Профессия диспетчера пожарной части – очень ответственная. И, наверное, не каждому она будет по душе. Однако есть те, кто стремится освоить именно эту специальность и работать в пожарной части. И для этого о данной профессии нужно знать все.
Особенности
Профессия диспетчера пожарной части имеет свои особенности, которые нужно учитывать, принимая решение занять эту должность. Эта работа имеет строгий график. Заступая на дежурство, уже не получится отлучиться по своим делам или уйти пораньше. Нужно понимать, что важно быть на боевом посту, поскольку в любой момент может произойти чрезвычайная ситуация, а диспетчер тот человек, который первым узнает о ней и помогает скоординировать дальнейшие действия.
Работа подразумевает слаженные действия всей команды, в которой от каждого много что зависит. И диспетчер также является членом этой команды. Реалии таковы, что профессия относится к разряду тех, когда постоянно приходится быть собранным, готовым в любую минуту быстро принять решение, а также поддержать того, кто находится на том конце провода.
Обязанности
Работник пункта связи пожарной части обязан соблюдать должностную инструкцию, в которой есть ряд важных моментов.
- Диспетчер принимает все телефонные звонки, поступающие на пульт дежурного, информацию по ним он незамедлительно передает необходимым подразделениям, а также фиксирует в журнале вызовов.
- Работник этой службы должен действовать четко, не допуская никаких ошибок.
- Он делает оценку ситуации, обращая внимания на то, в каком месте произошло возгорание: учреждение, жилой дом, частный сектор. В зависимости от сложности пожара диспетчер сообщает, какие силы могут понадобиться.
- Диспетчер отслеживает, где и какие пожарные расчеты находятся в данный момент. Он держит с ними связь. Он может сориентироваться и решить, какой бригаде проще и быстрее подъехать к месту происшествия, а также имеет представления о том, какая техника находится в части, а какая задействована на выездах.
- Диспетчер оповещает команду о тревоге и сообщает о том, куда предстоит выехать и какое оборудование потребуется.
- Работник службы связи должен хорошо ориентироваться в городе и районе, знать, что, где расположено и как удобнее подъехать к очагу возгорания.
В оперативном отношении подчиняется этот специалист начальнику дежурной смены в свое рабочее время. Но в целом его работу контролирует руководитель службы диспетчеров части.
Знания и навыки
Что касается знаний, которые потребуются для выполнения этой работы, то они должны распространяться на область техники, с которой предстоит работать. Это средства связи, персональный компьютер, интерактивная карта. Все это нужно знать досконально. Поскольку диспетчер обязан принять звонок, занести сообщение в журнал, оповестить команду о ЧС, ему нужно уметь действовать быстро, обладать хорошей памятью и реакцией.
Предъявляются требования и к знанию местности. Это играет огромную роль, поскольку от скорости реагирования диспетчера и формирования бригады зависят жизнь и спасение людей. Как быстрее добраться до места, как удобнее расположить средства тушения и распределить силы – очень важные нюансы. И начинается все с диспетчера. Конечно, диспетчер должен знать наименование техники, которая выезжают на пожары, как она действует и в каких случаях необходима. Доскональных знаний технических аспектов никто не требует от этого работника, но иметь общее представление об этих нюансах он должен. Это облегчит работу и ему самому, и придаст уверенности в сложных ситуациях.
Потребуются в этой профессии не только вышеперечисленные знания. Некоторые черты характера тоже очень важны. Например, работник должен быть очень внимательным к деталям, выдержанным, стрессоустойчивым, умеющим выслушать человека, успокоить, задать при необходимости правильные вопросы, ведь иногда человек звонит в пожарную часть в состоянии паники, страха и тревоги. Ему сложно сконцентрироваться на главном, а диспетчеру необходимо уточнить важные нюансы. Именно от этого порой зависит, как быстро удастся оказать помощь и спасти людей. В некоторых случаях специалист должен сориентировать человека, как действовать в той или иной ситуации. Например, как продержаться в горящей квартире до приезда пожарных, если все пути к спасению отрезаны. Или как оказать помощь человеку, если он в ней нуждается, до приезда квалифицированных специалистов. Зачастую именно эти первые шаги играют важную роль в спасении жизни.
Другими важными навыками для диспетчера будут грамотная речь, четкая дикция, уверенный голос, умение оказать человеку психологическую поддержку в экстренных случаях и заставить его воспринимать информацию и правильно действовать, несмотря на приступы паники, которые в таких случаях неизбежны.
Ответственность
Диспетчер несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, за нарушение трудового распорядка, дисциплины в соответствии с существующим законодательством и нормативными актами МЧС. Он должен ответственно относиться к работе, выполнять все требования, действовать согласно инструкции.
Но самый главный, моральный, аспект – диспетчер, как и всякий сотрудник МЧС, несет ответственность перед людьми, поскольку за каждым тревожным звонком стоят человеческие жизни. И от правильных действий диспетчера зависит многое.
Образование
Если есть желание стать диспетчером МЧС, можно пойти разными путями. Высшее образование в данном случае необязательно. Можно иметь диплом техникума или колледжа по технической или гуманитарной специальности. Главное – иметь необходимые навыки и большое желание овладеть этой профессией. Сначала в любом случае будет стажировка, за время которой можно посмотреть, как работают опытные сотрудники, и ознакомиться со всеми нюансами.
Кроме того, имея любое базовое образование, всегда можно пройти специализированные курсы. Существуют центры подготовки специалистов МЧС, где тоже можно получить соответствующие знания.
Рабочее место
Работа диспетчера ПЧС строится на дежурствах. График может быть разным, это зависит от организации. Но в любом случае работа организована так, что после смены сотрудники имеют достаточно времени, чтобы отдохнуть и восстановить силы.
Перерабатывать в такой организации недопустимо, поскольку всегда требуются повышенное внимание и быстрая реакция.
Рабочее место оборудовано необходимой аппаратурой для приема и записи звонков, а также возможности контролировать перемещение техники по улицам и следить за общей обстановкой. Существует комната отдыха и приема пищи, где сотрудники по очереди могут сделать небольшой перерыв, выпить чаю или кофе, пообедать.
Зарплата диспетчера МЧС зависит от многих факторов: опыта работы, региона, премий и надбавок. Например, стажер не может сразу рассчитывать на высокую заработную плату. Но со временем она постепенно возрастает. В среднем диспетчер может получать от 20 до 40 тысяч рублей.