Резюме – это обязательный документ, необходимый для трудоустройства. Благодаря его содержанию работодатель составляет первое впечатление о соискателе. Грамотное резюме – это залог получения желаемой должности, а потому каждый бухгалтер должен знать принципы составления резюме. Сегодня в нашей статье мы поговорим об общих правилах заполнения данного документа.
Общие правила заполнения
При составлении резюме для устройства на должность бухгалтера следует придерживаться нескольких общепринятых в деловом сообществе правил и принципов.
Структурированность
В первую очередь необходимо помнить о том, что резюме – это деловой документ. При поиске кандидата на вакансию работодатель просматривает сотни и тысячи резюме. Выгодно отличаться на общем фоне будут те соискатели, которые правильно структурируют и организуют данные своего резюме.
Так, по общему правилу нельзя писать резюме в форме сочинения, как свободный текст. Вся информация должна быть организована и озаглавлена. Традиционно в резюме входит несколько стандартных разделов:
- заголовок (обычно документ озаглавливают как «Резюме» либо указывают фамилию, имя и отчество соискателя);
- личная информация (в этом подразделе нужно описать ваше семейное положение и наличие/отсутствие детей, рассказать о месте жительстве, указать возраст);
- образование (в хронологическом порядке нужно указать все учебные заведения, которые вы оканчивали);
- опыт работы (рекомендуется сконцентрировать внимание работодателя на 3-5 должностях и местах работы);
- ключевые навыки и умения профессионального характера;
- рабочие достижения;
- личные качества и характеристики;
- дополнительная информация.
Важнейшими являются разделы, которые описывают ваше образование, предыдущий опыт работы, а также профессиональные умения и качества. Заполнению этих разделов нужно уделить особенно пристальное внимание.
Отсутствие грамматических ошибок
Наличие опечаток, а также разного рода грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок недопустимо в резюме. Если работодатель обнаружит подобные недочеты в вашем персональном документе для приема на работу, то ваша кандидатура будет сразу же отсеяна, а вы сами не будете восприняты как профессионал.
В связи с этим очень важно внимательно подойти к заполнению резюме. Перед отправкой документа работодателю убедитесь в том, что в тексте отсутствуют ошибки. Для этого перечитайте документ несколько раз. При возможности попросите сделать это родственников или друзей.
Также можно воспользоваться специальными компьютерными программами для проверки орфографии.
Официально-деловой стиль речи
При написании резюме следует помнить о том, что этот документ относится к категории официально-деловых. Соответственно, при заполнении документа ни в коем случае нельзя использовать просторечные или разговорные выражения. Также запрещено использовать художественные приемы, например, сравнения, метафоры или эпитеты. Пишите кратко, емко и по делу.
Аккуратное оформление
Резюме бухгалтера должно быть оформлено максимально лаконично. Данная должность относится к разряду корпоративных, соответственно, использование дополнительных символов, картинок, смайликов или изображений считается недопустимым. Используйте минимальные элементы оформления, а также отдавайте предпочтение сдержанным оттенкам нейтральной цветовой палитры, не используйте неоновые тона.
Индивидуальный подход
При трудоустройстве соискатели на должность бухгалтера ищут образцы резюме, на основе которых они могли бы составить собственный документ. Эта тактика является правильной. Однако ни в коем случае нельзя полностью переписывать примеры из интернета, вы должны максимально персонализировать и индивидуализировать свой рабочий документ.
Оптимальный объем
В деловом сообществе считается, что оптимальный объем резюме – это 1 страница. В некоторых случаях работодатели принимают и 2-х страничный документ. При составлении резюме учтите тот факт, что нанимателю приходит большое количество документов от десятков и сотен соискателей.
Соответственно, не следует писать слишком длинные документы, так как сотрудники отдела кадров физически не смогут их прочитать.
Указание только актуальной информации
Резюме должно содержать только такую информацию, которая напрямую относится к той должности, на которую вы претендуете. Так, например, бухгалтеру не нужно писать о том, что он имеет опыт работы официантом или продавцом. Также не стоит указывать излишние подробности личной жизни (например, место и год заключения брака).
Правильно составить грамотный документ, необходимый для получения работы, – важная и сложная задача. Идеальное резюме – это то, что выделит вас на общем фоне среди всех соискателей. При соблюдении всех вышеперечисленных правил ваши шансы получить работу возрастают в разы.
