Музицирование всегда было неотъемлемой частью жизни человека. В каждую эпоху изобретались новые виды инструментов, улучшались старые. История знает много разновидностей клавишных инструментов: клавишно-духовые, клавишно-щипковые, клавишно-молоточковые. Такие названия, как орган, клавесин, фортепиано, рояль, известны всем. Самым популярным среди них является синтезатор.
Знакомство с инструментом
В позднем Средневековье музыкантам музыки скрипок, труб и других одноголосных инструментов стало мало. Изобретение клавишных инструментов, позволивших играть сразу несколькими голосами, открыло новые возможности для композиторов. Клавишные музыкальные инструменты прошли путь развития длиной в 6 веков. Самым последним достижением в музыке стало изобретение клавишного синтезатора.
Синтезатор – это электронный музыкальный инструмент. В его основе лежат схемы, которые генерируют звуковые колебания. Первым электронным музыкальным инструментом считается «Терменвокс», изобретённый в 1919 году. Однако он не имел клавиатуры, так как управление высотой звука осуществлялось приближением человека к специальным антеннам, улавливающим электромагнитные волны.
Первый синтезатор с клавишами появился благодаря Лоуренсу Хэммонду в 1934 и был назван в честь создателя – Hammond. Это был электронный орган. Отличие органа – возможность играть разными тембрами одновременно, поэтому современные синтезаторы, вопреки популярному мнению, не являются родственниками рояля и пианино, где тембр всего один.
Затем появились одноголосные аналоговые синтезаторы: Mini Moog, Oberheim, Prophet. С развитием цифровой электроники открылась возможность делать музыкальные компьютеры, такие как Yamaha DX-7 и Clavia Nord. В наше время все выпускаемые синтезаторы являются специализированными компьютерами.
Для синтезатора написано множество замечательной музыки. Танцы, песни, марши – всё можно сыграть на этом инструменте. Пьесы для фортепиано тоже хорошо адаптируются для игры на синтезаторе.
Для обучения подойдёт любой несложный репертуар. Также будет кстати какой-нибудь самоучитель по игре на фортепиано.
Основой любого синтезатора является генератор звука. Именно он создаёт тембр. Главным преимуществом синтезатора, по сравнению с другими инструментами, является возможность выбирать различные тембры. Количество тембров зависит от производителя, но в инструментах для домашнего использования их около 400. Стандартный набор звуков содержит тембры скрипок, труб, саксофона, пианино и других инструментов оркестра.
Созданный звук идёт в блок эффектов, где несколько изменяется: накладываются реверберация, фланжер, дисторшн и многие другие эффекты. Любой современный инструмент является мощным компьютером, возможности которого значительно шире, чем у аналоговых инструментов прошлого века. Большинство новых моделей содержат функции обучения, автоаккомпанемента и записи.
Домашний инструмент для обучения обычно имеет клавиатуру синтезаторного типа, похожую по ощущениям на органную. Количество клавиш – от 25 до 88, как у рояля. Бывают клавиатуры, имитирующие молоточки «живого» фортепиано. Важный момент, который нужно уточнять при выборе устройства, – чувствительность клавиатуры к скорости нажатия: если чувствительности нет, то сила нажатия не влияет на громкость ноты. Чувствительность клавиатуры добавляет динамики исполняемым произведениям. Если все звуки звучат одинаково, невозможно различить, где в песне мелодия, а где – аккомпанемент.
Синтезаторы для выступлений не имеют встроенных акустических систем. Также на них нет пюпитра, подставки для нот. Сценические клавиатуры имеют большое количество «крутилок», настроек звука, которые на первых порах не нужны обучающемуся. К тому же инструмент для сцены потребует дополнительных трат на внешние колонки, а хорошие колонки могут стоить как недорогой домашний синтезатор. Кроме того, инструменты такого рода могут быть очень сложными в освоении. У них могут быть такие органы управления, как колёса высоты звука и модуляции.
Сценический синтезатор будет хорошим приобретением при более высоком уровне мастерства, когда у обучающегося будет потребность в более тонкой настройке звука под определённые произведения.
