Бывало ли с вами такое, что текст прочли, а ничего толком не запомнили? Сколько студентов и школьников сталкивались с подобным – нужно прочитать большой объем информации и (в идеале) запомнить хотя бы процентов 80 из него. А мозг отказывается. Но есть специальные техники, которые помогут запоминать прочитанное если не полностью, то очень многое из текста. Освоив их, вы больше никогда не будете переживать по поводу прочитанного – оно само отложится в вашей голове!
Основные правила
Существуют базовые приемы, которые позволяют запоминать прочитанное.
- Понимание. Человек запоминает лишь то, что понял. Как только он уловил мысль, заложенную в тексте, начало процессу запоминания уже положено. Чтобы проверить, достаточно пересказать содержание иными словами. Если это удалось, значит, вы запомнили написанное.
- Намерение. Человек запоминает то, что решил зафиксировать в памяти. Главное – желание отложить в своей памяти то, что нужно. Если оно есть, значит, процесс фиксации информации в памяти пройдет успешно.
- Зубрение. Это самый, пожалуй, старинный метод. Он требует значительных усилий от человека, больших временных затрат и не всегда дает желаемый результат. Однако, если человек не просто зазубривает большие куски текста, а вдумчиво читает, критически осмысливает его, составляет план или конспект, после чего закрепляет прочитанное повтором, шанс на успешное запоминание сильно увеличивается.
- Системность. Этот метод хорош, когда нужно запомнить большое количество дат. Необходимо придумать для них систему, благодаря которой именно у вас произойдет понимание, осмысление, а значит, запоминание прочитанного. Структурируйте текст, тогда зафиксировать его в памяти блоками будет значительно проще.
- Ассоциации. Попробуйте придумать нечто вроде «привязки» к информации, которая подлежит запоминанию. Тогда каждое определение будет вызывать у вас в памяти определенные ассоциации, благодаря которым вы вспомните и текст.
Последовательность запоминания состоит из 6 ступеней.
- Оценка того, что нужно отложить в памяти, выделение цели чтения. На этом этапе важно понимание сложности текста.
- Выбор подходящей техники чтения в зависимости от того, какую цель вы преследуете.
- Определение важных фактов, запоминание необходимого. Поиск ассоциаций, связующих деталей, которые необходимы для фиксации прочитанного в памяти.
- Формирование записей по тексту. Применение собственных сокращений, знаков, слов для передачи мыслей. На этом этапе можно использовать любые техники, которые помогают именно вам – «дерево» идей, построение диаграмм, выявление взаимосвязей и т. д. Записи – один из важнейших резервов для пробуждения памяти. Читая их впоследствии, вы сможете восстановить в голове практически весь текст.
- Повторение. Это можно сделать посредством формирования вопросов по тексту, пересказа текста исходя из сделанных записей. Пересказывать лучше не одномоментно, а по истечении нескольких дней после формирования записей.
- Применение знаний – последний этап. Каждое знание нуждается в том, чтобы его использовали.
Чем чаще вы будете применять его, тем лучше запомните.
Комфортные условия
Нужно обязательно запомнить одну вещь – ни в коем случае не учить и не заучивать что-то по-настоящему важное в условиях спешки, паники, стресса, нервозности.
По возможности обеспечьте себе тишину, покой, хороший свет. Чтобы запомнить все быстро и правильно, нужно настроиться на плодотворную работу – выспаться, отдохнуть, выбросить из головы лишние мысли и переживания. Не стоит пытаться делать все быстро. Да, вы можете «с наскока» запомнить что-то в первые полчаса, но с высокой вероятностью вы столь же стремительно это и забудете.
Скорость чтения
Не торопитесь. Все, что вы должны запомнить, должно быть прочитано медленно и вдумчиво. Осмысление прочитанного очень важно, бездумное стремление прочитать как можно больше в кратчайшие сроки не даст абсолютно никакой пользы – запомните текст вы плохо, да и восприятие прочитанного будет затруднено.
Конспекты
Удивительно, но конспекты двух людей, слушавших одну и ту же лекцию или читавших одинаковые учебники, различаются. Потому что все люди разные, они по-разному формулируют, мыслят и рассуждают. Давно подмечено, что студент, у которого в руках свой конспект, ориентируется в нем лучше и свободнее, чем если у него конспект другого человека, пусть даже и очень похожий. Это лишний раз доказывает важность личных записей по ходу услышанного, прочитанного, увиденного.
Конспект – это то, что показалось важным одному конкретному человеку, именно поэтому он легко вспомнит, о чем думал, что чувствовал и даже что делал, когда это писал.
Тренировка памяти
Память, как и любое чувство или состояние человека, можно улучшать и тренировать. Чем меньше вы заставляете ее напрягаться, тем более слабой она становится. Техник для тренировки памяти великое множество, однако самыми эффективными по-прежнему остаются следующие варианты:
- стихи, выученные наизусть, желательно малоизвестные и непростые в запоминании;
- учить по одному слову в день на разных языках: скажем, «ножницы» – на английском, немецком, польском, шведском и испанском;
- учить иностранные языки;
- читать энциклопедии и справочники, заучивать информацию и т.д.
Лучшие техники
Личные пометки – то, о чем очень часто забывают люди во время чтения. А ведь этот метод – не что иное, как письменное фиксирование основной мысли. Вы можете подчеркнуть понравившуюся вам формулировку или выписать ее в специально предназначенный для этого блокнот. Позже, просматривая свои записи, вы сможете восстановить в памяти большую часть прочитанного, особенно если читали не бегло, а обдуманно.
Если вы работаете со значительным объемом информации, попробуйте каталогизировать ее, разбить на подгруппы. Например, «цитаты», «идеи», «слоганы» и т.п. Если вы читали нон-фикшн на тематику, которая вполне применима в жизни, – примените то, что советуют в книге.
