Top.Mail.Ru
Спорт

Моноцикл: конструкция, разновидности, стили езды и критерии выбора

Моноцикл: конструкция, разновидности, стили езды и критерии выбора

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История
  2. Характеристика
  3. Конструкция и принцип действия
  4. Разновидности
  5. Стили езды и виды спорта
  6. Как научиться ездить
  7. Компании-производители
  8. Советы по выбору

Моноцикл — интересный вариант средства передвижения, способный поразить даже опытных велоэкстремалов. Многих интересует, как называется уницикл (одноколесный велосипед), и существует ли он исключительно в механической версии. На самом деле термин unicycle сегодня является официально признанным международным наименованием этого транспорта.

Одноколесные велосипеды уже перестали быть экзотикой — их свободно можно приобрести в крупных зарубежных магазинах, да и российские сети готовы предлагать такой товар своим клиентам.

Но вопросов от этого меньше не становится.

Как научиться кататься, узаконен моноцикл как транспортное средство? Поможет ли обзор электрических моделей и обычных унициклов в выборе подходящего варианта? Как можно использовать моноцикл в катании, где его применяют в качестве спортивного снаряжения? Прежде чем обзавестись одноколесным «железным другом», стоит разобраться в основных технических моментах и разновидностях таких велосипедов.

История

Моноцикл — особый вид велосипедов, долгое время имевший ограниченное использование. На нем выполнялись разнообразные трюки в цирке — старинные прообразы современных моделей можно видеть в музеях и частных коллекциях. По одной из наиболее популярных версий своим появлением унициклы обязаны «Пауку» — велосипеду типа пенни-фартинг, с гиперболизированным размером переднего колеса и закрепленной на нем парой педалей.

При катании его задняя часть часто отрывалась от земли, и не участвовала в передвижении. В итоге человек ехал и рулил практически на одном переднем колесе.

Если обратить внимание на моноциклы XIX века, эта теория легко находит свое подтверждение. В дальнейшем моноциклы выпускались в различных вариантах — без седел или с максимально высокой посадкой — так называемые «жирафы». В 80 годы XX века одноколесные велосипеды привлекли внимание поклонников экстремального спорта. Так появились MUni — mountain unicycling или горные унициклы.

Моторизованные моноколеса также имеют давнюю историю. Впервые их стали создавать еще в первой половине XX века, и выглядели эти версии весьма интересно. Например, известна модель с диаметром колеса 2 м, внутри которого располагался водитель и элементы управления. Но лишь с появлением гиробордов и компактных электрических батарей появились привычные современному райдеру варианты. Такие унициклы сегодня часто вовсе не имеют рулевой стойки и седла, а управление ими осуществляется изменением положения коленей.

Характеристика

Уницикл — одноколесный велосипед, на котором райдер балансирует. Иногда этот транспорт называется моноколесом или моноциклом, но суть от этого не меняется. Высота сидушки в таких устройствах определяется типом рамы и диаметром колеса.

При подборе чаще всего ориентируются на длину ноги от паха до стопы. При посадке нога должна уверенно доставать до педали и сгибаться не теряя контроль над ней.

Вес райдера не имеет значения. Но для людей с массой тела более 100 кг лучше выбирать модели в горном исполнении или для фристайла. Они оснащаются упрочненными конструкциями рам и не боятся нагрузок.

Давление в шинах зависит от выбора стиля и модели одноколесного велосипеда. Для электроунициклов нормальными считаются показатели 2,3-2,7 атмосфер. Для классических моделей ориентиром всегда служит информация на покрышке — там указываются минимальные и максимальные значения с литерами PSI — фунт/сила на дюйм в квадрате. Если обозначение BAR, расчет ведется в атмосферах.

При накачивании покрышек учитывается и вес велосипедиста — чем он выше, тем большее давление потребуется.

Так, если для человека массой в 50 кг хватит давления в колесах MUni 2,38-2,59 атмосфер, для райдера весом 105 кг нормой будет уже 3,06-3,27. Для шоссейного эти показатели всегда выше, минимальные значения варьируются в диапазоне 6,5-9 атмосфер.

Конструкция и принцип действия

Велосипеды с одним колесом — унициклы – имеют довольно простую конструкцию, состоящую из нескольких элементов.

