Посуда

Сервиз с зеленой лягушкой: история и описание

Сервиз с зеленой лягушкой: история и описание

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Необычный заказ
  2. Кто заказчик?
  3. Шедевр искусства керамики
  4. История сервиза с лягушкой

Каждый экспонат Эрмитажа является настоящим шедевром и имеет свою, часто необычную, историю. Сервиз с зеленой лягушкой имеет не только интригующее название, но и служит уникальным артефактом, объединяющим историю двух стран: России и Англии, а также считается родоначальником целого направления в искусстве производства фарфора.

Необычный заказ

Знаменитый английский производитель фаянса Джозайя Веджвуд, сервизы которого гордо именовались «королевскими товарами», в 1773 году получает сложный и очень ответственный заказ. Уникальность его заключалась в том, что необходимо было изготовить большой парадный сервиз на 52 персоны, роспись которого с топографической точностью воспроизводила бы виды Англии, Шотландии и Уэльса. Предстояло написать более 1220 пейзажей, причём ни один из них не должен был повторяться. Сервиз был поистине огромный: около 950 предметов (точная цифра неизвестна, так как в источниках указано разное количество).

Стоимость сервиза также более чем впечатляла. В счетах указаны 14600 рублей 43 копейки. Сумма для тех времён немыслимая. Даже архитектор Таврического дворца Старов получил за свою работу гораздо меньше: 9600 рублей. Эмблемой сервиза должна была стать зелёная лягушка на гербовом щите. Впоследствии он так и был назван: «Сервиз с зеленой лягушкой».

Кто заказчик?

Огромную ответственность налагала личность заказчицы. Ею была российская императрица Екатерина II. Для Веджвуда идеальное исполнение работы являлось делом чести, получить такой заказ было очень сложно, и, вдобавок, его творению предстояло конкурировать с сервизом, посылаемым императрице прусским королем Фридрихом.

Предназначался сервиз для строящегося готического замка. Местность, где он возводился, называлась Кикерики, что в переводе с финского языка означает «лягушачье болото». Поэтому и эмблемой сервиза стала обычная зелёная лягушка.

Замок создавался для празднования знаменательных событий, увеселений и отдыха императрицы и строился на землях, отошедших России после Северной войны. Именно в этом замке в Круглом зале награждались герои войны 1812 года: Кутузов, Суворов. Здесь же Екатерина II встречалась с Георгиевскими кавалерами.

Фундамент замка был заложен в 1774 году. К 1777 году комплекс был возведён. Построен он в неоготическом стиле, пришедшем в Россию из Англии. Это практически первый неоготический архитектурный ансамбль в окрестностях Петербурга. Государыня была очарована английской архитектурой и ландшафтной культурой, о чем и сообщила в письме Вольтеру летом 1772 года.

Средневековые готические замки, церкви, часовни в том или ином виде были непременным элементом классического английского пейзажа. Это могли быть как подлинные руины готических построек, так и новые здания, возведённые согласно готическим канонам. Традиции российской архитектуры сильно отличались от английских, поэтому русская неоготика XVIII века довольно сильно зависит от русского классицизма. Отразилось это и на стиле Кекерекексиненского дворцового комплекса.

Английские виды должны были украсить и парадный дворцовый сервиз. Томас Бентли, деловой партнёр Веджвуда, составил для императрицы каталог с названиями всех видов, среди которых были городские и сельские пейзажи, природные ландшафты, замки, аббатства, усадьбы, загородные особняки. Именно поэтому сервиз имеет не только художественную, но и историческую ценность. На нем воссоздана уникальная и величественная панорама Великобритании XVIII века, значительно изменившаяся в настоящее время.

А многие памятники архитектуры и ландшафтной культуры и вовсе утрачены.

