Есть такое модное направление – фитоживопись, так называют картины, созданные преимущественно из сухоцветов, засушенных растений. Также часто от мастеров можно услышать слово «ошибана», и можно сказать, что фитоживопись и ошибана – это одно и то же. Флористические иллюстрации создаются человеком очень давно, а сегодня интерес к ним снова возрастает, потому что в уникальном, созданном своими руками декоре, есть и эстетика, и естественность, и удивительное сочетание со многими актуальными интерьерными стилями.
Особенности
Картины из сухоцветов – это иллюстрации из цветков, листьев, пуха, веточек и так далее. Возможно, кому-то покажется, что это больше аппликации, чем картины, но работы получаются такими тонкими, а изображениями цельными, что называть их картинами более логично. Приклеивать флористические элементы предполагается на основу из бумаги, картона или дерева. А начинается работа над картиной со сбора изобразительного материала, который потом предстоит засушить.
Есть несколько способов сушки растений, и это тоже важный инструмент в руках художника-флориста.
Как можно засушить растения.
- Между книжных страниц. Способ очень популярный и простой, но не самый действенный для флористики. Потому что цветы могут помяться, поблекнуть – словом, не совсем соответствовать ожиданиям. Часто у них после хранения в книге невзрачный вид, и сами они все становятся примерно на один цвет.
Большой ошибкой будет засушивать растения в глянцевом журнале: к его страничкам они прилипают. Да и скопившая влага может привести к прению растения.
- Утюгом. Метод быстрый, но рискованный – листочки могут сгореть при неаккуратном обращении с утюгом. Растение укладывается на бумагу, накрывается салфеткой, а потом бумагой. Утюг нагревают, несколько раз прикладывают к этому «сэндвичу», между каждым разом салфетку надо менять.
- СВЧ-печь. Такой же пресс, как в варианте выше, отправляется в микроволновку. Его надо прижать (тарелкой или миской), чтобы материал был прессованным. Потом микроволновка включается. Так удается по максимуму сохранить цвет растения.
- Самодельная печь. Надо положить цветок, снова же, между салфетками, с двух сторон закрыть двумя керамическими плитками. И вот подобный пресс ставится на газовую конфорку, разогревается. Потом салфетки заменяются новыми, процедура повторяется.
Керамика позволяет материалу «дышать».
- Глицерин. Его покупают в аптеке, разводят водой 1: 3 и заливают в посуду, довольно глубокую. Растения туда вставляются и остаются в растворе в вертикальном положении. И так они будут стоять несколько дней. Как только начнут темнеть, нужно их доставать и просушивать.
- В манке. Самый легкий способ, но очень удобный. Просто в любые подходящие емкости (даже пластиковые контейнеры) засыпается манка, в нее нужно положить растения и понемногу засыпать манкой. Там они прекрасно хранятся.
Иногда сбор и сушка – самые ответственные и непростые этапы в создании картин из сухоцветов. А дальше самым важным становится составление композиции: это может быть как работа с эскизом, так и полный экспромт. Потом намеченная композиция переносится на основу, приклеивается на нее и помещается под стекло.
Виды
Есть существенное деление картин из сухоцветов по принципу объемности. Так, картина может быть объемной (такие не помещаются под стекло) и созданной из прессованных растений.
Объемные
Для таких работ пригодятся высушенные бутоны и даже целые букеты растений – важно, чтобы они сохранили свою природную форму. Или были близки к этому. Цветы и листочки фиксируют на картоне, мешковине. Объемные композиции всегда делаются вручную, и каждый раз это совершенно уникальная картина.
Подобное цветочное панно можно расположить в гостиной, в спальне, на кухне, в детской. Никаких токсичных элементов картина не содержит.
Из прессованных растений
Плоские аппликации и проще, и чаще делаются. Здесь используются также семена, листья, природой изогнутые побеги и так далее. И композиция часто выкладывается просто на белой бумаге или на плотной акварельной. Подойдет и крафтовая бумага. Можно также заранее придать фону цвет – закрасить лист или обтянуть картонную основу тканью, например.
Обычно картины из сухоцветов вешают на стену, где они будут расположены вертикально, то есть от них требуется быть надежно прикрепленными к основанию. Если это большая картина, для нее можно выбрать плотный картон как основу. Он хорошо сцепляется с любыми клеящими составами, отлично прокрашивается.
Если же картину решено накрыть стеклом, нужна рама – пластиковая или деревянная. И еще раз о фоне: помимо картона, это может быть дизайнерская бумага, ткань, сетка, кожа или фрагмент обоев. И даже на высушенных листьях или на бересте можно создать картину из сухих цветов.
Фон – решение автора, и оно может быть самым причудливым и неожиданным.
Как сделать своими руками?
Итак, начинается работа (при условии, что идея есть и растения готовы к наклеиванию) с выбора основы. Если это что-то очень легкое или первая работа в данной технике, достаточно простого плотного белого листа. Ну а для сложной картины можно замахнуться на пластиковое либо деревянное основание с тканью или мешковиной в качестве фона на обтяжку.
