Велокресла являются полезным изобретением и гарантируют безопасную перевозку малыша на велосипеде. Их высокая популярность и востребованность обусловлены широкой потребительской доступностью, простотой установки и удобством использования.
Зачем нужно детское сиденье?
Велосипедные кресла для детей были разработаны сравнительно недавно – не более 20 лет назад. Новшество уверенно шагнуло на рынок велоаксессуаров и было по достоинству оценено активными родителями. В сравнении с прежними методами перевозки детей на больших велосипедах, такими как езда на рамке либо на заднем багажнике, велокресла предстали перед потребителями как образец комфорта и безопасности.
Старые способы транспортировки детей были довольно рискованным мероприятием и нередко заканчивались травмами, кроме того, ребёнок был вынужден сидеть практически неподвижно, чтобы случайно не сместить центр тяжести вбок и не нарушить равновесия.
Пребывать в таком положении на протяжении всей поездки было очень утомительно, из-за чего совместные путешествия родителей и детей сводились на нет и случались лишь в случае крайней необходимости.
К тому же металлическая рама и багажник были очень неудобными для размещения малыша, и даже привязывание на них подушек и установка на раму дополнительного сиденья не добавляло комфорта поездке. Более того, при такой перевозке полностью отсутствовала амортизация, в результате чего малыш ощущал каждую кочку и колдобину на себе.
Появление велосипедных кресел полностью решило проблему транспортировки детей на взрослых велосипедах и поспособствовало развитию семейного велотуризма и совместных велопрогулок родителя и малыша. Теперь взрослым не нужно переживать о том, что ребёнок ловит каждую ямку и в любой момент может соскользнуть на землю. Современные кресла имеют боковую защиту, удобное сиденье и надёжные крепления, что в совокупности обеспечивает комфорт и полную защищённость маленького пассажира.
Разновидности
Классификация детских велокресел производится по таким признакам, как место расположения, способ крепления и размер. Определяющим из них является место расположения кресла, так как именно от него зависят удобство малыша и психологический комфорт родителя. По данному критерию выделяют два типа велокресел – передние и задние.
Переднее
В данном случае велокресло располагается впереди ездока, между сиденьем и рулём велосипеда. Однозначного мнения относительно удобства такого расположения не существует, мнения родителей делятся примерно поровну. Одни утверждают, что переднее кресло намного удобнее заднего и позволяет визуально контролировать дитя на протяжении всей поездки.
Другие, напротив, уверены, что такое расположение ухудшает маневренность велосипеда, не даёт свободно крутить педали, рассеивает внимание взрослого и ухудшает обзор. Кроме того, если велосипед имеет слишком короткую раму, то всегда существует риск того, что ребёнок может случайно ударить родителя головой в подбородок. Это, в свою очередь, может привести к утрате равновесия и падению транспортного средства.
Ещё одним доводом противников передних велокресел является тот факт, что такие модели обычно намного меньше задних, из-за чего не обеспечивают максимальной защиты головы ребёнка в случае форс-мажорных обстоятельств. К тому же в большинстве случаев перевозить на передних креслах возможно только маленьких детей, вес которых не превышает 15 кг.
Не нравится родителям и то обстоятельство, что малыш оказывается абсолютно незащищённым от встречного ветра, что вызывает необходимость одевать его в ветронепроницаемую одежду. Более того, на передних креслах спинка статична и не подлежит регулировке, поэтому, если ребёнок заснёт, ему придётся ехать сидя.
Приверженцы передних кресел утверждают, что такой способ перевозки, наоборот, очень удобен – он позволяет ребёнку созерцать окружающее пространство под широким углом обзора и постоянно быть под присмотром. Кроме того, при переднем размещении задний багажник остаётся всегда свободным и позволяет размещать на нём багаж. Отмечается и более низкая нагрузка на позвоночник ребёнка, нежели при его расположении над задним колесом.
Взвесив все «за» и «против» можно сделать вывод, что передние кресла хороши для недолгих прогулок в безветренную погоду с малышом до 3-летнего возраста.
Заднее
Данный вид велокресел большинство велосипедистов считает более оптимальным выбором и активно их использует. В данном случае ребёнок располагается за спиной у взрослого и надёжно защищён от ветра. К преимуществам задних вариантов относят более надёжную защиту малыша, которая обеспечивается усиленной конструкцией кресел. Они значительно шире и выше передних аналогов и нередко выпускаются с откидывающейся спинкой, что позволяет ребёнку полноценно отдыхать во время поездки. Помимо регулировки наклона спинки, в большинстве моделей предусмотрена функция регулирования подножек, позволяющая изменять положение тела малыша во время длительных поездок.