Шедевр искусства керамики

Предполагалось, что все пейзажи, украшающие сервиз, будут выполнены с натуры. Однако оказалось, что это займёт очень много времени, поэтому в качестве источников стали использовать гравюры, рисунки и акварели. С этой целью владельцам усадеб и поместий были посланы письма с просьбой прислать имеющиеся гравюры и картины с видами их владений. В письмах было указано, что каталог с именами хозяев будет представлен русской императрице. Знатность владельцев при этом не имела значения, учитывалось то, насколько пейзаж живописен, и его соответствие концепции изделия.

Мастера, расписывающие предметы сервиза, чаще всего воспроизводили оригинал с фотографической точностью, однако в некоторых случаях фантазия художника окружала реальное историческое сооружение вымышленным пейзажем, выполненным в традициях классицизма. Веджвуд усовершенствовал традиционный керамический состав английского фаянса цвета сливок. Новый состав был назван «фаянсом королевы» в честь покровительницы Веджвуда королевы Шарлотты.

Из этого материала и был изготовлен сервиз с зеленой лягушкой.

Формировались и обжигались изделия на стаффордширской фабрике «Этрурия», а роспись производилась в живописной мастерской в Челси. Расписывали сервиз более 30 мастеров, каждый из которых выполнял свою часть работы. Зеленую лягушку, например, на всех предметах выписывал один мастер.

В основу формы предметов сервиза была положена «королевская форма», названная так потому, что по этой модели Веджвуд создавал сервиз для Георга III. Эта форма была модифицирована и позднее получила название «екатерининская». Отличали ее строгие плавные изящные контуры. Сервиз с лягушкой предназначался как для обеденной, так и для десертной сервировки.

Обеденная посуда была обрамлена бордюром из ветвей дуба, а десертная — из ветвей плюща.

В состав сервиза входило множество тарелок разных размеров, блюда для дичи, фруктов и овощей, салатницы, супницы, соусники, креманки, вазочки и многое другое. Некоторые изделия были довольно сложной конструкции, включающей несколько частей. Например, мороженицы состояли из отдела для льда с крышкой, формы под мороженое и объемного корпуса с плотной верхней крышкой.

Расписана посуда в тёплых оливково-коричневых тонах по мягкому «сливочному» фону, на каждом предмете единственное яркое пятно: символичная маленькая зелёная лягушка. Треугольный щит с ее изображением венчает каждый орнамент.

Тщательно выписанные пейзажи поражают изяществом и аристократизмом.

История сервиза с лягушкой

Ещё во время создания предметы сервиза были выставлены в специально нанятом для этого доме на Портленд-Хаусе в Лондоне, чтобы англичане могли полюбоваться им до отправки в Россию. Выставка была столь популярна, что продлилась дольше отведённого времени. Это принесло дополнительную славу компании «Веджвуд и сыновья». Оборот мануфактуры значительно увеличился, была открыта «екатерининская» линия сервизов.

Свою благодарность Веджвуду и изготовителям Екатерина выразила через посла в Лондоне. В России сервиз использовался на самых торжественных приёмах. Например, им был сервирован стол на праздновании десятилетия победы в Чесменской бухте Эгейского моря. В честь этого и сам Кекерекексинский дворец стал именоваться Чесменским. На этом приеме инкогнито присутствовал римский император Иосиф II под именем графа Фалькенштейна.

Праздничный обед в честь освящения места под храм Иоанна Предтечи, где под именем графа Готландского присутствовал король Швеции Густав III, также украшала «Зелёная лягушка». В XIX веке императорский сервиз, заказанный для Чесменского дворца, был утерян, и считалось, что безвозвратно. Но английский исследователь Ульиямсон настоял на тщательных поисках, и в начале XX века запакованный в ящики сервиз был обнаружен в подвалах Английского дворца в Петергофе.

В 1912 году изделие Веджвуда было выставлено в Академии художеств на юбилейной выставке веджвудского завода, а затем торжественно передано в Эрмитаж. До настоящего времени сохранилось 700 предметов из «Зеленой лягушки». Кроме Эрмитажа, часть из них представлена в коллекциях Петергофа и Коттеджа и часто демонстрируется на различных выставках.

Обзор сервиза с зелёной лягушкой Веджвуд вы можете посмореть ниже.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен
Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.