке.

Работа с изображениями

Улучшение памяти невозможно без работы с картинками и развития лексики. Такие упражнения относятся к развивающим, направленным на концентрацию внимания. В самом простом исполнении вам потребуется любое изображение: на него следует смотреть около 3–5 минут, после этого нужно отвести глаза и постараться описать эту картинку. Такое упражнение желательно повторять несколько раз в день, причём делать это можно лёжа в кровати, сидя в кресле или занимаясь домашними делами.

Ещё одно упражнение. Необходимо взять несколько карточек с изображениями разных птиц и зверей, внимательно посмотреть на них, запомнить. После этого иллюстрации убирают и на листе бумаги записывают всех увиденных существ. Очень важно картинки регулярно менять — это позволит улучшить качество тренировки.

Более сложное упражнение. В нём карточки представляют собой не картинки, а содержат текстовые данные, например, имена людей и даты, связанные с теми или иными событиями в их жизни.

К примеру:

  • Катя и Женя поженились 15 июня 1996 года;
  • Маша родилась 3 декабря 2008 года;
  • Катя окончила институт 21 июля 2010 года;
  • новый торговый комплекс откроется 21 ноября 2021 года.

После того как вы прочтёте карточку, её необходимо перевернуть и попробовать по памяти воспроизвести всё то, что на ней было написано.

Это очень полезная гимнастика для ума — если прибегать к упражнению регулярно, то уже через некоторое время вы сможете заметить, что ваша память стала намного лучше.

Тренировка слуховой памяти

Многие делают упражнения, позволяющие улучшить зрительную память, и совершенно забывают о слуховой, развивать которую нужно так же активно. Лучше всего в этом помогает чтение книг: каждый день следует читать вслух по меньшей мере 10–15 минут. Кстати, школьники могут использовать для этого учебники — таким способом можно совместить выполнение домашних заданий с тренировкой памяти.

Довольно необычное задание можно выполнить вне дома. Например, по дороге на работу или просто в общественном транспорте незаметно слушать разговоры сидящих рядом людей и запоминать их, а после этого повторять отрывки из услышанного. Если для передвижения человек использует свой личный транспорт, то тогда повторять можно новости и рекламу. Обращаем внимание на то, что повторение полученных данных принципиально при выполнении этого упражнения, в противном случае метод попросту не будет работать.

Другие упражнения

Японские учёные полагают, что самым лучшим способом «прокачать» свой мозг и улучшить память является устный счёт, поскольку он предполагает активное вовлечение процессов, именуемых кратковременной или рабочей памятью, то есть той, что позволяет удерживать в голове всю необходимую текущую информацию.

Наверное, каждый сталкивался с такой ситуацией, когда вы приходили в магазин с намерением что-то купить, а оказавшись внутри, забывали, что именно вам нужно. Это указывает на то, что вас подвела кратковременная память. Здесь можно порекомендовать несколько упражнений. Самое простое – быстро посчитать в обратном порядке, например, от ста до единицы. Можно чуть более усложнить задание, например, выполнить обратный счёт тройками: 300… 297… 294 и так далее. Это упражнение лучше всех остальных способствует улучшению качества кратковременной памяти.

Шахматы – очень полезное упражнение на логику, которое уже давно воспринимается людьми как нечто большее, чем просто игра. Они вовлекают в работу все возможные виды мозговой активности. Это и неудивительно, ведь игрок должен наперёд просчитать ходы (и свои, и противника) и на основании этих вычислений выработать стратегию взаимодействия. Игра даёт большое количество впечатлений, а следовательно, улучшает нагрузку на рабочую память и тем самым способствует поддержанию мозга в активном состоянии.

Для повышения концентрации внимания и укрепления процесса сохранения полученной информации используют игры с поиском одинаковых изображений или фигур. Для этого на столе раскладывают 18–20 парных карточек, по очереди их переворачивают и запоминают, где какая находится. Цель игры: открыть карточки по парам и отложить в сторону. Кстати, такие тренажёры можно найти в интернете и использовать для ежедневных тренировок мозга, например, в общественном транспорте по пути на работу.

Большое внимание следует уделить тренировкам памяти у пациентов после перенесённого инсульта. Эта болезнь нарушает мозговое кровообращение, поражает доли и полушария головного мозга — в результате нейроны отмирают, и это вызывает ухудшение работы органа.

К сожалению, после инсульта в полном объёме восстановить память практически невозможно, однако, добиться существенного улучшения ситуации вполне реально.

Работа с пациентами начинается с самых элементарных упражнений.

  • Больному называют 1–2 буквы, после этого дают текст, в котором он должен их найти.
  • Перед пациентом ставят 3–4 любых простых предмета, он должен их хорошенько рассмотреть на протяжении нескольких минут, после этого убрать, перечислить названия и описать то, что видел. Такое задание необходимо постепенно усложнять и добавлять новые предметы или использовать более детальные.
  • Дайте больному изображения детей с указанием их имён. Каждый ребёнок на картинке должен отличаться каким-то элементом одежды — это может быть синий бант на голове, зелёные шорты или красное платье. Карточки следует перевернуть и попросить пациента описать, во что был одет каждый ребёнок.

Восстановление памяти у человека, перенёсшего инсульт, – это сложный, трудоёмкий и длительный процесс и, конечно же, здесь нельзя обойтись одними упражнениями – больному в любом случае нужно медикаментозное лечение. Однако регулярная практика позволяет существенно ускорить процесс реабилитации. Кстати, эти же задания будут полезны при начавшихся признаках деменции.

В целом можно сказать, что упражнения, направленные на тренировку памяти, позволяют существенно улучшить качество жизни человека и оптимизировать функции головного мозга. Улучшить память и концентрацию внимания помогают йога, физические упражнения, гимнастика на пальцах. Такие виды активности улучшают кровоснабжение мозга и позволяют добиться максимально возможных результатов запоминания информации.

Тренировать память нужно с раннего детства — это позволит ребёнку намного легче освоить школьный материал. В противном случае осилить программу, в которой с каждым годом приходится запоминать всё больше и больше новой информации, причём подчас совершенно неинтересной, будет сложно.

Особенное внимание тренировкам памяти нужно уделять людям старшего возраста. Только активные действия и постоянные мнемонические упражнения позволят им избежать многих проблем, с которыми сталкивается каждый человек, перешагнувший 60-летний рубеж.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.