Опишите свои впечатления по этому поводу, фиксируйте, что происходит с вами, и как меняется ваша жизнь от внедрения советов из книги.
Визуализация
Отличным способом запоминания информации для людей, которые мыслят картинками, является визуализация. Если вы читаете художественную книгу, у вас перед глазами наверняка разворачивается кино – вы видите героев, наблюдаете за тем, как они действуют в заданных обстоятельствах, следите за развитием событий. Таким же образом следует поступать с любым текстом, который вам нужно зафиксировать в памяти – будь то эссе о зимнем лесе или статья о преимуществах завещания квартиры перед договором ее дарения. Только визуализация должна быть чуть другой, такой, какая поможет вам запомнить чуть лучше.
Возможно, она будет сочетаться с методикой ассоциаций, то есть вы визуализируете не совсем картинку из прочитанного, а ассоциацию, которая у вас возникнет в связи с прочтением. Это действует по той же схеме, по которой мы, услышав песню, вспоминаем, как танцевали под нее с симпатичным одноклассником, и мысленно переносимся в то время. Таким образом можно вспомнить не только события, которые произошли в то время, но и разговоры, запахи, кто во что был одет и как причесан – ведь вся эта информация хранится в нашей памяти, никуда из нее не исчезая, и только от нас зависит, вспомним ли мы ее.
Ассоциации
Один из наиболее доступных и при этом легких способов – придумать ассоциации с тем, о чем вы читаете и что вам нужно зафиксировать в памяти. Это могут быть первые буквы слов или, наоборот, если вам нужно запомнить буквенный код (ЕАМДКТ, к примеру), придумать предложение, где каждая буква будет началом каждого слова (еловый авокадо мягко двигался к тарелке). Можно придумывать абсолютно любые ассоциации, которые помогут вам лучше запомнить – цветовые, цифровые, зрительные, слуховые.
Придумывание совершенно глупых, на первый взгляд, предложений вполне оправданно – мы придаем им смысл, а значит, отлично запоминаем. Когда мы придумали предложение, мы визуализируем его, то есть видим глазами души авокадо, который двигается к тарелке. Как только мы увидели это, мы это запомнили.
Метод повторения И.А. Корсакова
Очень своеобразный метод запоминания предложен И. А. Корсаковым. Он основан на многократном припоминании. Материал предлагается заучить с помощью любой из удобных вам мнемотехник, после чего, не подглядывая (так как предполагается, что вы все помните), припомнить – выписать или воспроизвести иным образом, например, посредством надиктовки на телефон всей информации, которую вы запомнили.
Далее необходимо провести сверку с источником информации. Если есть ошибки или вы что-то пропустили, то нужно запомнить еще раз эту информацию, после чего вновь припомнить ее. Как только вы воспроизвели всю информацию правильно и без пробелов, нужно приступить к ее многократному припоминанию, то есть воспроизведению много раз без сверки с первоисточником.
Метод Цицерона
Этот метод очень прост и необычайно эффективен. Он основан на так называемой расстановке запоминаемых единиц информации в той комнате, которая хорошо известна запоминающему, по порядку. Если вы все сделали правильно, то как только вы вспомните обстановку в этой комнате, вы воспроизведете информацию, которую запоминали. Таким образом и действовал Цицерон, готовясь выступить перед публикой, – он расхаживал по комнатам своего дома и занимался расстановкой ключевых моментов своей речи.
Если вы хотите испробовать эту технику улучшения запоминания, определитесь, какая последовательность будет у вас во время обхода помещения. Решите, на какие места вы будете расставлять то, что желаете запомнить.
Если вам нужно запомнить многое, напишите список мест расстановки. В дальнейшем вы сможете обходиться и без списка.
Пиктограммы
Этот метод предложил А. Р. Лурия и первоначально его предлагали для запоминания детям. Суть его в том, что ребенку зачитывались некоторые слова в количестве от 20. На каждое слово ему предлагалось нарисовать так называемую пиктограмму, то есть схематический рисунок, который отражал бы суть названного понятия. Далее ребенок должен был, глядя на каждую из пиктограмм, вспомнить, какое понятие он в ней «зашифровал». Это происходило не сразу, а через полчаса или час.
Рекомендации
Хорошо работает техника создания досье – от человека до книги. Если вам нужно запомнить информацию о человеке – создайте файл, куда загрузите его фото и биографию, но не широко распространенные факты, а то, что сформулировано вами лично. Это же касается книги – обложка, краткое содержание, понравившиеся цитаты, свои мысли по поводу прочитанного.
Обратите внимание – кому-то легче запомнить текст, который он набирает на компьютере, а у кого-то есть тесная связь между написанием информации от руки ручкой и откладыванием ее в памяти. Поэтому, зная себя, выбирайте тот способ, который подходит лично вам – будь то запись в тетради или в телефоне.
Возрождающиеся и набирающие популярность книжные клубы – это отличная возможность прочитать книгу и обсудить ее с людьми, увлеченными чтением. Это не только поможет лучше запомнить содержание книги, но и покажет события в ней с точки зрения других читателей, а это может быть мнение, совершенно противоположное вашему. Такое вы уж точно не забудете!
Написание отзыва – еще одна прекрасная возможность запомнить содержание книги. Заведите профайл на одном из сайтов, обсуждающих книги, или даже в книжном интернет-магазине и пишите отзывы на каждую прочитанную книгу.
Вы не только зафиксируете в памяти все прочитанное, вы научитесь лучше формулировать свои мысли, а еще получите бонусы для оплаты заказов в интернет-магазине. За написанные отзывы о книгах крупнейшие книжные онлайн-магазины предоставляют такую возможность.