Посуда

Характеристика и особенности русского фарфора

Характеристика и особенности русского фарфора

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История возникновения
  2. Заводы по производству продукции

Сегодня, в век новейших технологий, всё меняется, идёт в ногу со временем, но русский фарфор остаётся неизменным и никогда не выйдет из моды, он считается лучшим. Изделия из фарфора прочные и могут выполнять свои предназначения десятилетиями. Небольшие статуэтки прекрасно впишутся в любой стиль интерьера. Посуда из него не только красива собой, но также имеет прекрасную историю.

История возникновения

По всему миру есть множество предприятий, которые занимаются выпуском фарфоровой посуды. В XVIII веке такие производства находились в России, Прибалтике и Малороссии, и до сих пор они выпускают эксклюзивные изделия из фарфора и фаянса.

На сегодняшний день только в России существует несколько десятков действующих предприятий, занимающихся изготовлением изделий из фарфора. К ним относятся Гжельский завод, Дмитровский завод, Южноуральский завод, Императорский завод и многие другие. Из всех производимых изделий представлены даже оригинальные шедевры, которые выставляют на известных выставках, и, конечно, все эти заводы выпускают предметы общего пользования.

Некоторые из представленных заводов произошли из старинных мануфактур: Кузнецовский фарфор, Поповский фарфор, Императорский и знаменитый Гжельский фарфор.

Вся история началась с А. К. Гребенщикова, именно он открыл первую в Москве мануфактуру, занимающуюся изготовлением изделий из фаянса, которые имели внушительные размеры, их расписывали красками. Эти изделия напоминали майолику из Китая или Западной Европы того времени. Гребенщиков производил такие изделия для богатых слоёв общества, но там был ненастоящий фарфор, он имел тонкую структуру и определённый звон.

Только черепки такой посуды имели кремовый оттенок и были чем-то схожи с фриттовым фарфором зарубежного производства. Сегодня изделия того времени стоит увидеть в Сергиево-Посадском музее, и представлены они как старинные модели посуды того времени.

Д. И. Виноградов в 1748 году разрабатывает настоящий фарфор и в качестве основы берёт гжельские глины. И именно от этого момента начинается история российского фарфора. Гжельское производство никогда не относилось к одному месту, здесь было множество дочерних предприятий, которые занимались производством фарфоровой посуды для широкого использования. В XIX веке мастера гжели изобрели опак — он считался разновидностью фаянса, но уже высокого качества, и посуда из него получалась тонкая.

Стоит немного затронуть структуру фаянса и фарфора: они отличаются друг от друга по химическому составу, в последнем больше каолина. И именно это вещество делает посуду более тонкой и звенящей, как хрустальные изделия. Фаянсовая посуда имеет более толстую структуру и кракелюр на поверхности, потому что материал впитывает воду и со временем разрушается. Фаянс — плотный материал, звучание глухое в отличие от фарфора, который пропускает свет и прекрасно звенит.

Опак представляет собой тонкий материал, сильно похожий на фарфор: он имеет такое же водопоглощение, из черепков можно изготавливать тонкие изделия.

Первая часть истории русского фарфора приведена в следующем видео.

Заводы по производству продукции

Фарфор, который изобрёл Виноградов, стали выпускать на Императорском заводе, он завоевал свою популярность и у него появились свои соперники — Мейсон и Севр. Раньше все предприятия по производству фарфора находились во владении либо у королевских домов, либо становились независимыми коммерческими предприятиями. Во всех зарубежных странах производство финансировались королевскими семьями. А в Великобритании они были представлены как полноправная коммерческая мануфактура, и все правящие династии могли только заказывать для себя изделия этого завода.

В России было всё на равных, то есть и те и другие имели свои преимущества. И все они могли существовать либо непродолжительный период времени, либо стояли и производили изделия столетиями. Но если предприятие переставало существовать, то оно сливалось с другим заводом или полностью закрывалось. Есть несколько предприятий, которые являются самостоятельными производствами — это заводы Гарднера, Попова и Кузнецова.

Завод Гарднера функционирует за счёт своего предыдущего хозяина, впоследствии он перешёл к магнату по изготовлению фарфора Кузнецову.

