При трудоустройстве на работу обязательным документом является резюме. Его составление требует особого внимания, аккуратности и тщательности, так как именно благодаря предоставлению этого документа работодатель будет судить о соискателе как о профессионале и личности. В процессе написания резюме нередко возникают трудности. Чаще всего с ними сталкиваются молодые специалисты, вчерашние выпускники вузов и те люди, которые решили изменить свою профессию и не имеют релевантного опыта работы.
Как правильно составить резюме? Какие разделы нужно включить в документ, если нет опыта работы? О чем писать не нужно? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Основные правила составления
Написать резюме без опыта работы – довольно трудная задача, с которой сталкивается каждый выпускник после окончания ВУЗа. Мы расскажем вам о том, как это правильно сделать и какие моменты следует учесть.
Соблюдение грамматических правил
Для того чтобы ваше резюме было воспринято работодателем серьезно (как полноценный официальный деловой документ), вы должны удостовериться в том, что оно не содержит пунктуационных, грамматических, орфографических, лексических, стилистических и любых других ошибок. В связи с этим, перед тем как отправлять документ нанимателю, вы должны его прочитать внимательно несколько раз. При возможности попросите близких родственников или друзей помочь вам.
Кроме того, на сегодняшний день существует большое количество программ и приложений, которые способны проверять правильность написания текста. Вы можете воспользоваться и ими. Так или иначе, но ваше резюме должно быть безупречным с грамматической точки зрения.
Наличие опечаток и пропущенных знаков препинания сыграет не в вашу пользу. Работодатель не будет воспринимать вас как профессионала, и вы не получите желаемую должность.
Лаконичность
Еще одно важнейшее правило составления резюме для приема на должность – это соблюдение объема документа. Так, в деловом сообществе считается, что оптимальная длина резюме – 1 страница (в особых случаях может быть приемлемо 2-х страничное резюме). В связи с этим вам нужно максимально кратко рассказать о себе, не перегружая документ ненужной и неактуальной для работодателя информацией.
Помните, что при поиске специалиста на ту или иную должность работодатель получает десятки и сотни откликов, поэтому у него нет времени перечитывать все документы, будьте внимательны и уважительны к своему возможному начальнику.
Официально-деловой стиль письма
Все деловые документы имеют одно общее свойство (резюме в этом отношении не является исключением) – они написаны в официально-деловом стиле. Это значит, что язык письма должен быть максимально четок и прост, нельзя использовать двусмысленные фразы и выражения, а также любые другие приемы художественного письма (например, эпитеты или метафоры). Также запрещено написание просторечных и разговорных слов.
Понятная структура
Резюме – это документ, который должен быть четко и понятно структурирован. Обычно резюме состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет свой подзаголовок. Для удобства и легкости восприятия текст, который содержится в каждом из подразделов, также можно оформить в виде нумерованного или маркированного списка.
Аккуратное оформление
В зависимости от конкретной должности к резюме могут выдвигаться самые разные требования по оформлению (в этом случае следует ориентироваться на описание вакансии, а также на ту сферу, в которой вы планируете работать). Так, например, для корпоративной работы (например, на должность экономиста и юриста) следует оформлять резюме минималистично, не использовать ярких цветов и дополнительных элементов. С другой стороны, любая творческая вакансия (например, дизайнер или визажист) позволяет вам проявить свою креативность и оригинальность.
При этом в обоих случаях рекомендуется использовать один и тот же шрифт на протяжении всего документа, выделять подзаголовки и другую важную информацию, выравнивать документ по ширине листа.
Проявление индивидуальности
Работодатели сообщают, что при поиске подходящего кандидата на ту или иную должность они получают большое количество идентичных резюме. Такие соискатели не только не выделяются из общей массы, но и не получают желаемую должность. Все дело в том, что благодаря постоянно развивающимся технологиям, сегодня в интернете можно найти образец резюме для любого специалиста (в том числе для тех, кто не имеет опыта работы). Поэтому многие соискатели просто копируют такие шаблоны и отсылают их работодателю.
