«Обязанности и достижения» — один из актуальнейших разделов резюме, на него работодатели обращают особое внимание. Именно от его содержания и стиля изложения зависит окончательное решение о приёме соискателя на работу.
Кадровые сотрудники дотошно и внимательно ищут работников, способных доводить начатое дело до успешного финала, оптимизировать рабочие процессы качественно и с экономией времени, неуклонно увеличивая прибыль предприятия. Просто, ясно и по-деловому отразив в резюме свои производственные достижения на прежних местах трудовой деятельности, вы более чем на 50% решаете задачу приёма на новую работу.
Определение и различие понятий
Профессиональная функция – относительно автономная составляющая профдеятельности в сфере конкретного технологического процесса. Должностные обязанности – это комплекс конкретных действий сотрудника на рабочем месте, применяемый в целях достижения производственных стратегических и тактических целей. Иными словами, обязанности (как конкретные действия) призваны обеспечивать выполнение функций.
Оба понятия носят целеполагающее, управляющее и регулирующее значения, а потому являются особенно значимыми и в производственном процессе, и в резюме.
К достижениям относят конкретные результаты работы, выходящие за рамки рутинной деятельности специалиста. Это именно то, чем гордятся, что особенно ценится любым работодателем.
Основная задача раздела – заинтересовать работодателя, показать ему свою потенциальную полезность для решения конкретных производственных заданий.
Прежде чем приступить к написанию этого актуального раздела, рекомендуем внимательнейшим образом ознакомиться с первичной информацией об организации. Следует ясно представлять себе миссию предприятия, его стратегические и тактические цели, производственные возможности, а также особенности и корпоративные традиции. Это поможет подать себя работодателю в выгодном свете, обеспечить победу в конкурсе резюме.
Сведения, изложенные в разделе, должны подаваться кратко, ясно, в деловом грамотном стиле и соответствовать ряду критериев:
- измеримость, то есть иметь количественные характеристики;
- конкретность в противовес обобщённости;
- внушительность (показательность);
- относимость, то есть степень соответствия должности, на которую вы претендуете.
Какие можно указывать?
Есть две главные категории достижений, рекомендуемых к описанию в резюме: личные, которыми вы гордитесь независимо от своей профессии; профессиональные, имеющие непосредственное отношение к результатам вашего труда на рабочем месте. Например, следует описать значимые успехи в продажах или успехи риелтора. Обе категории должны носить конкретный характер и отражаться в измеряемых величинах.
Личные
Личностные качества и достижения, указываемые в резюме, необязательно должны быть «заточены» на вашу профессиональную деятельность. Это не связанные с работой успехи, характеризующие вас как растущую, творческую и развивающуюся в жизни личность. Сюда можно отнести и спортивные достижения, показывающие уровень вашего крепкого здоровья.
Такие типовые личные качества, как коммуникабельность, целеустремленность и другие, работодатели зачастую просто игнорируют, поскольку они свидетельствуют об отсутствии креативности у соискателя. Более продуктивными качествами считаются, например, скорая обучаемость, чувство нового, умение быстро ориентироваться и усваивать новую информацию, анализировать её и правильно расставлять приоритеты в деятельности, предлагать и быстро реализовывать рацпредложения и пр.
Не следует путать личные навыки и профессиональные успехи. Так, освоение новейшей технологии – это приобретение навыка, а её внедрение с увеличением эффективности работы – достижение.
Для молодых специалистов, не имеющих профессиональных достижений, важно поставить акцент на личных чертах и умениях, таких как умение справляться со стрессами, общительность, стремление работать в команде, пунктуальность, внимательность, собранность и т. п., то есть тех качествах, которые обеспечат безошибочное, правильное и скорое выполнение работы в сжатые сроки.
Профессиональные
Наиболее важные, ключевые должностные достижения в карьере помогут работодателю по достоинству оценить ваши деловые качества.
- Они в значительной степени повысят самолюбие потенциального начальника, поскольку приобретение настоящего профессионала будет соответствовать его стратегическим замыслам.
- Удачные примеры должностных достижений в полной мере покажут вашу целеустремленность и ответственность в работе.
- Будущий руководитель быстро поймёт степень динамики вашего роста как профессионала. Исходя именно из этих примеров, будут оцениваться такие качества, как трудолюбие, профессионализм, уровень стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поэтому до потенциального руководителя следует донести сведения о своих профессиональных достижениях, то есть значимых результатах и знаниях, относящихся к работе, акцентировав внимание на:
- воплощенных, успешно реализованных вами проектах;
- улучшении финансовых и иных показателей;
- достигнутых производственных целях;
- результатах, превзошедших прошлые победы, в том числе и победы коллег.
Свои личные успехи легко обнаружить, ответив самому себе на следующие вопросы:
- Какую пользу я сумел принести фирме за время работы в ней?
- Какие полезные навыки, умения и опыт я приобрёл?
