Top.Mail.Ru
Учитель

Педагог-организатор: должностная инструкция и образование

Педагог-организатор: должностная инструкция и образование

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание профессии
  2. Должностные обязанности
  3. Требования
  4. Обучение

Педагог-организатор есть практически в каждой школе, но даже не всякий коллега этого специалиста с точностью сформулирует его профессиональные обязанности. Между тем эта должность дала отличный старт огромному количеству людей, прославивших себя на поприще педагогики и не только. Это действительно интересная сфера деятельности, она идеально подходит инициативным, творческим, ищущим, не готовым к рутине людям.

Описание профессии

Педагог-организатор – специалист, который должен иметь средне-специальное или высшее педагогическое образование. Назначает или освобождает от этой должности, как и от любой другой, директор учебного учреждения.

Перечень его профессиональных обязанностей большой: от подготовки крупных внутришкольных мероприятий, конкурсов, фестивалей до организации участия школьников в конкурсах и проектах (городских, региональных, федеральных и даже международных масштабов).

Все то, что по старинке многие до сих пор называют «общественной жизнью школы», лежит на плечах педагога-организатора. Безусловно, в большинстве случаев он работает в паре с заместителем директора по воспитательной работе. Но так как тот является должностным лицом, очень много времени уделяет отчетной документации, работе с семьями, все внеурочные мероприятия координирует в основном педагог-организатор.

Есть устойчивое мнение, что на этой должности могут работать только молодые. Конечно, это не более чем стереотип, хотя не без логичного обоснования. Взрослея, педагоги стремятся к профессиональному росту, многие уходят с должности педагога-организатора на «предмет» или становятся тем же заместителем директора. Но есть люди, которые долгие годы остаются преданными должности педагога-организатора, потому что любят эту творческую и вдохновляющую работу.

В школе педагог-организатор не является заместителем директора, но он может входить в состав администрации, участвовать в еженедельных планерках и т. д. Зачастую именно этот специалист является правой рукой директора, ведь то, как построен воспитательный процесс в учебном заведении, влияет и на рейтинг школы, и на созданную в ней обстановку, и на саму атмосферу в ней.

Должностные обязанности

В стандартном договоре прописаны должностные обязанности рассматриваемого специалиста. Человек, претендующий на эту должность, внимательно знакомится с этим перечнем.

Что он должен делать:

  • способствовать развитию личности детей, их задатков и талантов, повышению общей культуры учеников;
  • исследовать возрастные и сопутствующие психологические особенности ребят, изучать их интересы и потребности;
  • формировать условия для творческой деятельности ребенка, для реализации талантов и умений ребят;
  • планировать работу кружков, студий, а также клубов и объединений по интересам;
  • организовывать разнонаправленную индивидуальную и коллективную деятельность ребят и взрослых;
  • вести работу по приоритетному профилю деятельности школы (например, экологическому);
  • организовывать мероприятия согласно календарному плану воспитательной работы: вечера, праздники, походы, фестивали, конкурсы, экскурсии;
  • поддерживать самые интересные детские инициативы;
  • содействовать реализации прав ребенка в созданных в школе детских объединениях и организациях;
  • привлекать к работе коллег из спортивной, культурной сфер;
  • привлекать к совместной социально значимой работе родителей, общественность;
  • организовывать каникулярный отдых учеников;
  • нести ответственность за жизнь и здоровье подопечных.

Надо отметить, что, помимо обязанностей, у педагога-организатора есть и права. В частности, он имеет право знакомиться с проектами решений руководителей учебного заведения. Он может вносить на рассмотрение инициативы, которые могут улучшить образовательный процесс. Имеет право педагог-организатор и привлекать коллег к решению общих значимых задач. Наконец, педагог-организатор имеет право требовать от начальника УО содействия в исполнении им своих должностных обязанностей.

Прописана в должностной инструкции и ответственность специалиста. Педагог-организатор отвечает за недостаточное соблюдение должностных обязанностей, за правонарушения и причинение материального ущерба.

Стоит отметить, что то, что прописано в договоре работника, очень важно: эти перечисления из списка сам специалист должен хорошо знать. Не секрет, что многие педагоги ставят подпись в договоре, буквально не глядя.

Но помимо официального документа, важно доверительно поговорить с начальством: спросить, чем отличается воспитательная работа конкретно в этой школе, на что делается акцент.

Требования

Хороший педагог-организатор – это специалист, который умело использует свой профессиональный опыт, отслеживает актуальные педагогические тенденции и обладает такими личными качествами, которые помогают ему в работе.

Знания и навыки

Прежде всего, человек с педагогическим образованием должен четко знать педагогику и детскую психологию. Это профессиональный базис. Без этого трудно работать с детским коллективом так, чтобы это было результативно, творчески, интересно.

Педагогу-организатору могут помочь в работе определенные навыки.