Такая тактика является ошибочной. Ваше резюме – это отражение вас не только как профессионала, но и как личности. Поэтому очень важно, чтобы документ для приема на работу был составлен персонализировано.
Как заполнить разделы?
Для устройства молодого начинающего специалиста на первое место работы (например, после получения степени бакалавра, смены специализации или после армии) важно правильно заполнить все разделы резюме. Только в таком случае можно рассчитывать на получение хорошего места работы. При этом содержательная часть документа для приема на работу будет зависеть от того, кем и где хочет работать молодой человек: в МЧС, в банке, в креативном агентстве, копирайтером, бортпроводником, экологом, фрилансером, логопедом, журналистом и т. д.
С другой стороны, сами по себе разделы остаются неизменными.
- Личные качества. Пишите только о тех характеристиках, которые имеют отношение к той должности, на которую вы претендуете. Так, например, журналисту поможет коммуникабельность, юристу – внимательность к деталям, программисту – любовь к рутинной работе и т. д.
- Цель. Здесь нужно указывать желаемую должность. Также можно более подробно расписать те обязанности, которые вы готовы выполнять в процессе трудовой деятельности.
- Образование. В этом блоке в хронологическом порядке нужно перечислить все те учреждения, в которых вы проходили обучение. При этом в первую очередь нужно указать вузы и колледжи, а затем – курсы, тренинги, мастер-классы и подобные мероприятия, которые способствуют повышению вашей квалификации как профессионала.
- Опыт работы. В связи с тем, что у вас еще нет реального опыта работы по специальности, в этой графе рекомендуется писать те стажировки и практики, которые вы проходили в процессе учебы. В доказательство своей старательности, ответственности, дисциплинированности и компетенции можно также приложить положительные рецензии и характеристики от работодателей. Также здесь можно расписать ваши академические или иные достижения. Например, напишите о том, что выиграли региональный конкурс или стали лауреатом премии.
- Навыки и умения. К профессиональным навыкам и умениям, которые являются универсальными и пригодятся в любой профессии, можно отнести знание иностранных языков, а также умение работать с компьютером. Однако в то же время необходимо рассказать и о тех специфических навыках, которые помогут вам при выполнении конкретно той работы, на которую вы претендуете (например, знание языков программирования или умение вести переговоры).
- Фотография. Свою фотографию нужно прикрепить в левом верхнем углу. По общему правилу наличие снимка является обязательным только в том случае, если ваша профессиональная деятельность напрямую связана с общением с людьми. Однако фото можно разместить и в других случаях.
О чем не нужно писать?
Для того чтобы ваше резюме выглядело профессионально, стоит избегать одной из самых распространенных среди молодых специалистов ошибок – включения в документ ненужной информации.
- Слишком много личной информации. Как уже было сказано выше, резюме должно быть достаточно кратким (по общему правилу – не более 1 страницы). Соответственно, документ не должен содержать неактуальной и ненужной информации. Так, например, работодателя не интересуют подробности вашей биографии и личной жизни. Такие данные следует обязательно исключить из документа.
- Завышенные зарплатные ожидания. Очень часто молодые специалисты, не имеющие опыта работы, имеют неадекватные и завышенные ожидания по поводу материального вознаграждения за свой труд. В связи с этим данную строчку не рекомендуется включать в резюме. Разговаривать о заработной плате с работодателем рекомендуется уже на этапе проведения личного собеседования.
- Ложная и неактуальная информация. В случае предоставления заведомо ложных сведений соискатели рискуют не только быть непринятыми на работу, но и разрушить свою репутацию еще до начала карьерного пути. Также в резюме не нужно писать информацию, которая напрямую не связана с желаемой должностью.
Например, опыт работы фотографом не имеет значения, если вы претендуете на позицию экономиста (и наоборот).
Примеры
На сегодняшний день в интернете можно найти огромное количество образцов и шаблонов резюме, которые были составлены специалистами без опыта работы. При написании своего документа, необходимого для трудоустройства, можно ориентироваться на такие грамотно составленные примеры.
В то же время не рекомендуется копировать или дословно переписывать предложенные образцы. Вы должны привнести в них оригинальность и свои индивидуальные черты.