Наилучшее впечатление производят на работодателя резюме, в которых описан опыт работы соискателей. Такая информация помогает руководителю сделать вывод о знаниях и навыках людей, понять, подходят ли они для предлагаемой вакансии. Однако далеко не все знают, как правильно заполнить данный пункт. Здесь есть много нюансов, которые обязательно стоит учитывать, чтобы выгодно выделиться на фоне конкурентов.
Правила заполнения раздела
Раздел «Опыт работы» в резюме должен быть лаконичным, но полным. Здесь вы должны максимально раскрыть сведения о своей трудовой деятельности, исключив при этом все, что не относится к делу.
Места предыдущей работы следует писать в обратном хронологическом порядке. То есть сначала указывается последняя фирма, затем предпоследняя и так далее. Если вы уже успели сменить много мест работы, не стоит перечислять все. Достаточно указать 3-5 последних рабочих мест.
Помимо указания компании, в которой вы работали, необходимо написать, какую должность вы занимали и какие обязанности выполняли. Разумеется, описание трудового опыта должно иметь непосредственное отношение к должности, на которую вы претендуете.
Например, если вы хотите устроиться на место бухгалтера, то работодателю будет совершенно неинтересно, чем вы занимались, работая продавцом в бутике одежды.
Если работа по специальности и другие занятия чередовались, оставлять пропуски в резюме не нужно. В противном случае создастся впечатление, что несколько лет вы просто бездельничали. Однако подробно следует описывать только обязанности, касающиеся конкретной вакансии. Остальные места работы можно просто перечислить с указанием временного периода, названия фирмы и должности.
Если на нескольких последних местах вы выполняли одинаковые задачи, не стоит их повторять. Постарайтесь выделить что-то особенное в каждой бывшей работе, вспомните любые (пусть и незначительные) свои достижения. Будущий начальник должен понять, что вы способны на профессиональный рост и выполнение разнообразных обязанностей.
Многие сомневаются, указывать ли неофициальное место работы. Если вы работали по профессии, это нужно сделать обязательно. Просто уточните, что работали без оформления. Если вы выполняли какие-то задания по совместительству, но они не имеют отношения к вакансии, на которую вы претендуете, можно опустить эту информацию.
Как написать?
Рассмотрим подробней, что и как следует писать в резюме.
Период работы
Указывать следует не только годы, когда вы начали и закончили работать в том или ином месте, но и месяцы. Иначе становится непонятно, сколько времени вы занимали конкретную должность.
Например, если написать «2017-2018», это можно расценить по-разному. Если человек поступил на работу в январе 2017 и уволился в декабре 2018, это значит, что он был в данной фирме почти 2 года. Если же он поступил на работу в декабре 2017 и ушел из компании в марте 2018, то он проработал в этом месте всего 3 месяца.
Не каждый работодатель захочет вызывать человека на собеседование, чтобы уточнить длительность его стажа. Поэтому лучше сразу предоставить исчерпывающую информацию.
Название организации
Указывая место работы, не стоит ограничиваться только названием компании. Не всегда по нему можно понять, какова настоящая деятельность фирмы. Поэтому данный момент важно кратко пояснить (достаточно лаконичной формулировки в одно предложение). Если название представляет собой аббревиатуру, ее нужно расшифровать. Исключение составляют известные всем бренды. В случае нахождения компании в другом городе, не забудьте об этом написать.
То же касается ИП. Если вы работали на индивидуального предпринимателя, помимо имени и фамилии бизнесмена, укажите, какой была его сфера деятельности. В случае работы на себя также уточните, чем вы занимались.
Еще один важный момент – количество сотрудников в компании. Этот показатель становится важным, если вы занимали руководящий пост или просто курировали деятельность коллектива в качестве администратора.
Должность
Занимаемую на бывшем месте работы должность нужно указывать максимально полно. Например, слово «менеджер» может вызвать массу вопросов. А вот фраза «менеджер по продажам» уже является более конкретной и сразу объясняет, какова была ваша роль в компании.
Основные обязанности
Перечисление обязанностей, которые вы выполняли на предыдущих местах работы, крайне важно. Это даст вашему будущему руководителю представление о том, что вы умеете. Расписывать ваш типовой рабочий день не нужно. Достаточно лаконично изложить основные функции, которые были на вас возложены (например, консультирование клиентов, составление отчетности, подбор кадров).
Здесь же можно описать ваши достижения (если они были). Напишите, сколько успешных договоров в неделю вы заключали, на сколько процентов увеличились продажи с вашим приходом в компанию. Подкрепляйте факты реальными цифрами. Даже два впечатляющих предложения о ваших успехах могут выделить ваше резюме среди остальных.
Ошибки
Рассмотрим основные ошибки, которые совершают соискатели при написании резюме:
- описание занятости в профессиях, которые никак не связаны с новой вакансией;
- неполное указание периодов работы (без месяцев);
- отсутствие расшифровки названий компаний;
- неточное указание должностей, занимаемых в прошлом.
Не стоит писать в резюме вымышленные данные. Не приукрашивайте свой профессиональный опыт, не придумывайте обязанности или навыки, с которыми вы не сталкивались. Большую часть информации можно будет легко проверить.
Ошибкой также будет написание расплывчатых формулировок типа «налаживал связи», «руководил отделом». Обязательно уточняйте, коллективом из скольких человек вы управляли, что конкретно вы делали для получения фирмой новых деловых партнеров и тому подобное.
Примеры
Рассмотрим несколько образцов правильного заполнения пункта «Опыт работы».
Продавец-консультант
Июнь 2018 – сентябрь 2019. O'STIN. Обязанности: выкладка товаров, консультирование клиентов, работа с кассовым аппаратом, проведение периодической инвентаризации.
Менеджер по продажам
Апрель 2017 – октябрь 2019. ООО «Лидер» (оптовая торговля мебелью). Обязанности: привлечение розничных торговых предприятий, консультирование, заключение договоров купли-продажи, ведение документооборота, работа с рекламными носителями.
Мастер по ремонту компьютерной техники
Май 2018 – по настоящее время. Частная практика (без оформления). Обязанности: обслуживание стационарных компьютеров, ноутбуков и сетевого оборудования, сборка системных блоков, настройка сети, установка ПО.
Бухгалтер
Январь 2016 – сентябрь 2019. ООО «Рассвет» (строительство частных коттеджей). Обязанности: обработка первичной бухгалтерской документации, подготовка налоговой и бухгалтерской отчетности в ИФНС, ПФР, ведение кассовых расчетов с подотчетными лицами.