  • Педагогические способности. Помимо теории, специалист должен иметь практический опыт в педагогике. А если его нет (или мало), на помощь приходят педагогические способности. Они есть у многих, но их нужно развивать. Человек, обладающий этими способностями, может работать с большим детским коллективом, при этом не забывая об индивидуализации образовательного процесса. Это человек с хорошими организаторскими способностями, развитым творческим мышлением, профессиональной наблюдательностью. Он способен анализировать и обобщать информацию, проектировать и создавать методические разработки.
  • Навыки публичных выступлений. Педагогу-организатору часто приходится вести концерты и школьные конкурсы, проводить праздничные линейки, митинги, вечера, встречи выпускников. Ему порой доводится выступать на родительских собраниях (в том числе и общешкольных), на педсоветах, семинарах, встречах с коллегами из других школ. Все это требует от специалиста умения правильно себя подать (навыки самопрезентации), выстроить ход выступления, интересно и содержательно преподнести текст, сообщение. Тушеваться, стесняться, тихо или невнятно говорить может кто угодно, но только не педагог-организатор.

В противном случае его просто не будут слушать. А ведь в каком-то смысле организатор является предводителем, лидером, который должен вести коллектив за собой. К счастью, навыки публичных выступлений тренируются. Даже онлайн-курсы способны «разговорить» тех, кто очень этого боится.

  • Творческое мышление. Конкурсы, акции, проекты, праздники – на педагога-организатора они сыплются бесконечным потоком. И если «творческие пружины скрипят», человек просто не выдержит этой лавины. Для профессионала такая обстановка – норма, форма жизни. Он уверенно себя чувствует, даже если в голове нужно держать сразу несколько сценариев, заявок, идей. Жить в таком темпе легче людям творческим, которым не нужно несколько ночей сидеть над двухстраничным сценарием. Легкие на создание идей, быстрые в реакции на очередной творческий вызов, педагоги-организаторы успевают все.
  • Умение работать в условиях многозадачности. Работа педагога-организатора не рутинная – в ней присутствуют элементы, которые не будут повторяться изо дня в день. Конечно, многое циклично, плановые мероприятия часто повторяют друг друга. Но это зависит от взгляда на профессию самого специалиста. Тот, кто инициативен, не лишен перфекционизма и за новые мероприятия берется с воодушевлением, у того отлично получаются даже не самые интересные, на первый взгляд, проекты.

И при этом параллельно приходится вести сразу несколько дел: планировать День учителя, например, снимать школьные новости, готовиться к конкурсу экологической медиапродукции, устраивать интеллектуальный турнир для начальной школы… Безусловно, не все могут работать так.

  • Педагогический такт. Профессия педагога, и это известно всем, связана с высоким профессиональным стрессом, с «выгоранием». Дети могут манипулировать взрослыми, вести себя не всегда предсказуемо и часто грубо, по-хамски. Педагог не вправе срываться на них, переходить на крик и оскорбления. Он не может выгнать ребенка из класса (ведь отвечает за его жизнь и здоровье), не может и сам хлопнуть дверью.

Здесь работает профессионализм, эмоциональная стабильность и педагогический такт. Там, где обычный взрослый выйдет из себя, педагог включает нужные приемы и способы разрешения конфликтной ситуации.

  • Знание детской психологии, применение на практике. Уметь видеть и слышать ребенка, а главное, понимать его – это не данность. Этому учатся. Используя имеющиеся знания, педагог-организатор вовремя увидит проблему, окажется помощником ребенку в трудной ситуации, сможет наладить доверительный контакт с родителями и т. д.

Главная опасность для практикующего педагога-организатора – профессиональное «выгорание». Особенно оно касается тех специалистов, которые стремятся занять ведущие места на конкурсах, которые сказываются на рейтинге школы. И справиться с таким прессингом нередко помогают личные качества.

Личные качества

Внимательный, ответственный, энергичный, рефлексирующий – все это можно сказать о хорошем педагоге-организаторе. Однако в работе ему могут помочь и другие качества.

  • Коммуникабельность. Педагог-организатор – это не кабинетная работа. Приходится много общаться, подключать людей к своим идеям, работать в партнерстве. Для этого нужно уметь общаться: находить общие темы, правильно доносить свою мысль, уметь вдохновлять и вдохновляться.
  • Открытость. Дети чувствуют искренних и открытых людей, которым они могут довериться и за кем могут следовать. Потому замкнутость и отстраненность – самые нежелательные качества того, кто работает с детьми.
  • Отзывчивость. Дети несут в коллектив не только свои радости, но и проблемы. Они могут их скрывать, но при этом демонстрировать желание поделиться тем, что их волнует. И хороший педагог обязательно увидит этот запрос. Не проигнорировать его, не остаться безучастным – это важное для педагога качество.
  • Уверенность в себе. Без нее сложно реализовать педагогические амбиции. Без нее невозможно повести за собой людей, большой детский коллектив. Да и отстаивать свои решения порой приходится.

Не останутся в списке лишнего и чувство юмора, и уравновешенность, и любознательность.

Обучение

Основное требование к специалисту – оконченное педагогическое образование. Конкретно на педагога-организатора в вузах практически не учат (иногда эта специальность фигурирует в числе прочих при переподготовке). А вот в педагогических колледжах она может идти в качестве специализации (например, «Учитель начальных классов. Педагог-организатор»). Даже если человек закончил педвуз и получил диплом психолога или преподавателя психологии, он может работать педагогом-организатором.

А если к образованию прилагается большой интерес к профессии, желание максимально раскрыться именно в этой должности, то все должно получиться.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.