Top.Mail.Ru
Учитель

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Характеристика
  2. Плюсы и минусы
  3. Необходимые качества
  4. Обязанности
  5. Обучение
  6. Где работает?

Должность педагога-психолога в образовательных учреждениях появилась сравнительно недавно и быстро стала одной из самых востребованных специальностей. Это обусловлено большим количеством конфликтных ситуаций, связанных с межличностными отношениями в коллективах, внутренними проблемами детей и подростков, а также сложностями образовательного процесса.

Характеристика

Педагогом-психологом называют специалиста, в совершенстве владеющего двумя древнейшими профессиями – психологией и педагогикой, способного не только заниматься воспитанием подрастающего поколения, но и знать тонкости психологического развития и душевных особенностей ребёнка. Людей этой профессии часто называют воспитателями человеческих душ, что очень верно отражает саму суть их работы. И если специалист в области психологии владеет теоретическими познаниями о душе человека, то педагог-психолог способен связывать эти знания с воспитательными методиками и проводить адаптацию детей в окружающем их социуме.

Кроме того, педагог-психолог помогает подопечным раскрыть свои личные качества и поступать в соответствии с общепринятыми моральными нормами, а также моделирует их поведение на разрешение конфликтных ситуаций и возникших жизненных проблем. Специалист своего дела как на ладони видит скрытые мотивы поведения ребёнка, анализирует его поступки и помогает ему разобраться в себе. С помощью педагога-психолога воспитанник учится ставить цели и находить пути их реализации.

Хорошие специалисты в этой области достаточно востребованы в современном обществе, поэтому профессию можно смело отнести к разряду перспективных.

Плюсы и минусы

Специальность педагога-психолога очень популярна среди абитуриентов высших учебных заведений, что обусловлено рядом неоспоримых достоинств этой непростой, но интересной специальности.

  • Возможность оказывать людям практическую помощь является важным моральным аспектом и позволяет специалисту чувствовать себя полезным для общества и ощущать свою нужность.
  • Возможность работы по совместительству и проведение консультаций в частном порядке позволяют получать дополнительный доход.
  • Знание психологии человека помогает выстраивать добрые отношения в семье и по возможности избегать конфликтов.
  • Сфера деятельности педагога-психолога затрагивает много областей и предоставляет широкий выбор трудоустройства.

Наряду с очевидными плюсами, минусы у профессии всё же есть. К ним относят высокую эмоциональную нагрузку и переживания за своих воспитанников, ненормированный рабочий день в таких организациях и областях, как МЧС, медицина катастроф, детские дома и коррекционные центры, а также необходимость постоянного контакта с родителями детей, которые не всегда готовы выполнять рекомендации специалиста, а иногда и вовсе настроены довольно враждебно.

Необходимые качества

Получить профессию педагога-психолога под силу многим, для этого требуется лишь успешно закончить вуз и получить заветный диплом. Однако стать настоящим профессионалом своего дела сможет далеко не каждый, так как настоящий педагог-психолог должен обладать рядом уникальных качеств. Самыми важными из них являются высокая духовная организация и чувство ответственности за судьбу и поступки других людей, а также дар убеждения и умение оказывать психологическое воздействие.

Не менее важным качеством является грамотная речь и умение правильно и доступно излагать свои мысли. Педагог-психолог должен иметь огромный словарный запас и обладать глубокими знаниями в области истории, литературы и искусства. Это необходимо для аргументации той или иной модели поведения и её наглядного рассмотрения на примере поступков ярких исторических или литературных персонажей.

Педагог-психолог должен быть стрессоустойчивым и уравновешенным, коммуникабельным и оптимистичным, наблюдательным и проницательным, а также уметь быстро адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам и мысленно ставить себя на место воспитанника. Кроме того, педагог-психолог должен иметь аналитический склад ума, обладать хорошей памятью и иметь большой объём знаний из смежных с психологией и педагогикой областей, таких как медицина, право и коррекционная педагогика.

Опытный специалист должен хорошо разбираться в тонкостях возрастной периодизации и знать психологические особенности каждого периода жизни человека. Из личных качеств, необходимых специалисту, стоит отметить вежливость, воспитанность, чувство такта, доброжелательность, сострадание, сопереживание, справедливость, терпение, толерантность и умение слушать.

Обязанности

Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.

Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.

  • Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.
  • Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.
  • Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.
  • Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.
  • Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.
  • Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.
  • Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.
  • Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.
  • При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.
  • Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы. Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.
  • Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.
  • Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.
  • В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.

Задачей педагога является сплотить коллектив и предотвратить появление в нём раздоров, ругани и бойкотов.

Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.

Особенно важна роль педагога-психолога в начальной школе, где специалист обязан определять готовность каждого ученика к обучению и помогать детям адаптироваться к непривычным для них условиям.

Обучение

Для того чтобы получить профессию педагога-психолога, необходимо получить высшее образование по специальности «Психолого-педагогическая деятельность». Срок обучения в вузе составляет 4 года по программе бакалавриата на очной форме обучения и 5 лет – на заочной. При желании выпускник может поступить в магистратуру и по прошествии двух лет получить более высокую квалификацию – диплом магистра. Кроме того, выпускники педагогических вузов, имеющие диплом педагога, могут пройти переподготовку по специальности «Психология» и получить возможность работать психологами в образовательных учреждениях.

Поступающие в вузы на специальность «Психолого-педагогическое образование» должны иметь на руках результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии. Помимо бюджетных мест по данной специальности, существуют и коммерческие группы, стоимость обучения в которых варьируется в зависимости от статуса вуза и составляет от 80 до 200 тысяч рублей в год.

Помимо профильных дисциплин, студенты, обучающиеся по данной специальности, изучают основы менеджмента и управления персоналом, что значительно расширяет число мест для будущего трудоустройства.

Где работает?

    После получения диплома педагог-психолог может проводить занятия с детьми в развивающих центрах раннего развития, работать в дошкольных образовательных учреждениях, средних школах и средне-специальных учебных заведениях. Кроме того, такие специалисты всегда востребованы в центрах коррекционной педагогики, войсковых частях, подразделениях МЧС, реабилитационных учреждениях, медицинских центрах, детских больницах и санаториях. Психологи трудятся в различных подразделениях социальных служб, например, в приютах для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также в качестве операторов «телефонов доверия» и штатных специалистов полиции и воспитательных колоний.

    Выпускники, прошедшие аспирантуру, имеют право на преподавательскую деятельность и могут вести психологию в вузах. Более опытные специалисты, в совершенстве владеющие этой непростой специальностью, нередко открывают частные кабинеты психологической помощи, где оказывают услуги всем нуждающимся.

    Что касается размера заработной платы, то она зависит от стажа работы, региона и статуса учреждения. Зарплата варьируется от 15 тысяч рублей у молодого школьного психолога до 100 тысяч рублей у работника частного центра психологической помощи.

    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.