Сколько бы ни говорили про эру мультимедиа, цифровизацию и прочее, способности памяти человека по-прежнему актуальны. И не только в профессиональном, но и в общекультурном плане, и даже в повседневной жизни. Всем людям полезно знать, как запомнить текст полноценно.
Техники
Существует несколько техник, позволяющих запомнить текст быстрее и лучше. Стоит изучить их более подробно.
Последовательность
Данная методика позволяет запомнить текст даже при плохой памяти. Она получила название ОВОД (не в честь насекомого, конечно, а по кратким названиям основных этапов).
- О (основная мысль);
- В (внимательно прочесть);
- О (обзор);
- Д (доведение до совершенства).
На первом этапе бегло читают текст. Углубляться в него не нужно — требуется только уловить главные тезисы и то, как они взаимосвязаны. Выписывать или подчеркивать эти основные мысли можно. А вот подглядывать в текст, отвечая самим себе, о чем он, не следует. Когда это достигнуто, можно переходить к следующему шагу.
Тогда текст читают вновь, но уже старательно, концентрируясь на вроде бы второстепенных деталях. Спешить не нужно — надо как можно лучше привязать частности и ранее усвоенные главные мысли. Рекомендация: именно в этот момент можно применять более частные техники усвоения информации. Когда приходит время обзора, текст бегло просматривают, не вникая в детали, и делают это с конца.
Нужно убедиться, что выработанные связи между главными и второстепенными тезисами верны. При необходимости их исправляют. Полезно сопоставить полученную информацию с той, которая уже известна ранее. Неплохой идеей будет и составление примерного плана. Для большого материала можно применять сетку.
Последний шаг — доводка — начинается с повторения текста по памяти. Желательно начинать с самого главного и только затем по каждому пункту вспоминать все дополнительные подробности. Далее перечитывают текст вновь, концентрируясь на том, что было упущено. Важно: стоит не только зафиксировать ошибку, но и вникнуть в причины, по которым она была допущена. Стоит также стремиться усвоить материал с избытком, а не только те моменты, которые необходимы в первую очередь.
Иногда пользуются методом ОЧОГ, который немного отличен от методики ОВОД. Первый этап — ориентировка по тексту, позволяющая выделить главную мысль. На второй стадии материал читают повторно (и максимально внимательно). Потом делают обзор, чтобы глубоко осмыслить содержание, определить главное и не слишком важное, мысленно пересказать текст с выделением основной мысли.
ОВОД и ОЧОГ в любом случае эффективнее, чем простое повторение текста.
Интеллектуальная карта
Это тоже очень важное подспорье при запоминании текстов. Первоначально интеллектуальные карты стали использовать в качестве вспомогательного средства на различных тренингах. Но вскоре обнаружили, что их возможности заметно шире. У этого способа запоминания есть и другие названия (например, ментальная карта, карта мыслей, карта ассоциаций, диаграмма логических связей). Суть от этого не меняется.
При составлении карты указывают:
- центральный тезис (или главную тему, или цель повествования);
- ключевые тематики;
- структуру и заголовки (если есть);
- детализацию основных тем;
- ключевые слова, символы и картинки, позволяющие визуализировать эту информацию.
О достоинствах интеллектуальных карт говорит хотя бы уже то, что они используются в финской начальной школе. Там неопровержимо доказали, что такой метод эффективнее классических заметок и пометок на полях. Делается все просто и легко: сначала перечисляют ключевые слова, а потом расставляют их в логическом порядке. Важно: это нередко не только упрощает усвоение информации, но и способствует выработке самостоятельных идей. Подобную методику все чаще используют и в процессе деловых совещаний в разных странах.
Ментальные карты также рекомендуют применять:
- при решении сложных и неоднозначных проблем;
- для пробуждения творческих способностей;
- в процессе написания книг, статей, сценариев;
- при ведении блога или сайта.
Напоминания
Этот способ тоже не стоит сбрасывать со счетов. Но он должен носить вспомогательный характер. Какое-то время записи в блокноте или стикеры с короткими ключевыми словосочетаниями, попадающиеся на глаза, будут помогать. Однако это своего рода «костыли для памяти». И, как и от реальных костылей, от них надо постепенно отказываться, как только наметится явный прогресс, то же самое — с записями на руке, на ногтях и так далее.
Нюансы запоминания
На родном языке
Сложно сказать, действительно ли легче научиться запоминанию объемных текстов на родном языке или нет. Тут включается масса разнообразных факторов, и каждый из них может как помочь, так и помешать. Но в одном смысле привычный язык проще: он позволяет использовать образы запоминаемого, а не просто повторять его. Самый сложный текст запомнить легче, пользуясь такими подходами, как:
- запись повторяемого;
- деление на блоки;
- графическая методика;
- непрерывное запоминание.
