Синтезатор

Аккорды на синтезаторе: учимся играть

Аккорды на синтезаторе: учимся играть

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Мажорные аккорды
  2. Разновидности минорных аккордов
  3. Другие варианты

Основой любого музыкального инструмента является мелодия, а основой мелодии являются ноты. Чтобы не только научиться играть на синтезаторе, но и уметь сочинять музыку, важно отличать разные виды аккордов.

Мажорные аккорды

Аккорды – это чаще всего трезвучия, но существуют и такие, что состоят из четырёх и более нот. Мажорные звуки исходят из гаммы до-мажор. С их помощью можно играть задорную, весёлую музыку. Для начинающих лучше подойдут трезвучия. Чтобы понять, как они играются, нужно разобраться в строении аккорда. Лучше всего взять за основу самый распространённый – до-ми-соль.

  • Нота «до» основная в этом трезвучии и задаёт тональность. Играется либо мизинцем левой руки, либо большим пальцем правой.
  • «Ми» называется мажорной терцией, поскольку занимает третье место в трезвучии относительно всей гаммы: до-ре-МИ. Играется средним пальцем независимо от того, какой рукой владеет музыкант.
  • И наконец, «соль» – квинта. Её тональность повышена на семь полутонов, и она завершает аккорд.

К начальным мажорным гаммам также относятся соль-мажор, си-бемоль. Их аккорды будут выглядеть следующим образом: соль-си-до (второй октавы) и си-ре (второй октавы) -фа диез (второй октавы).

Чтобы научиться играть аккорды на синтезаторе, лучше приобретать инструмент с автоаккомпанементом. Это позволит лучше разобраться в расположении трезвучий, а также упростит процесс обучения. Аккорды всегда играются левой рукой, в то время как основная мелодия исполняется правой.

Важно учитывать, что у каждого синтезатора существует область управления автоаккомпанементом. Если нажать клавиши, которые выходят за эту область, устройство не будет учитывать их при построении и обработке мелодии.

Самостоятельное обучение не должно останавливаться на изучении теории. Чтобы применить знания, нужно много практиковаться. Для лучшего понимания стоит смотреть обучающие видео и таблицы ритмических рисунков.

Мажорных трезвучий множество. Для наглядности стоит привести схему, по которой строятся мажорные гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Расстояние между ближайшими клавишами называется полутоном. Это интервал между белой и чёрной клавишей или между двумя белыми, если отсутствует чёрная. Тон состоит из двух полутонов.

Пользуясь данной информацией, можно составить мажорную гамму в картинках, отталкиваясь от любой ноты, а также подобрать к ним соответствующие аккорды.

Разновидности минорных аккордов

Минорные аккорды позволяют сыграть лиричную, грустную мелодию. Основываться на формуле построения мажорных гамм нельзя, так как эта схема подходит только для тональностей в натуральном виде. Минорные гаммы в натуральном виде не играются. Они записываются гармоническими и мелодическими минорами.

Гармонический минор отличается повышением седьмой ноты до диеза. Если рассмотреть это на примере гаммы ля-минор, получится следующее: ля-си-до-ре-ми-фа-соль диез. В мелодическом миноре повышаются сразу две ноты: шестая и седьмая, но при движении обратно диезы отменяются. Выглядит это так: ля-си-до-ре-ми-фа диез-соль диез, а обратно – соль-фа-ми-ре-до-си-ля.

Минорные звуки также опираются на гамму. Например, основная нота аккорда гаммы ля-минор – «ля». Третья нота от основной будет второй в трезвучии. В данном случае это «до». От второй клавиши отсчитываются ещё две. Это будет завершающий звук. Это нота «ми». При помощи этой схемы строятся все минорные аккорды. Например, в гамме ре-минор это ре-фа-ля, в гамме ми-минор – ми-соль-си.

Научиться играть минорные трезвучия можно по таблицам, в которых указаны готовые звуки. Остаётся только запомнить их. Однако лучше понять принцип построения аккордов. Тогда для того чтобы сочинить музыку, не нужно будет отталкиваться от уже имеющегося звучания.

Другие варианты

Существуют и другие способы разнообразить игру на синтезаторе.

Последовательный аккорд

При использовании арпеджио аккорд играется не слитно, а переливом, то есть клавиши нажимаются последовательно. Самые известные типы арпеджио: длинные, короткие и ломанные.

Длинные арпеджио играются так: берутся основные аккорды тональности и беспрерывно проигрываются снизу вверх. Чтобы правильно сыграть, нужно соблюдать одинаковый ритм. Также необходимо учитывать положение пальцев на клавиатуре. Последовательность для правой руки следующая: большой палец-указательный-средний – повторить три раза – большой-указательный-средний-мизинец. Для левой руки: мизинец-безымяный-указательный-большой-безымяный-указательный-большой – повторить три раза.

В целом длинные арпеджио представляют собой поочерёдно сыгранные с небольшим интервалом трезвучия.

Отличительной чертой коротких арпеджио является использование основного аккорда тональности. В ля-миноре это ля-до-ми, в до-мажоре – до-ми-соль и так далее. Расстояние между руками отсутствует. Одна рука «дублирует» ноты, сыгранные второй. Положение пальцев для правой руки: первый-второй-третий-пятый-первый-второй-четвёртый-пятый-первый-второй-третий-пятый. Затем цикл повторяется четыре раза. Пальцы левой руки: пятый-четвёртый-второй-первый-пятый-четвёртый-второй-первый-пятый-четвёртый-второй-третий-пятый. Цикл повторяется до конца октавы.

В ломаных арпеджио нарушается последовательность трезвучия, то есть играется сначала первая нота, затем – третья, потом – вторая. К примеру, в до-мажор это будет не до-ми-соль, а до-соль-ми. Расположение пальцев для обеих рук идентично расположению при игре коротких арпеджио.

Для того чтобы не утомляться при игре арпеджио, нужно помнить некоторые нюансы. Осанка должна быть ровной. Ноги твёрдо касаться пола. Плечи и кисти расслаблены. Нажимать на клавиши нужно подушечками пальцев.

Септаккорды

Для начала стоит разобраться, что такое септаккорд. Это аккорд, состоящий из четырёх нот. Название взято от латинского «septime», так как интервал между крайними нотами равен семи клавишам. Из простого аккорда можно сделать септаккорд. Такой приём называется инверсией. Например, септаккордом гаммы си-бемоль-мажор является ля диез-ре-фа-соль диез. Символ B7 или BB7 является обозначением этого аккорда.

Также из аккорда гаммы ми-мажор ми-соль-си можно получить септаккорд ми-соль диез-си-ре. Аббревиатура этого трезвучия – E7.

Чтобы обучаться было легче, стоит прислушаться к некоторым рекомендациям.

  • Чтобы отточить чувство ритма, стоит брать за основу песни.
  • Первое время играть нужно медленно, иначе есть риск запутаться.
  • Сначала играют каждой рукой по отдельности. И только потом соединяют.
  • Стоит потренироваться с разными приёмами игры, такими как легато – плавно и стаккато – отрывисто.
  • Не помешает поэкспериментировать и с громкостью, используя технику игры пиано – тихо, форте – громко, крещендо – плавное увеличение звука, диминуэндо – затихание.
  • Чтобы расслабить руку, существует специально упражнение. Поставив руку на клавиши, представляют, что в руке лампочка. Это поможет не сгибать кисть и предотвратит её прижимание к корпусу инструмента.

От множества аккордов и их вариаций первое время может «идти кругом» голова. Но, практикуясь с основными трезвучиями, уже через небольшое количество времени можно свободно ориентироваться в «море» звуков.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.