Есть инструменты и с автоаккомпанементом. Эта возможность позволяет музыканту в одиночку исполнять произведения для музыкальных ансамблей только на синтезаторе. Играя правой рукой мелодию, а левой – аккорды песни, исполнитель звучит как целый оркестр с трубами, гитарами и барабанами. В некоторых инструментах также предусмотрен микрофонный вход, который позволяет голосу звучать вместе с аккомпанементом из одних колонок. Большая часть моделей позволяет записать песню с голосом в хорошем качестве. В прошлом веке для такого результата требовалась целая студия звукозаписи. Сейчас такие возможности есть почти в каждом доме.
Выбирать синтезатор стоит, изучив основные характеристики: полифония, тип клавиатуры, количество тембров, наличие автоаккомпанемента, возможности подключения к компьютеру. Стоит проконсультироваться в музыкальном магазине или со знакомым педагогом, чтобы не купить «игрушку» – инструмент, который не подойдёт для серьезных занятий. Зачастую такие модели выпускаются на китайских заводах, отчего и являются недорогими. Обманываться не стоит – хороший инструмент стоит приличных денег.
Для успешного обучения игре на синтезаторе необходимо внимательно изучить инструкцию и полностью разобраться в его функциях. Новичкам стоит брать не самые «навороченные» модели, так как в обилии кнопок и ручек можно запутаться. Если исполняться будут пьесы для фортепиано, нужно позаботиться о возможности подключения педали – она делает звук более тянущимся. На некоторых синтезаторах педаль может отвечать за включение того или иного эффекта или наложение одного тембра на другой.
Современные синтезаторы используются не только для исполнения музыкальных произведений. Их также применяют для создания необычных звуков в кино, мультфильмах и компьютерных играх. Трудно представить фильм про инопланетян, в котором отсутствуют «космические» мелодии.
Как держать руки?
Игра на синтезаторе – не самое простое занятие. От играющего требуются усидчивость и хорошая координация. Для начала следует позаботиться о месте для обучения. В комплект с синтезатором редко входит стойка. Возможно, её потребуется купить отдельно, но эта покупка сильно облегчит обучение. Установить клавиатуру следует так, чтобы можно было положить на неё руки, согнутые в локтях. Оптимальная высота клавиатуры от пола для ребёнка – 40 сантиметров, для взрослого – 65 сантиметров. Удобство при игре очень важно, иначе интерес к занятиям может очень быстро пропасть.
Банкетка (стул для музыканта) не должна быть жёсткой, так как заниматься придётся очень и очень много. Для несформированного детского организма это большая нагрузка, поэтому нужно делать частые непродолжительные перерывы. К примеру, 15 минут занятий нужно скомпенсировать 5-минутным отдыхом или лёгкой физической нагрузкой: бег на месте, приседания. Такой подход позволяет обучить даже «непосед» – очень активных детей.
Методика игры схожа с фортепианной. Ладонь образует собой «купол». Ощущение должно быть такое, как будто в руке находится небольшой мячик или апельсин. Рука не должна свисать с клавиатуры, так как такое положение будет создавать помехи для быстрой игры. Стоит следить за осанкой и положением тела при игре, так как неправильная посадка в течение длительного времени может привести к серьезным последствиям для здоровья.
Локти не должны «висеть». Они должны быть расположены как при плавании в бассейне: между суставом и телом должно быть 10–15 сантиметром. Прижатые к телу локти ограничивают движения, что не позволит комфортно играть двумя руками.
На клавиши нажимают «подушечки» пальцев. В отличие от занятий на фортепиано сила пальцев не требуется. Быстрой и ровной игры поможет добиться лёгкое напряжение самих фаланг.
Давить на клавиатуру не нужно, палец не должен прогибаться. Эта ошибка может навредить как руке, так и инструменту. Клавиатуры дешёвых синтезаторов могут ломаться и без особых усилий.
Верхом мастерства является игра двумя руками. Она требует отточенной координации, потому что в настоящих музыкальных произведениях левая и правая руки играют разные мелодии. Такое разнообразие нот и создаёт ту неземную красоту исполнения песен. Освоение навыка игре в две руки может занять продолжительное время, однако результат этого стоит.