- Какой важный проект был реализован с моим успешным участием?
- Доверяли ли мне работу, выходящую за рамки моих прямых обязанностей?
- За что меня благодарили на прежней работе?
- Какие мои конкретные успехи были отмечены руководством?
- Что мне удалось изменить в лучшую сторону (внедрить, усовершенствовать) на прежней должности?
Ваши достижения должны подкрепляться конкретными цифрами и реальными примерами из трудовой практики, отчётливо демонстрирующими высокий уровень профессионализма, способность умело и быстро решать трудные задачи, а также реальное стремление и интерес к новой работе, дальнейшему творческому развитию своих умений и навыков.
При трудоустройстве на руководящую должность достижения должны соответствовать работе управленца: умение принимать стратегические решения, руководящий опыт, планирование, практика замещения места управляющего и т. д. Если планируете попасть на место линейного специалиста, то важно соответствовать уровню: внедрил, повысил, увеличил и пр.
В крупных системных организациях с хорошо разветвленной структурой, как правило, организуются подразделения со значительным количеством офис-менеджеров, обеспечивающих необходимый документооборот. Такие сотрудники специализируются на работе крайне узкой направленности, регистрируя, например, исключительно входящую или исходящую документацию. Для таких работников изложить свои достижения довольно сложно.
Но и здесь выход имеется. Тему можно подать предметно, чтобы у кадровика не возникло вопросов. Например, «в приёме, регистрации и выдаче корреспонденции сбоев и ошибок мною не допускалось, поэтому срывов надлежащих сроков обработки документации за весь период работы не происходило».
Правила заполнения раздела
Для грамотного заполнения раздела рекомендуем соблюдать ряд правил.
- Цель и направленность изложения. Главная задача – понятным образом показать потенциальному руководителю, что именно вы являетесь лучшим соискателем, способным принести фирме максимальную пользу. Нет смысла детализировать свои функциональные обязанности на прежнем месте работы, если вы приняли решение о смене профиля деятельности. Не стоит также акцентировать внимание на умениях и навыках, которые, возможно, не пригодятся на новом месте работы. Выгоднее остановиться на полезных для нового работодателя сторонах своей профессиональной деятельности. Так, в резюме специалиста-экономиста, соискателя на место финансового директора полезно остановиться не на подсчётах себестоимости продукции или нормировании труда, а отразить вопросы, касающиеся финансового контроля и анализа, её управленческой деятельности.
- Свои главные профдостижения полезно сопрягать с конкретными местами работы. Обычно соискатели указывают в резюме 2–3 предыдущие фирмы, приводя краткий перечень своих достижений.
- Важно не излагать тему общими фразами, а выделять конкретные (цифровые) параметры деятельности. Например, для отражения успехов менеджера в работе с клиентским контингентом вместо банального «привлекал клиентов» отметить «пополнил клиентскую базу 25-ю новыми клиентами за 2 месяца».
- Краткость и ясность изложения. Явной ошибкой будет копирование всей должностной инструкции, достаточно остановиться на ключевых моментах. Это позволит корректно показать спектр обязанностей и не утомит работодателя при чтении резюме. К примеру, для менеджеров по закупкам вполне достаточно будет отметить: выбирал выгодных партнёров, рассматривал и оценивал различные ценовые варианты, занимался документальным оформлением сделок.
- Полезно примерно 50% документа посвятить достижениям, а в оставшейся части раскрыть обязанности. При этом каждая из них должна быть уравновешена соответствующими итогами деятельности, что представит вас как стоящего работника. Для менеджеров по продажам это будет выглядеть примерно так:
- в области расширения клиентского контингента увеличил количество выгодных партнёров в полтора раза за счет внедрения упорядоченной и новой скидочной системы;
- для увеличения продаж организовал дополнительный канал, что обеспечило повышение объемов реализации товаров на 30%.
- Эффективное применение глаголов позволяет концентрировать внимание на том, что лично вашими усилиями получен конкретный позитивный результат. Наиболее ярко и по-деловому деятельность описывается именно с помощью глаголов совершенного вида (создал, выполнил и т. п.) – они «оттеняют» именно заслуги. Глаголы же несовершенного вида (отвечал, участвовал и пр.) в большей мере отражают обязанности и функции, но не достижения. Например, вместо типовой констатации факта – «снижен уровень себестоимости продукции», лучше написать – «снизил себестоимость продукции на 25%». Дополнительно стоит отметить пути и способы этого снижения.
Важно избегать излишних вопросов работодателя по вашему резюме. Основные критерии – полнота, краткость и ясность изложения.
Избегайте написания в резюме дежурных фраз типа «своевременно и качественно исполнял задания руководства», «за время работы не получил ни одного нарекания» или «уволился по причине непрофессиональной оценки руководством и конфликтности коллектива», ведь ошибок не совершает тот сотрудник, который ничего не делает.