Существует Кузнецовский фарфор, который является брендом, точно так же, как и Императорский. Завод Гарднера работает и в наше время, только теперь его называют Фарфор Вербилока.

Дулевский завод по изготовлению фарфора действует и сегодня, появился он в 1832 году наследником Кузнецова, и уже он перевёл завод из Гжели в Дулево. Именно этот завод был главным в России по производству фарфора, а приобретали его изделия азиатские страны.

Помимо фарфоровых предметов, предприятие занималось выпуском различных изделий из майолики, садовых скульптур, всевозможных приборов и горшков для цветов. В 2000-х годах на мануфактуре сменилось руководство, и завод постепенно модернизировался. Формы изделий из этого продукта остались неизменными, и даже декорирование происходит по рецептуре прошлого века.

Ауэрбаховский завод — сейчас его называют Конаковским — также выкупил Кузнецов в 1870 году. Занимается и сегодня выпуском посуды и предметов интерьера из фаянсового материала. Есть ещё одно огромное предприятие, которое принадлежит семье Кузнецовых — фабрика по изготовлению фарфоровых и фаянсовых изделий в Рыбинске. Эта мануфактура была основана в 1884 году купцом П. А. Никитиным, но сначала этот завод производил красный кирпич, и уже со временем там стали производить фарфоровые изделия.

На сегодняшний день этот завод переименован, его называют Первомайский. Вся изготавливаемая посуда и русский фарфор идёт на поставку в Туркмению, Узбекистан и Азербайджан, посуда имеет красивейший декор и изготавливается по определённому рецепту. Вообще, Кузнецов, как создатель, очень много времени отводил открытиям и проверке качества выпускаемых изделий, старался приобретать только качественное сырьё, даже несмотря на его стоимость. Именно этот магнат стал объединять вместе всех фарфоровых производителей, а в дальнейшем и стеклопромышленников, тем самым вытесняя зарубежных производителей с российских рынков.

В 1913 году магнат Кузнецов создал свою империю, которая состояла из 18 заводов, выпускающих различную продукцию. Именно этот производитель получил множество наград и призов на международных выставках.

Отдельно от Кузнецовского завода был ещё и Поповский, такой же знаменитый — на этом предприятии изготавливали не только посуду, но и красивые статуэтки, которые до сих пор выставляются в музеях. Фарфор с завода Попова имел собственный тонкий состав и мог легко составить конкуренцию другим фарфоровым фабрикам России. Правили этим предприятием изобретатель специальной краски А. Г. Попов и его сын Д. А. Попов, располагался их завод в Подмосковье, посуда производилась для широкого круга пользователей и по большей части для предприятий общего питания.

На этом предприятии была открыта собственная лаборатория по изготовлению красок для фарфора, она являлась единственной в России и имела редкую цветовую гамму. Но фабрика прекратила своё существование, когда умерли его руководители: работники завода все были крепостными и с отменой крепостного права они разбежались. А наследницы этого достояния так и не смогли справиться с управлением, и завод пришлось закрыть в 1865 году.

Есть ещё один завод по изготовлению фарфоровых изделий, он был создан князем Юсуповым в 1818 году. Вся продукция с этого предприятия предназначалась для знатных особ, но он просуществовал недолго, так как в 1831 году владелец умер. У этой компании был определённый секрет: князь лично создавал уникальные вещи, и этот завод не находился в коммерческой гонке. И в скором времени князь Юсупов пригласил к себе мастера из Севрского предприятия Ламбера, который работал только с качественными материалами и по прибытии уже имел собственную индивидуальную коллекцию по живописи и графике.

История производства российского фарфора очень насыщена различными событиями. Фабрик по производству много, некоторые давно перестали существовать, а некоторые существуют до сих пор и пользуются определённой популярностью. Сегодня многие фарфоровые изделия имеют уникальную гравировку, которую наносят в качестве фамильных изделий, такой фарфор весьма ценен. В музеях можно найти и старинный фарфор, который изготавливался в прошлых веках.

Любой российский фарфор, будь то статуэтка или сервиз, останется в моде и даже спустя время будет реликвией, передающейся из поколения в поколение.

Далее смотрите продолжение рассказа об истории русского фарфора.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.