Кроме того, ребёнок, находящийся сзади, не мешает управлению велосипедом в отличие от малыша, сидящего впереди родителя. Ещё одним преимуществом задних кресел является тот факт, что их можно устанавливать на складные велосипеды, имеющие на несущей раме механизм складывания и не позволяющий установить на ней переднее кресло.
Среди несомненных плюсов можно отметить и то, что большинство моделей рассчитаны на весовую нагрузку до 25 кг, что позволяет перевозить в них даже первоклассников.
К недостаткам задних кресел относят узкий угол обзора у ребёнка, из-за чего ему приходится ехать с постоянно повёрнутой вбок головой, а также низкую амортизацию моделей, крепящихся к багажнику, что особенно относится к шоссейным велосипедам. Среди минусов можно отметить и утрату визуального контакта с малышом, находящимся позади родителя, однако эту проблему решает установка зеркал заднего вида. Таким образом, задние велокресла являются более универсальным видом и позволяют совершать долгие путешествия на велосипедах любой конструкции с детьми до 6 лет.
Варианты крепления
Всего существует 4 варианта крепления велокресел на велосипед: на рулевую колонку, на рамку, на подседельную трубу и на багажник.
На рулевую колонку
Данный вид крепления предполагает установку кресел для совсем юных пассажиров, чей вес не превышает 10-12 кг. Это обусловлено тем, что перевозка на руле более взрослых детей значительно затрудняет управление транспортным средством, создаёт большую весовую нагрузку на переднюю вилку либо амортизатор и затрудняет обзор.
На раму
При размещении ребёнка спереди крепление кресла осуществляют на несущую раму велосипеда. В большинстве случаев такие конструкции используют на велосипедах с задними амортизаторами. Грузоподъёмность рамных образцов обычно не превышает 15 кг, подножки часто отсутствуют. Такие модели имеют ряд ограничений по установке и не могут быть закреплены на рамах, у которых по верхней перекладине проходят тросы переключения скорости и тормозов.
Более того, их невозможно установить на наклонные, заниженные и короткие рамы, а также на большинство складных велосипедов.
На багажник
Этот вид крепления является наиболее оптимальным вариантом при перевозке больших детей, так как кресла с таким крепежом имеют достаточно большую грузоподъёмность. Багажник с лёгкостью выдерживает ребёнка весом до 25 кг, чего не могут себе позволить руль и рама. Кроме того, сидения с таким типом крепежа подходят практически на все модели велосипедов, имеющих багажник, чем выгодно отличаются от рамных моделей, установить которые можно далеко не на каждый велосипед.
Ещё одним несомненным плюсом такого крепежа является тот факт, что на багажники возможно устанавливать широкие кресла с объёмными подножками, которые никоим образом не влияют на управляемость транспортным средством и не нарушают его равновесия. К недостаткам такого типа крепления относят низкую амортизацию, что, впрочем, легко решается приобретением велокресла со встроенными пружинами.
На подседельную трубу
Велокресла, закрепляемые на подседельный штырь, являются очень удобным вариантом и наиболее часто выбираются родителями. К преимуществам таких образцов можно отнести большую грузоподъёмность и универсальность, допускающую их эксплуатацию практически на любых велосипедах.
Исключение составляют нестандартные эксклюзивные транспортные средства, у которых подседельная труба и штырь имеют прямоугольное или квадратное сечение, либо слишком маленький (большой) диаметр. Среди плюсов таких моделей отмечается большая грузоподъёмность, позволяющая перевозить детей в возрасте 6 и даже 7 лет, весящих до 25 кг.
Ещё одним преимуществом таких кресел является простота их установки. Для этого на подседельную трубу устанавливают специальный замок, в который вставляются и защёлкиваются стальные «усы-крепления».
В дальнейшем велосиденье можно легко снять, оставив при этом замок под седлом на штыре, а при необходимости одним движением установить его назад.
Такое крепление бывает незаменимо при длительных путешествиях, когда оба родителя передвигаются на велосипедах. В таких случаях рекомендуется приобретение и установка отдельного замка на каждое транспортное средство. Это позволит родителям везти малыша поочерёдно, переставляя кресло с одного велосипеда на другой.
Среди недостатков кресел с подседельным крепежом можно отметить невозможность родителей постоянно держать детей в поле зрения и маленький угол обзора у малыша. Кроме того, такие модели не рекомендуется устанавливать на велосипеды с задним амортизатором. Ещё одним весомым недостатком кресел, крепящихся к подседельному штырю, является возникновение эффекта виляния, возникающего вследствие смещения центра тяжести и неправильного распределения веса относительно базы велосипеда.
Учитываем возраст ребенка
При покупке велосипедного кресла необходимо принимать во внимание возраст и вес ребёнка. Несмотря на то что на рынке присутствуют достаточно миниатюрные модели, предназначенные для перевозки совсем юных пассажиров в возрасте от 6 месяцев, педиатры и врачи спортивной медицины не рекомендуют перевозить таких маленьких детей. По мнению большинства специалистов, совместные велопрогулки можно начинать только по достижению ребёнком годовалого возраста.