Ваше резюме не произведёт на кадровика должного впечатления и окажется неэффективным, если будет написано:
- расплывчатыми, длинными и рассуждающими предложениями;
- многословными предложениями, неудобными для чтения;
- с негативными суждениями любого вида;
- с содержанием пассивных форм, например, фраз типа «отвечал за внедрение», «находили применение», которые надлежит заменить активными глагольными формами «внедрил», «эффективно применил» и т. п.
Не советуем отражать в резюме достижения прежней фирмы или предприятия – они не носят личной заслуги соискателя. Написание ложных сведений в резюме – грубая ошибка, которая может нанести значимый урон деловой репутации.
Примеры
Приведём ряд полезных образцов-примеров достижений для нескольких различных профессий.
Бухгалтер – ответственнейшая должность, требующая большой точности, опыта и прагматичности. Здесь удачными примерами профдостижений могут быть:
- автоматизация бухгалтерских расчетов и последующая оптимизация штата работников;
- успешное испытание несколькими налоговыми проверками;
- полное или частичное обновление компьютерного ПО фирмы;
- написание ряда публикаций для специализированных бухгалтерских периодических изданий;
- наличие аттестата или диплома, подтверждающего квалификацию «главный бухгалтер»;
- количество достойно пройденных внешних аудитов.
Учитель:
- факт получения почетной грамоты за трудовые заслуги в педагогической работе;
- примерное осуществление ряда открытых уроков;
- участие в значительных всероссийских конференциях по педагогике;
- создание и постоянное ведение обучающих кружков;
- организация и проведение конференций, вебинаров по обмену опытом педагогической работы.
Врач. Здесь каждое направление медицины имеет свои производственные особенности и нюансы, для врача-лора, например:
- провел более 40 успешных операций;
- опубликовал около 150 статей для журнала «Здоровье»;
- написал и защитил научную работу «Новейшие методы лечения склеромы», за что получил степень кандидата медицинских наук;
- за последние 4 года обучил 40 врачей-интернов;
- провел 11 вебинаров по оториноларингологии;
- принял участие в 14 конференциях, 5 из которых международные;
- изобрёл и запатентовал новый медпрепарат или прибор.
Для менеджера по продажам:
- удалось повысить уровень продаж на 35%;
- за шесть месяцев привлечено 45 новых клиентов;
- за 1,5 года подобрал и обучил 12 новых работников;
- в течение последних 3 лет организовал 35 акций и скидочных программ, благодаря которым привлек 200 новых постоянных покупателей.
Руководитель. Руководителей условно делят на 2 группы: мелкого и крупного масштаба. В первой группе – администраторы, супервайзеры, менеджеры и другие; во второй – директора, гендиректора, президенты фирм и пр. Примеры профдостижений в резюме для руководителя структурного подразделения логистики:
- за 1 год разработал 4 схемы новых маршрутов для скорой доставки грузов;
- автоматизировал систему инвентаризации, за счет чего процесс сократился с 6 часов до 2 часов;
- обновил программное обеспечение, благодаря чему скорость подготовки типовых документов сократилась на 20%.
Юрист:
- систематизировал и оптимизировал порядок согласования документации, увеличивший скорость подготовки заявительского материала и давший существенные конкурентные преимущества;
- обеспечил заключение 22-х договоров с солидными зарубежными фирмами по поставке и установке новейшей производственной техники;
- подготовил и внёс коррективы в отраслевые законодательные документы, что позволило оптимизировать порядок и сроки ликвидации юридических лиц;
- сопровождал ряд значимых коммерческих проектов по объединению ряда компаний, работе с интеллектуальной собственностью, оформлению и регистрации патентов;
- обеспечил сопровождение ряда независимых экспертных оценок кредитных рисков крупных финансовых проектов (от 1,5 млрд руб.).
Инженер:
- успешно реализовал техническую сторону запуска новой производственной линии на фабрике, сократив сборочный процесс до 3-х недель;
- обеспечил повышение производительности станочного парка на 25% благодаря оптимальному распределению загрузки и формированию удобного режима работы;
- разработал и обеспечил бесперебойную работу новейшей технологической линии обработки производственных отходов;
- усовершенствовал испытательные автоматы, обеспечившие повышение производительности на 22%.
Продавец-консультант:
- внедрил оригинальные методы продаж, позволившие увеличить клиентскую базу на 17%;
- внедрил новые способы стимулирования продаж, подняв величину среднего чека на 20% за 4 месяца;
- привлек к сотрудничеству 7 новых партнеров-заказчиков посредством использования специальной программы лояльности;
- повысил динамику роста базы клиентов на 18% с помощью активизации системы продвижения товаров в интернете;
- при участии топ-менеджеров разработал систему по продажам, обеспечившую увеличение количества заявок на 30%;
- сократил сроки обработки заявительских документов с 4-х до 3-х дней, в 2 раза уменьшив число отказов.