Что еще потребуется для изготовления панно:
- простой карандаш, бумага – даже для простой работы лучше составить эскиз;
- ножницы либо хорошо заточенный канцелярский нож;
- пинцет – им очень удобно орудовать, раскладывая флористический материал;
- прозрачный клей – такой, что не оставляет следов после высыхания;
- кисточки – для клея и/или красок.
Ну и, конечно, сами растения, с которыми нужно работать. Это могут быть полевые цветы, садовые, засушенные розы и веточки, травинки, листья.
Мастер-класс «Осенний букет» пошагово.
- Обтянуть плотный картон желтой трикотажной тканью. Если не хочется ткани, можно распечатать старые письма (ретро, винтаж), а потом вымочить их в кофе и высушить лист. И такой ретрофон станет основой работы, им обклеивают картон.
- Если экземпляры будут очень объемные, их не уместить под стекло. Потому лучше выбирать колоски, хвойные веточки, перистую целозию, мордовник, зайцехвост, физалис.
- Из выбранных растений надо собрать букет, связать его флористической лентой. В картонном основании следует проделать два аккуратных отверстия, продеть через них фрагмент проволоки, примотать проволокой к основе собранный букет.
- Корзину либо вазу вырезать из картона. Можно сымитировать плетеную, вязаную вазу из пряжи. Наклеить ее к основанию.
Чтобы расширить горизонты потенциальному мастеру, можно рассмотреть еще несколько очень красивых картин из сухоцветов и/или засушенных растений, с небольшими комментариями по изготовлению.
Картины из сухоцветов – как их делают.
- Шикарно смотрятся работы без фона: просто растения очень бережно выкладываются и оказываются прижатыми между двух стекол.
- Вот так лепестками можно выложить анималистичную картину.
Очень важно подобрать для нее именно прозрачный клей, иначе клеевые следы обесценят все старания.
- Объемные работы с лавандовыми цветами в рамке – это всегда очень красиво и самодостаточно.
- Классика флористической композиции. Интересно такие картины смотрятся именно в серии.
Например, в спальне над кроватью подобный триптих выглядит стильно.
- Невероятно простая работа, основным решением которой считается необычный фон.
- Уникальность подобных композиций в том, что они, скорее, оцениваются как перфоманс – вся магия в создании. А как только растительные элементы приклеиваются к основе, магия меркнет.
Но с этим можно поспорить: не приклеивать, а, например, зажать между двух стекол.
- Работа в той же серии экспромтной выкладки – из самых простых элементов получается трогательный пейзаж.
- Еще из растительных составляющих делаются такие красивые буквы, которые могут появиться в доме после свадьбы или после рождения ребенка – каждая буква неслучайна.
- Даже Гарри Поттера можно «нарисовать» листьями, лепестками и семенами – да, получается волшебство.
- Тонкая работа, несложная, но требующая аккуратности и неторопливости.
Со временем лепестки будут блекнуть, с этим ничего не поделать, потому изначально для работы следует брать самые яркие экземпляры.
- Картина на то и картина, ее можно дополнять красками, делать прорисовки – как в этом осеннем грустном пейзаже.
- Не всегда в работе должен быть сюжет, это может быть просто фрагмент чего-то, какого-то впечатления – например, таких, словно пригнутых ветром, растений-соседей.
Флористика многогранна, следует попробовать разные ее вариации.
Правила ухода за панно
Сама готовая картина в особом уходе не нуждается. Правда, если поставить ее прямо под солнечные лучи, поблекнут растения под стеклом быстрее. А если работа объемная, то есть стекла нет, блекнуть все будет еще быстрее. Это нужно учитывать, выбирая место, где будет висеть/стоять картина. В остальном же все элементарно: время от времени протирать от пыли, а если захочется каких-то изменений, можно поменять рамку (в фоторамке, к слову, тоже можно).
Важнее правильно хранить материал для будущих работ. Возможно, что-то пойдет на картины, но не исключено, что растения станут и частью других изделий. Например, украшений под эпоксидной смолой.
Особенности хранения и ухода за растительным материалом:
- где бы они ни лежали – в коробке, в книге – это должно находиться в сухом и проветриваемом помещении;
- плоские образцы можно хранить в папке, а объемные – в коробке;
- если растения собраны в букеты, их подвешивают вниз «головой» и держат на открытом воздухе или просто в просторном проветриваемом месте;
- если материал хранится долго, больше года, надо обработать его инсектицидами от насекомых;
- нельзя допускать того, чтобы вода попадала на растения;
- место хранения только там, куда не попадают прямые солнечные лучи.
Приобщиться к чудесам флористики может каждый, вне зависимости от возраста и уровня подготовки. Это увлекательно, и результат может стать приятным дополнением интерьера дома.
О том, как сделать картину из сухоцветов, смотрите в следующем видео.