В противном случае существует риск чрезмерной перегрузки неокрепшего позвоночника, что может вызвать негативные последствия в дальнейшем. Однако помимо возраста, необходимо оценивать уровень индивидуального развития малыша. Так, некоторые дети начинают сидеть с 6-месячного возраста и к 9-11 месяцам способны продолжительное время находиться в сидячем положении, а другие к этому возрасту только-только научились сидеть самостоятельно и ещё не готовы выдерживать неподвижное пребывание в положении сидя длительную поездку.
Самым оптимальным возрастом для начала совместных поездок считается возраст от полутора лет. К этому моменту большинство детей проявляет повышенный интерес к происходящему вокруг, и поездка на велосипеде вызывает у них положительные эмоции. Многие родители возят детей на велосипеде в детский сад либо в ближайший парк к месту пешей прогулки. Если дорога до места назначения слишком долгая, то для того, чтобы ребёнок не заскучал, в кресло подвешивают игрушки.
При использовании велокресла необходимо следить, чтобы вес ребёнка не превышал максимальную грузоподъёмность модели и при необходимости сразу заменять старое кресло на новое. Под каждый вес рекомендуется приобретать свой вариант, не практикуя покупки «на вырост». Максимально допустимая грузоподъёмность большинства моделей составляет 22-25 кг. Детям старше 7 лет следует приобретать отдельный велосипед.
Известные бренды и модели, их рейтинг
Современный рынок велосипедных аксессуаров предлагает огромный выбор детских кресел от разных производителей. Ниже представлены популярные модели, отзывы о которых наиболее часто встречаются в интернете.
Hamax AS
Одним из лидеров по производству велокресел является данная норвежская фирма, ведущая свою деятельность с 1958 года, выпустившая первое кресло в 1981 году. В качестве примера стоит рассмотреть модель Hamax Smiley стоимостью 7490 рублей. Модель оснащена мягкими, но в то же время очень прочными 3-точечными ремнями безопасности и имеет эргономичную спинку, позволяющую ребёнку в шлеме откинуться назад.
Пряжки ремней изготовлены по особой технологии, предотвращающей саморасстёгивание. Изделие закрепляется на подседельную овальную либо круглую трубу диаметром от 28 до 40 мм и устанавливается на нужную высоту. Кресло подходит на горные, спортивные и скоростные велосипеды, рассчитано на малышей старше 9 месяцев и способно выдерживать вес до 22 кг. Сама модель является достаточно лёгкой и весит всего 4,35 кг.
Bellelli
Итальянская компания известна на мировом рынке с 1994 года и занимается выпуском велокресел и аксессуаров. Для примера стоит рассмотреть модель Pepe Clamp стоимостью 3873 рубля. Кресло предназначено для установки на багажник велосипеда, рассчитано на детей весом до 22 кг и оснащено специальными щитами, предотвращающими попадание ног в спицы.
Ремни оборудованы мягкой прокладкой, а спинка перфорирована, что способствует естественной вентиляции. Модель имеет европейский сертификат качества серии TUV.
«Русские игрушки»
Рассматривая известные бренды, нельзя не упомянуть российское предприятие, разработавшее и запустившее в производство уникальную модель Velogruz. Необычность этого кресла заключается в большой грузоподъёмности, достигающей 35 кг. Модель закрепляется на раме и укомплектована ветровым стеклом, защищающим ребёнка от встречного ветра и пыли.
Изделие рассчитано на детей от года и оснащено детским рулём, делающим поездку малыша интересной и запоминающейся. Кресло сконструировано таким образом, что не смещает центр тяжести велосипеда и не мешает управлению. Стоит такое изделие 4300 рублей.
«Маруся»
Ещё одна интересная модель российского производства. Велокресло рассчитано на детей весом до 30-35 кг и имеет немного необычную конфигурацию. Его конструкция состоит из седла, крепёжного кронштейна, Т-образной подножки и съёмной статичной ручки с мягкими грипсами. Крепление производится на подседельный штырь велосипеда, однако ребёнок при этом располагается не сзади родителя, а спереди.
Следует отметить, что центр тяжести при таком расположении малыша не смещается на переднее колесо, а находится посередине велосипеда. Сидушка запатентована, сертифицирована и отвечает всем требованиям безопасности. Стоимость модели составляет 2200 рублей.
Stels
Компания хорошо известна отечественным любителям велосипедов, так как выпускает добротную конкурентоспособную продукцию. Самой бюджетной моделью компании является модель JL-190, представляющая собой складное велосипедное кресло-стульчик. Изделие устанавливается на багажник велосипеда и рассчитано на малышей весом до 15 кг. Модель оснащена небольшими подножками, имеет ремни безопасности и стоит всего 900 рублей.