Записи очень помогают, когда в необходимом материале много специальных терминов, формул, таблиц, графиков. Уже после первого прочтения надо четко осознать главные тезисы и выделить самые важные термины. Далее их последовательно записывают (можно даже чертить при этом).
Когда невозможно почему-то делать отдельные записи, стоит воспользоваться самим текстом для письма и черчения.
Правильно усвоить большой текст без ошибок помогает иногда использование пиктограмм. Выделив ключевые слова и основные предложения, для каждого важного слова рисуют условные картинки (они должны быть попроще, почетче и без надписей, даже букв). Внимание: рисунки следует расположить в том же порядке, что и блоки изучаемой информации. Иногда полезно с психологической точки зрения делить материал на части (но не более чем на 7 блоков, каждый из которых должен быть логически связанным внутри).
Основное внимание уделяют середине текста. В начале, за редким исключением, содержится вводная и не слишком важная информация. Конец чаще всего удается восстановить чисто логически, если известны начало и середина. Метод постоянного запоминания более медленный, но он чуть надежнее.
Разбив текст на части, крепят их в местах, где постоянно бывают дома или на работе, при каждом посещении повторяют определенную часть вслух.
На иностранном
Простейший способ запоминания текста на иностранном языке — прослушивание записей на плеере или телефоне одновременно с обычными делами. Но прослушивание не должно быть бездумно, следует вникать в содержание и определять значимые моменты. Для ускорения процесса советуют рисовать во время прослушивания те же пиктограммы и делать краткие записи. Важно: текст на иностранном языке лучше усваивается в первые 4 часа после пробуждения и в течение 4 часов до ухода ко сну. Рекомендуют еще:
- постараться разбить иностранный материал на блоки;
- определить общую канву содержания и нить повествования;
- использовать параллели с собственной жизнью и личным опытом.
Хитрости и приемы
Чтобы усвоить текст при чтении с первого раза, очень важно создать позитивную спокойную обстановку. Лучше отказаться от прослушивания громкой музыки на все время, пока требуется заучивать информацию. Это правило надо соблюдать не только до изучения и во время его, но и после в тот же день. Чем меньше отвлекающих факторов, тем эффективнее работа. И еще один нюанс: утренние часы подходят для знакомства с новой информацией лучше вечерних, после наступления темноты желательно повторять то, что уже читали раньше, но не браться за свежее, если есть такая возможность.
Распространенной ошибкой многих людей является попытка совместить чтение и прием пищи. Это не только вредно для здоровья, но и малоэффективно. Подходящую обстановку позволят создать чтение за письменным, а не за обеденным столом, не в кровати и не в санузле. Полезно использовать методы скорочтения. Даже если что-то не усвоилось сразу с одного прочитывания, возвращаться тут же к упущенному нельзя.
Во время чтения можно двигаться только вперед. Полезно придумывать яркие и выразительные ассоциации с чем угодно. Не менее важно делиться и обсуждать прочитанное с другими людьми. Это еще и позволит справиться с волнением при публичном выступлении, кстати.
И если что-то забыто, надо сначала постараться все же вспомнить и только при неудаче вновь обращаться к источнику.
Многих людей восхищает то, как актеры запоминают длинные тексты. Но ничего сверхъестественного или гениального в этом нет. Они просто знают способы усвоить очень большой объем за короткое время. Чаще всего поступают так:
- медленно, с напряженным вниманием читают, желательно вслух;
- стараются уловить основной мотив и сюжет;
- делят крупную запись на блоки, каждый из них учат по отдельности;
- переписывают весь текст с нуля вручную;
- пересказывают его, отталкиваясь от ключевых слов и акцентируя внимание на мелких деталях (подсматривают только в крайнем случае);
- переписывают текст заново без подсказок;
- вновь внимательно перечитывают материал и пересказывают его.
Есть еще другие, более частные хитрости:
- выделение текста маркером или разными цветами в самых важных или заведомо проблемных местах;
- чтение нараспев;
- чтение до полного понимания смысла и эмоций.
Тренировка памяти
Однако как детям, так и взрослым порой важно не просто один раз усвоить некий прочитанный материал, но и систематически обращаться к нему. Потому очень важно натренировать еще и долговременную память. Упростить себе жизнь смогут те, кто умеет составить ассоциативный ряд. Правила:
- ассоциации должны быть как можно ярче и необычнее, веселее;
- если они подчеркнуто нереальны («нашел в кроссовках сливы»), это очень хорошо;
- желательно создавать хотя бы 3-4 ассоциации для большей надежности;
- представлять образ перед глазами или как звук;
- преувеличивать размеры, яркость и т. д.;
- использовать движение.
Еще советы:
- стихи для развития памяти надо брать у нелюбимых или неизвестных прежде поэтов;
- двигаться от коротких текстов к большим;
- сводить к минимуму записи;
- не забывать о перерывах и физической активности;
- питаться полноценно;
- соблюдать режим дня;
- тренироваться всю жизнь, при каждом удобном случае.