Первоначально следует разучить мелодию, которую играет правая рука, затем аккомпанемент в левой. После разучивания можно постепенно соединять руки и добиваться синхронности. Последнее можно отточить простым упражнением: одна рука стучит один ритм, другая – другой. Начинать это упражнение следует с медленного темпа, а затем ускоряться с каждым проходом. Уже через неделю после начала выполнения такого упражнения появятся положительные результаты. Усложнить упражнение можно, добавив ритм для ноги, сначала для одной. Такая «зарядка» поможет приблизиться к игре двумя руками уже за месяц ежедневных уроков.
Многие начинающие избегают занятий под метроном. Метроном помогает выработать строгость ритма мелодии, делает музыку более «организованной». Однако чрезмерные занятия под метроном могут привести к «механической», безэмоциональной игре. Художественные задачи не ставятся перед начинающими, однако искреннее исполнение добавит музыке, даже в исполнении новичка, красочности. В любом случае метроном на первых порах – лучшее средство для приобретения технических навыков исполнения мелодий и воспитания чувства ритма. Альтернативный способ улучшить последнее – прохлопать ритм мелодии в ладоши.
Во время занятий кисть не должна напрягаться. «Переиграв» руку, можно получить серьёзную травму и никогда не развить беглой техники исполнения. Именно поэтому педагоги уделяют так много внимания технике исполнения.
В среднем срок обучения для достижения хорошего любительского уровня музицирования – 5–6 лет.
Нотная грамота
Невозможно выучить язык, не умея читать. Также и в музыке: для того чтобы научиться играть, нужно овладеть нотной грамотой. В музыкальных школах эти знания дают на уроках сольфеджио и гармонии. Изучением соотношений между звуками и нотами занимаются специально обученные музыканты – теоретики. Тема довольно обширна, но получить необходимые знания возможно и самостоятельно с помощью книг и видеоуроков.
Клавиатура домашнего синтезатора имеет от 2-х до 7-ми октав. В каждой из них находятся 12 клавиш: 7 белых и 5 чёрных. Запомнить ноты по клавишам будет проще, если придумать какую-нибудь ассоциацию. Белые клавиши называются так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Черные клавиши отвечают за повышение или понижение ноты белой клавиши. Звучать первая черная клавиша будет «между» до и ре. В музыкальной теории такое повышение называют полутон.
Если представить, что на каждой белой клавише написана цифра, то на чёрной клавише должна будет написана цифра на 0,5 больше, чем на предыдущей. В зависимости от того, в каком месте в произведении звучит чёрная клавиша, она будет называться по-разному: диез или бемоль. Например, вторая чёрная клавиша является ре диезом и ми бемолем.
Записываются ноты на линейках, которые называют нотным станом. По нотному стану можно определить, какую ноту нужно играть, в какой октаве она находится и в какое время она должна прозвучать. Палочки от нот (штили) показывают, сколько должна длиться нота. Длительности (восьмая, четверть, половинка и т. д.) зависят от ритмического размера песни, который записывается дробью: 2/4, 3/4 и по аналогии. Размер показывает, сколько длительностей умещается в одном такте. Так, в размере 2/4 поместятся всего одна половинная, две четверти или четыре восьмые.
Тональность произведения устанавливает количество диезов/бемолей, которое может встретиться в музыке. До мажор и ля минор не имеют знаков, ми минор и соль мажор имеют один диез. Пишутся знаки после «закорючек» в начале произведения – скрипичного и басового ключей. Узнать, сколько знаков в тональности, поможет специальная таблица – кварто-квинтовый круг. Наклонение тональности, мажор или минор, определяет настроение песни. Мажор – весёлое и радостное, минор – грустное и плаксивое.
Интересный способ определения характера звучания тональности предложил А. Н. Скрябин. Он присвоил каждой тональности свой цвет: от «жизнерадостного» зелёного до «холодного» тёмно-фиолетового.
Помимо знаков тональностей, могут встречаться и случайные знаки. Их появление основывается на правилах сольфеджио и гармонии. На начальном этапе обучения полного понимания законов музыкальной теории не требуется, однако они необходимы для более серьезного погружения в предмет. В интернете существует огромное количество учебников, которые написаны понятным даже ребёнку языком.