  1. Колеса, включающего обод, втулку, ось, спицы, камеру и шину. Оно имеет прямую передачу усилия от педалей на втулку.
  2. Шатунов.
  3. Педалей. Они фиксируются на концах колесной оси.
  4. Рамы, имеющей вилообразную конструкцию. Она фиксируется непосредственно к подшипникам втулки.
  5. Подседельного штыря. Он обеспечивает соединение седельной части с рамой.
  6. Седла. Не каждое моноколесо выпускается с сиденьем, но в большинстве вариантов оно все же есть. Отличие от обычного велосипедного заключается в наличии бамперов впереди и сзади.
  7. Выноса. Он имеет некоторую общность с рулем обычного велосипеда, крепится под седлом и направлен вперед. Этот рычаг служит дополнительной точкой опоры в одноколесных велосипедах, предназначенных для продолжительных поездок. На нем могут закрепляться фонари, звуковые сигналы.
  8. Тормоза. Трюковые модели могут обходиться без них. Во всех остальных по умолчанию используется специальная конструкция тормозного механизма с подседельным креплением. Кроме того, если в наличии вынос, можно установить классический ручной тормоз.

Принцип действия максимально прост. Райдер вращает педали, сохраняя баланс тела при помощи бедер и корпуса.

Моноцикл двигается вперед или маневрирует, следуя заданному направлению.

Разновидности

Среди основных разновидностей моноциклов можно отметить как спортивные варианты, используемые для преодоления препятствий или кросса, так и прогулочные модели. Отдельно рассматривается электромоноцикл — обычно он не оснащается седлом и рамой ввиду ограниченной дальности поездок.

Электрический уницикл именуется моноколесом, управляется при помощи коленей, а педали по его бокам закреплены стационарно, как опоры гироскутеров.

Среди популярных моделей можно выделить Airwheel Q3 340WH, оптимальную для новичков, и развивающую скорость до 18 км/ч. Среди топовых версий лидером считается InMotion V8.

Beginner/Neighborhood

Самые простые одноколесные модели велосипедов, ориентированные на начинающих спортсменов, пока не определившихся со стилем езды. Основное деление здесь происходит по диаметру колес. С 12 до 16″ — детские или цирковые модели, самые компактные. Унициклы с диаметром колес 20″ — учебные, позволяющие научиться катанию взрослому человеку. Модели на 24″ приближены к круизерам, подходят для развития навыков продолжительного или трюкового катания.

Touring

Туристические модели унициклов оснащаются колесами диаметром от 26 до 29″ и рассчитаны на преодоление больших расстояний. Фактически это одноколесная версия обычного дорожного велосипеда, но с более массивными шинами. Унициклы touring класса удобны в автомобильных путешествиях — их легко транспортировать в багажнике.

На одноколесных велосипедах этого типа могут устанавливаться дополнительные компоненты — обгонные двухскоростные муфты, допускающие инерционную езду без вращения педалей, руль, традиционные дисковые тормоза.

MUni

Одноколесные «внедорожники» официально признаны и даже имеют свою международную федерацию со штаб-квартирой в США. На педалях таких унициклов располагаются шипы и дополнительные крепления. Шины и рамы могут быть шире обычного. Но основные изменения касаются оси — здесь используется привод BMX, адаптированный под конструкцию моноцикла.

Сегодня здесь используются шлицевые хабы Q-Axe, обеспечивающие более надежное соединение каретки и шатуна. Горные велосипеды с одним колесом, дополненные такой осью, выдерживают любые нагрузки не ломаясь.

Street, Trial, Flatland

Все унициклы для этих стилей катания должны выдерживать прыжки и нагрузки, связанные с преодолением препятствий. Размер колес в таких моделях небольшой, 19-20″, чтобы обеспечивать максимальную легкость маневрирования. Ось и шатуны здесь имеют усиленную конструкцию, шины увеличенной толщины. Триал ориентирован на катание невысоких райдеров или подростков, такие моноциклы не рассчитаны на высокие прыжки, и менее скоростные. Флэтленд-байки с 1 колесом не прыжковые, но рассчитаны на фигурное катание в условиях рельефа города.

Фристайл

Трюковые моноциклы, рассчитанные на катание шоу-формата. Для таких моделей характерен диаметр колес в 20″ и оптимизация конструкции для катания внутри помещений. В них нет элементов, способных повредить покрытие пола или пачкающих его шин. Для постановки ног часто применяется вилочная коронка. В целом моноциклы для фристайла лучше держат сцепление с покрытием, позволяют выполнять сложные акробатические трюки.

