Резюме – это документ, составлением которого в большинстве случаев занимается сам претендент на должность. В нем перечисляются как стандартные данные специалиста (Ф. И. О., дата рождения и т. п.), так и личностные качества, профессиональные навыки, которые могут помочь ему в работе.
Для каждой специальности эти навыки заранее определены. Что же нужно писать в своем резюме претенденту на должность в отдел кадров?
Особенности
Казалось бы, именно кадровики просматривают массу резюме, и кому как не им знать, что там должно быть написано. Однако сложности при трудоустройстве возникают и у них, потому что одно дело – читать чужие документы, совсем другое – составлять свой, который будет создавать первое впечатление о нем как о работнике, специалисте. Имеет большое значение должность, на которую претендует человек. Если это инспектор по делопроизводству, то личностные и профессиональные качества должны быть одни, а если начальник отдела кадров – совершенно другие, которые дадут работодателю понять, что перед ним резюме профессионала с опытом руководящей работы, качества которого помогут ему управлять отделом.
Для специалиста отдела кадров очень важно уметь как общаться с людьми, так и работать с большим количеством документов. Для инспектора по делопроизводству необходимы грамотность, исполнительность, правильное заполнение документов, а также организованность. Любой профессиональный кадровик должен уметь обрабатывать большие объемы информации и держать в голове огромное количество данных. Специалисту по подбору персонала необходимо запоминать имена, лица, сведения о том, какие вакансии нуждаются в заполнении, а также какой кандидат претендует на какую должность.
Все это необходимо указывать в резюме, а также упоминать об этом на собеседовании.
Основные разделы
Резюме состоит из нескольких разделов.
- Личная информация. Сюда входят сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, семейном положении, наличии детей и т. п.
- Информация об образовании. На сегодняшний день редкий человек имеет одно высшее или средне-специальное образование. В этом разделе нужно указывать обучение на любых курсах, которые касаются желаемой специальности, пройденные повышения квалификации, а также данные всех документов, которые выданы по итогам этих мероприятий.
- Опыт предыдущей работы. Постарайтесь не только указать даты приема и увольнения, наименования организаций и названия должностей, но и максимально подробно и при этом без лишней «воды» рассказать о том, чем вы занимались на этой должности, в чем заключалась суть вашей работы.
- Личные и профессиональные качества. Здесь нужно указать лишь те личные качества, которые важны для занимаемой должности. Что касается профессиональных, они должны быть также значимы для выполнения именно той работы, на получение которой вы претендуете.
Рекомендации по составлению
Грамотно составить резюме непросто даже знающему человеку. Перегружать его информацией не нужно – лучше указать ключевые показатели, однако и делать его излишне кратким не нужно – как же работодатель поймет, что вы являетесь лучшим кандидатом из всех?
Обязательно укажите тот объем работы, с которым вы справлялись на прежних должностях: сколько человек было в штате, какое количество бумаг вы обрабатывали, к примеру, за неделю, принимали ли участие в разработке локальных документов (должностных инструкций, приказов, положений об отделах и т. п.). Укажите, сколько и каких конкретно документов вы оформляли каждый месяц. Если вы были ответственны за ведение и заполнение трудовых книжек, это обязательно должно быть отражено в резюме, так же, как если в ваши обязанности входило составление отчетов для ПФР, ведение персонифицированного учета и оформление бумаг для выхода сотрудников на пенсию. Сдача отчетов в органы статистического учета и центр занятости, переписка и сотрудничество с трудовой инспекцией – обо всем этом должно быть сказано в вашем резюме. Если занимались воинским учетом, работали с системой суммированного учета рабочего времени, участвовали в начислении заработной платы – указывайте все.
Если вы умеете работать в программах, укажите и это. Пишите только то, что на самом деле отражает действительность.
Если вы никогда не составляли отчетов в Excel – не обманывайте, что делали это. Вы можете попасть в неприятную ситуацию и быть пойманным на лжи, а если у вас есть одна ложь в резюме, где гарантия, что правда все остальное?
Обязательно следует упомянуть о достижениях, которые касаются профессиональной сферы. Первое место за полумарафон в рамках города можно оставить за рамками резюме, а вот если вы участвовали в конкурсе профессиональной деятельности (кадровое дело, делопроизводство) и были награждены, это стоит указать.
Что касается личных и профессиональных качеств, избегайте таких «навязших в зубах», клишированных слов, как «коммуникабельность», «исполнительность», «стрессоустойчивость», «работоспособность» и прочих определений, которые кочуют из одного документа в другой, не вызывая у рекрутеров ничего, кроме неприязни.
Пишите только то, что по-настоящему важно для желаемой должности. Если вы претендуете на то, чтобы стать делопроизводителем или специалистом по кадрам, так ли нужно знать вашему потенциальному работодателю о том, что вы любите вязать и увлекаетесь скалолазанием?
Пример
Так может выглядеть образец резюме для устройства на работу на должность специалиста по кадрам.
Фамилия, имя, отчество (если есть)
Дата и место рождения
Адрес проживания
Телефон, электронная почта
Должность, на которую претендует соискатель
Желаемая заработная плата
Опыт работы – обычно заполняется в порядке от последнего места работы к первому:
- наименование организации;
- дата приема – дата увольнения;
- занимаемая должность;
- что входило в обязанности работника.
Образование – заполняется от первого полученного к последнему:
- год начала учебы – год окончания учебы;
- название учебного заведения;
- специальность, полученная во время обучения (как указано в документе об образовании).
Периоды повышения квалификации – название учебного заведения, год, название курсов, был ли выдан документ по окончании.
Профессиональные навыки
Личные качества