Научиться читать ноты с листа крайне сложно. Необходимо выучить расположение нот на клавишах. Для этого можно пронумеровать клавиши и писать, какой ноте соответствует та или иная цифра. Профессиональные музыканты советуют заучить все расположения диезов и бемолей наизусть. Кроме того, нужно научиться понимать, как пишутся ноты на нотном стане. Для этого тоже подойдёт система заучивания по цифрам: над каждой нотой в тексте нужно подписать соответствующую её клавише цифру. Беглая читка с листа требует и полного понимания, что такое скрипичный и басовый ключи. Знания о том, что такое мажор и минор также смогут помочь в этом нелёгком деле.
Техника игры
Для обучающихся написано огромное количество самоучителей. В книгах даются основы музыкальной теории, сольфеджио и гармонии. Также авторы делятся советами по аппликатуре (каким пальцем лучше сыграть ту или иную ноту). В книгах разбираются простые мелодии, которые можно научиться играть с нуля. Кроме того, приводятся способы, как добиться быстрого исполнения нот с листа. Учебники разделены на отдельные уроки и задания, выполняя которые можно быстро научиться играть на синтезаторе самостоятельно.
В процессе обучения ребёнка музыке важную роль играют его родители. Скорость достижения результатов зависит напрямую от них, так как только мама или папа могут объяснить ему, какую пользу оказывают музыкальные уроки на его интеллектуальное развитие. Тем более только родитель может организовать ученика на самостоятельные занятия без педагога, ведь именно такое выполнение заданий является главным условием для быстрого освоения игры на инструменте.
Развитие навыков исполнения требует ежедневных занятий – как минимум по 30 минут в день.
Необходимостью является и создание условий для обучения. В квартире нужно выбрать такое место, где ученику будет удобно заниматься. Вокруг синтезатора не должно быть большого количества мебели, о которую можно удариться и которая может сковывать движения. Имеет смысл ухаживать за инструментом: протирать от пыли, можно купить защитный чехол. Только в комфортной обстановке занятия в домашних условиях принесут толк.
Научиться играть можно по простым советским песням, музыке из кино и мультфильмов. Как правило, это простые мелодии, которые несложны в освоении. Однако встречаются и сложные популярные песни, которые тяжелы для новичков. В любом случае во время обучения появятся необходимые знания, и даже сложные мелодии в последующем будут легкими в освоении.
Если ученик уже умеет играть на фортепиано, то обучение игре на синтезаторе происходит в разы быстрее. В отличие от тех, кто учится с нуля, обучение делится на два этапа: приспособление к новому инструменту и совершенствование техники. Пусть различия между пианино и синтезатором кажутся людям, далёким от вопроса, несущественными, на самом деле это совершенно не так. Эти инструменты отличаются по звукоизвлечению, соответственно, требуют разных приёмов игры. К тому же синтезатор чаще используют современные музыкальные группы, так как его тембры более универсальны, чем единственный тембр пианино. Эта универсальность требует от музыкантов-клавишников более серьёзных знаний и практики.
Занятия музыкой хороши и для взрослых людей. Когда дома звучит восхитительная мелодия, которую играет на синтезаторе муж или жена, это добавляет уюта семейной жизни. С помощью великой силы музыки можно растопить сердце любого человека, поэтому занятия игрой на синтезаторе рекомендуются также холостым парням и девушкам. Приобщиться к музыкальной культуре можно в любом возрасте, если позволяет время. Работающему человеку тяжело найти свободную минутку, однако обучение игре на музыкальном инструменте стоит уплотнения графика.
Освоить любую мелодию самому дома можно и с помощью специальных программ для компьютера. Множество моделей синтезаторов имеют возможность подключение по USB. Существуют инструменты, которые подсвечивают нужную клавишу, когда её необходимо нажать. Найти ноты практически любой композиции не составляет особого труда. Даже для мобильных устройств существуют программы с нотами пьес и песен. Кроме того, в интернете есть огромное количество обучающих видеороликов с разборами популярных песен. Для новичка, который не успел выучить нотную грамоту, но уже хочет играть песни, – это будет лучшим решением.
Игра на синтезаторе – очень увлекательное занятие. Однако обучение требует большого количества свободного времени и желания. Важно с самого начала определиться, какого уровня мастерства хочется достичь. Если поставить себе цель, то обучение будет проходить намного легче.
Занятия музыкой развивают интеллект, препятствуют возникновению различных психических заболеваний, а также создают поле для самовыражения.
О том, как научиться играть на синтезаторе, смотрите в следующем видео.