Ultimate Wheel

Минималистичный вариант уницикла, состоящий только из колеса и педалей — без сидения и рамы. Освоить такой «транспорт» довольно сложно, чаще всего их используют в качестве снаряда для тренировки баланса тела райдера. Но всерьез передвигаться по дорогам на них затруднительно.

«Жираф»

Разновидность моноцикла, оснащенная цепным приводом. Он более высокий — сидение располагается существенно выше. Выпускаются «жирафы» высотой 1-3 м.

GUni

Модели моноциклов с передачей. Их колесо вращается быстрее педалей. Обеспечивают значительное ускорение, такие модели используются для дальних переездов, путешествий или при участии в гонках.

Стили езды и виды спорта

Передвижение на моноцикле используется в разных видах спорта, для которых характерны и различные стили езды.

Туризм

Ориентирован на любителей дальних поездок, подразумевает использование моделей с большим диаметром колес 29-36″. Такие моноциклы развивают скорость свыше 15 км/ч, но требуют довольно уверенного катания от райдеров.

Стрит

Традиционный трюковый стиль, включающий катание по объектам городской среды. В процессе передвижения райдер преодолевает перила, лестницы, бордюры и другие препятствия.

Фристайл

Один из самых известных стилей, больше напоминающий шоу. Используются элементы хореографии, трюки, связки, образующие единую композицию.

Флэтленд

Подвид фристайла, использующий трюки из BMX и скейтбординга.

Триал

Преодоление препятствий на моноцикле, по сути, повторяет обычный велотриал.

Off-road

Внедорожная езда на специальных горных одноколесных велосипедах. Наиболее динамичный стиль, предполагающий спуск по склонам с крутизной в 20-40 градусов. Поскольку моноцикл более маневренный, ему подвластны даже более сложные маршруты.

Уникросс

Гоночный стиль катания. Подразумевает набор максимальной скорости. Заезды проводятся на специальных трассах.

Унициклы также успешно используются в различных видах командного спорта. Например, на них устраивают баскетбольные матчи, используя технику с диаметром колес 24″, А также на моноциклах устраивают игры в хоккей, гандбол и поло. Отличия в правилах с классическими версиями в основном связаны с особенностями передвижения транспортного средства.

Как научиться ездить

Чтобы научиться кататься на уницикле, достаточно потратить несколько дней, а также заручиться поддержкой — на первых порах она точно не будет лишней. Легче всего приходится тем, кто уже умеет держать баланс, не опираясь на руль, на обычном двухколесном транспорте. Начинать обучение лучше с самого простого.

  • Посадка и баланс. Эти навыки лучше отрабатывать в помещении или на улице, но при наличии опоры. Центр тяжести должен быть перенесен на бедра, взгляд направлен прямо. Поймав баланс с опорой нужно начинать пробовать обходиться без нее. Как только начинающий райдер сможет продержаться в седле самостоятельно более 1 минуты, можно переходить к более сложным действиям.
  • Передвижение по прямой. Чтобы моноцикл поехал, нужно приложить некоторые усилия — отклонить корпус вперед, смещая центр тяжести, и плавно начать кручение педалей. Торможение или снижение скорость достигается путем выпрямления спины или отклонения тела назад. Опытные райдеры не рекомендуют выгибаться во время езды – дугообразное положение позвоночника может привести к тому, что спортсмен просто вылетит из седла. На первых порах обязательно нужно сохранять баланс и малую скорость — размахивать руками точно не стоит.
  • Маневрирование и повороты. Лишенные руля унициклы можно направить в нужную сторону при помощи переноса веса на одно из бедер. Легкое отклонение корпуса – и одноколесный байк легко поедет в заданном направлении. Сначала стоит пробовать маневрирование с максимальным радиусом, как и на обычном велосипеде. Затем постепенно можно пробовать его уменьшить.
  • Ускорение. Это финальный этап обучения, позволяющий развить уверенность в управлении средством передвижения. Но и здесь важно помнить о том, что скоростной режим должен позволять райдеру при необходимости соскочить вперед из седла без риска получения травмы.