Как выбрать?
При выборе детского велокресла необходимо обращать внимание на несколько важных моментов.
- Следует убедиться, что понравившаяся модель совместима с велосипедом. Особенно это касается кресел с подседельным и рамным креплением. Так, при наличии тросиков на раме от покупки переднего кресла придётся отказаться, а при квадратном сечении подседельной трубы покупать нужно вариант с креплением на багажник или раму.
- Следующим важным условием является наличие 3-х или 5-точечных ремней безопасности с мягкими накладками, которые должны обязательно регулироваться по длине и иметь надёжный фиксатор.
- Также необходимо обращать внимание на наличие боковой защиты, которая в идеале должна закрывать ребёнка от верха спинки до подножки. Для предотвращения травмирования рук малыша в случае падения велосипеда лучше приобретать модели с подлокотниками.
- При покупке велокресла для совсем юного пассажира следует выбирать модель с регулирующейся спинкой. Это даст возможность изменять положение тела малыша во время поездки и позволит укладывать его спать в пути.
- Следует обращать внимание и на спинку кресла. Верхняя его часть должна быть сконструирована таким образом, чтобы ребёнок в шлеме мог спокойно откинуться назад и удобно сесть.
- Желательно обращать внимание на наличие в свободной продаже запчастей к выбранной модели. Иначе небольшое повреждение или выход из строя даже самого малозначимого элемента превратят кресло в непригодную вещь.
Также при выборе велокресла нужно учитывать, что все модели отличаются друг от друга степенью защиты.
- К третьей категории относятся неглубокие сиденья, скрывающие только тазобедренный сустав малыша. Подножки таких моделей представлены раздвижными штангами, спинка едва доходит до верхней трети спины, а фиксация туловища происходит на уровне пояса. При падении велосипеда у ребёнка страдают ноги и руки, а при прохождении близко к кустам оцарапывается вся сторона тела. Эти моменты следует обязательно учитывать и использовать такие модели исключительно для недолгих неспешных поездок по ровным и широким аллеям парка.
- Вторая категория защиты представлена моделями с более глубоким сиденьем и защитой ног по всей высоте с помощью пластиковых отбойников. Спинка у таких кресел также не слишком высокая, пристёгивание ребёнка выполняется поясным ремнём, ноги надёжно фиксируются к подножкам. При падении страдает рука, ноги при этом остаются целыми и невредимыми.
- Модели, относящиеся к первой категории защиты, имеют высокую спинку, с головой скрывающую ребёнка, и глубокое сиденье. Пристёгивание осуществляется крест-накрест от плеч к поясу, а ноги надёжно зафиксированы на подножках. При падении ни руки, ни ноги не страдают и единственное, что может случиться – это незначительные ушибы бедра и плеча.
Единственным минусом таких кресел является полностью закрытый боковой обзор у ребёнка, а вперед не позволяет смотреть спина родителя.
Аксессуары
Покупая велокресло для ребёнка, необходимо позаботиться и о наличии дополнительных аксессуаров, которые сделают поездку более приятной и комфортной. Комплектацию кресла можно дополнить солнцезащитным экраном или козырьком, тёплой попоной, дождевиком, катафотой-отражателем либо светодиодным индикатором. Также не помешает приобретение адаптера и дополнительных кронштейнов, позволяющих установить кресло на нестандартный велосипед.
Если сидение кресла кажется жестковатым, то можно приобрести мягкий вкладыш, выполненный из грязеотталкивающего дышащего материала и имеющий красивую расцветку.
Советы
При использовании детского велосипедного кресла следует соблюдать правила безопасности и прислушиваться к советам специалистов.
- Нельзя усаживать ребёнка в кресло раньше, чем ему исполнится один год.
- Крепить к креслу багаж либо размещать его в кресле с малышом категорически запрещено.
- При движении велосипеда ноги ребёнка должны полной стопой стоять на подножке и во избежание попадания в колесо фиксироваться ремнями.
- Перед каждым выездом нужно проверять целостность велокресла и надёжность его крепления к велосипеду.
- Прежде чем посадить малыша в кресло, необходимо надеть на него защитный шлем и проконтролировать, чтобы его тело не касалось колёс, руля, родительского седла, цепи и тросов.
- Одевать ребёнка перед поездкой следует несколько теплее, чем одет взрослый. Это обусловлено пассивным состоянием малыша во время поездки и встречным ветром, который может вызвать переохлаждение легко одетого ребёнка.
Соблюдение этих нехитрых правил поможет сохранить здоровье малышу и сделать совместные велопрогулки с родителями комфортными и безопасными.
О том, как выбрать детское велокресло, смотрите в следующем видео.