Желаемая заработная плата
Графа «Желаемая заработная плата» необязательна в резюме, однако, все больше соискателей включают ее в документ для трудоустройства на работу. При этом следует быть максимально честным и открытым. В то же время трезво оценивайте свои навыки, умения и опыт работы. Так, например, выпускнику, который только недавно получил диплом, не следует писать высокую заработную плату, указывайте среднюю сумму. С другой стороны, опытный специалист может рассчитывать на повышенное материальное вознаграждение.
Для того чтобы определить наиболее оптимальную заработную плату, изучите рынок труда и оцените, какие суммы предлагают соискателям другие работодатели. Выведите среднее арифметическое число и запишите его в резюме.
Образование
Образование для бухгалтера имеет ключевое значение, так как только тот специалист, который обладает соответствующим дипломом, может занимать данную должность. В графе «Образование» нужно в хронологическом порядке указать все оконченные вами учебные заведения – это могут быть как средние специальные учреждения (колледжи, училища, ПТУ), так и высшие учебные заведения (институты, университеты, академии).
Следует иметь в виду, что работодатель отдаст предпочтение тому человеку, который обладает дипломом более высокого уровня.
При описании опыта своего обучения следует указывать не только полное название образовательной организации, но и вашу специализацию, а также время обучения. В некоторых случаях работодатель может потребовать у вас выписку из диплома с оценками или копию зачетной книжки.
Помимо традиционного образования, в данный раздел можно вписывать информацию о пройденных вами дополнительных курсах, тренингах, мастер-классах. Помните, что бухгалтер должен на постоянной основе повышать свою квалификацию и стремиться совершенствовать свои профессиональные навыки и умения. Также можно прикладывать копии дипломов, сертификатов, грамот.
Ключевые навыки и качества
Для того чтобы бухгалтер смог профессионально выполнять свои рабочие функции и должностные обязанности, он должен обладать целым рядом ключевых характеристик. Причем они относятся как к профессиональной, так и к личностной сфере. Рассмотрим некоторые из них.
Личные
При написании резюме следует указывать только свои положительные личностные качества. В то же время желательно избегать упоминания отрицательных черт характера. При этом рекомендуется привести конкретные примеры применения того или иного качества, а также быть готовым к тому, что работодатель может задать подобный вопрос в процессе проведения личного собеседования.
В профессиональной деятельности бухгалтеру понадобятся такие качества, как:
- аналитический склад ума (без этого не получится осуществлять рабочие функции);
- коммуникабельность (в ходе работы вы будете постоянно общаться с клиентами, коллегами и начальством);
- стрессоустойчивость;
- умение принимать решения и нести за них ответственность;
- внимательность;
- пунктуальность;
- дисциплинированность;
- умение работать в команде.
Таким образом, бухгалтером сможет работать не каждый человек, а только тот, кто обладает определенным складом характера.
Профессиональные
Специальные умения, знания и навыки необходимы для выполнения рабочих задач бухгалтера. Среди них важно выделить следующие:
- обработка выписок;
- подготовка отчетных документов;
- умение работать в системе «Банк-Клиент»;
- контроль за операциями по реализации с НДС;
- умение рассчитывать заработную плату;
- взаимодействие с налоговыми органами;
- умение работать в специализированных программах (например, 1С);
- разработка локальных актов по расходам компании;
- навыки ведения кассовой книги;
- умение составлять сметы;
- знание положений и инструкций Центрального банка России;
- умение работать с первичной документацией;
- ведение складского учета и прочее.
Оптимальное сочетание индивидуальных черт характера и профессиональных умений поможет специалисту осуществлять свои функции на самом высоком профессиональном уровне.
Достижения
Кроме всей прочей информации о себе, в резюме вы должны рассказать о своих достижениях. Это должно напрямую касаться профессиональной бухгалтерской сферы. Вы можете описывать свои достижения с предыдущих мест работы или даже со студенческих времен. К ценным достижениям бухгалтера можно отнести:
- победу на профессиональном конкурсе;
- разработку собственной методики или технологии;
- выполнение задач, поставленных работодателем;
- оптимизацию рабочих процессов;
- повышение активности документооборота;
- успешное прохождение налоговых проверок;
- переход на новую компьютерную бухгалтерскую систему;
- окончание университета с отличием.