    Катание на моноцикле считается более безопасным, чем на двухколесных велосипедах. Но это не значит, что стоит пренебрегать защитой — для голеней, локтей, коленей, головы.

      Перчатки для рук тоже не будут лишними — при падении можно будет опереться на ладони.

      Компании-производители

      Среди компаний-производителей моноциклов есть и свои лидеры, и аутсайдеры. В рейтингах популярности традиционно лидируют несколько известных брендов.

      Surly

      Известный велосипедный бренд из США, специализирующийся на горной и экстремальной технике. В его исполнении выпускались внедорожные модели унициклов, которые еще можно найти в продаже. Но сегодня они сняты с производства, фирма сосредоточила свои силы на выпуске двухколесного транспорта.

      Coker

      Американская компания, специализирующаяся на выпуске шин и дисков для автомобилей, но в ее ассортименте есть две популярные модели одноколесных велосипедов. Это туристические Big и V2 с диаметром колеса 36″ и классическим дизайном.

      Kris Holm Unicycles

      Бренд, созданный в 1999 году одним из наиболее известных профессионалов в сфере велоспорта. Крис Холм в своих первых моноциклах не избежал типичных ошибок, через которые проходят все новички.

      После выпуска нескольких провальных моделей его команда все же смогла найти «золотую середину», и сегодня унициклы марки успешно продаются в десятках стран мира.

      Torker

      Американская компания, первоначально специализировавшаяся на выпуске BMX велосипедов. Бренд известен с конца 70-х годов XX века. В линейках есть «жирафы», триальные модели и унициклы для начинающих, шоссейные «найнеры», а также детские версии одноколесных велосипедов.

      Miyata

      Японский бренд, помимо моноциклов, выпускающий еще и двухколесные велосипеды, огнетушители, а ранее производивший мотоциклы Asahi. Унициклы бренда долгое время были практически единственными массово доступными решениями на рынке, но сегодня их ценят за прочность и простоту конструкции, эргономичную конструкцию седла. В связи с отсутствием в ассортименте фирмы горных моделей, она востребована в основном среди фристайлеров, ценящих красоту катания. Не менее популярными остаются и «жирафы» серии Flamingo, выпущенные этой японской компанией.

      Nimbus Unicycles

      Один из ведущих мировых брендов на рынке моноциклов, ориентирован на опытных райдеров. В ассортименте есть одноколесные велосипеды для фристайла и внедорожной езды, дорожные модели и «жирафы». Новые высококлассные модели появляются в линейках именно этого бренда. Кроме того, фирма поддерживает профессиональных райдеров из Швеции, Англии, Франции.

      Советы по выбору

      Для того чтобы выбрать первый в своей жизни уницикл и не разочароваться в нем, есть ряд полезных рекомендаций, способных помочь в решении этой сложной задачи.

      1. Диаметр колес вначале не должен превышать 20″. Чем больше этот показатель, тем сложнее будет удержать баланс из-за высокого центра тяжести. Нормальный размер для взрослого человека — 24″, он считается универсальным. Для путешествий подходят модели с шоссейными колесами 29-36″, но они рассчитаны на опытных ездоков.
      2. Лучше не выбирать для обучения унициклы с цепным типом привода. Они более сложные в освоении.
      3. Стиль катания придется определить заранее. Моноцикл — не универсальный транспорт, и его виды довольно сильно отличаются друг от друга.
      4. При выборе комплектации первого одноколесного велосипеда стоит убедиться, что в нее включены тормоза. Это позволит чувствовать себя увереннее.
      5. В электромоноцикле стоит обратить внимание на наличие стойки. Такими моделями новичку управлять проще.
      6. Длина ног имеет значение — высоким людям стоит подбирать унициклы с увеличенным размером рамы. Тогда даже с маленьким колесом на 20″ будет комфортно изучать основы катания.
      7. Седла унициклов, ориентированных на разные стили катания, тоже имеют отличия. Во фристайле они пластиковые. В трюковых моделях — узкие. Широкие седла используются в прогулочных моделях, так как они ориентированы на комфорт в длительных поездках.

      Опираясь на знания об устройстве унициклов, опыт управления двухколесным велосипедом и рекомендации по выбору можно подобрать для себя подходящий вариант мобильного транспортного средства без лишних сложностей и затрат времени.

      О том, как подобрать уницикл и первый урок езды на нем можно посмотреть в следующем видео.

      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.