Что писать, если нет опыта работы?
Если у вас нет опыта работы, вы только недавно закончили учебное заведение и являетесь начинающим бухгалтером, то вы не можете сразу претендовать на должность бухгалтера. В этом случае лучше всего подавать документы на должность помощника. В то же время стоит иметь в виду, что даже в таком случае вам придется составлять резюме.
Так как у вас еще не накоплен профессиональный опыт, то в графе «Опыт работы» следует писать о стажировках и практиках, которые вы проходили в процессе обучения (что является обязательным условием для получения диплома бухгалтера государственного образца).
Таким образом вы дадите понять работодателю, что вы как минимум знакомы с основами практической работы бухгалтера.
Нюансы для различных бухгалтерских специальностей
При заполнении профессионального резюме следует иметь в виду, что каждая бухгалтерская специализация обладает своими специфическими нюансами. Соответственно, в графах документа необходимо делать необходимые пометки.
- Если вы претендуете на должность бухгалтера по первичной документации, то вам следует продемонстрировать умения, связанные с ее разработкой и заполнением. Например, вы можете рассказать о том, что на предыдущем месте работы вы изобрели собственную систему организации подобных бумаг.
- Бухгалтер-кассир в банке – это специалист, который имеет дело с наличными деньгами. В этом случае вам придется продемонстрировать повышенный уровень ответственности.
- Если вы хотите занять должность бухгалтера-материалиста, то в резюме вам следует продемонстрировать знания принципов амортизации, материального стола и т.п.
- Ведущий бухгалтер должен обладать лидерскими качествами.
- Бухгалтер-экономист должен знать не только бухгалтерский учет, анализ и аудит, но и принципы функционирования экономической системы государства.
- Бухгалтер-калькулятор должен хорошо знать математику.
- Бухгалтер, отвечающий за товарно-материальные ценности (или по учету ТМЦ), должен обладать знаниями о категориях таких ценностей.
Кроме того, существуют такие специализации, как профессионал по реализации, бухгалтер по основным средствам и некоторые другие. Знания и умения таких специалистов также должны соответствовать их рабочей нагрузке.
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо – это необязательный документ при устройстве на должность бухгалтера. Однако некоторые работодатели могут потребовать предоставить его. Для того чтобы понять, нужно ли вам составлять сопроводительное письмо, следует внимательно прочитать вакансию (обычно работодатель указывает это требование).
При необходимости позвоните в компанию, куда вы хотите устроиться, для уточнения деталей.
Сопроводительное письмо не должно быть копией резюме. Этот документ может быть объемнее и обширнее. По общему правилу сопроводительное письмо должно состоять из описания ваших личных качеств, а также профессионального опыта. Так, например, вы можете рассказать работодателю о том, почему решили выбрать профессию бухгалтера, чем вас привлекла данная компания, а также какие ваши личностные характеристики помогают вам в ходе осуществления профессиональных функций (при этом очень важно приводить конкретные ситуации и примеры).
Данный документ, как и резюме, должен обладать определенной структурой. Так, в вводной части нужно поздороваться с работодателем и представиться. Затем следует переходить к основной части, а после – к заключению.
В заключении нужно попрощаться и поблагодарить за внимание.
Рекомендации
Ваша характеристика как профессионала в сфере бухгалтерии играет важную роль при трудоустройстве на новое место работы. Ее следует прикладывать к резюме. При этом подойдут только положительные отзывы предыдущих работодателей.
В рекомендации ваш предыдущий работодатель должен рассказать о том, как вы проявили себя в качестве профессионального бухгалтера, какие функции и задачи вы выполняли, за какой фронт работ были ответственны. Максимальный объем рекомендательного письма – 1 страница.
Бухгалтер – это важная и нужная профессия в современном мире. В связи с этим работодатели подходят к подбору персонала на данную должность с особым вниманием, к бухгалтерам выдвигаются повышенные требования. Таким образом, если вы хотите получить должность бухгалтера, вам нужно правильно и грамотно составить резюме, необходимое для трудоустройства. Если вы будете пользоваться нашими советами, то обязательно получите работу мечты.