Top.Mail.Ru
Велосипедные аксессуары

Дисковые тормоза на велосипед: виды, бренды, выбор и установка

Дисковые тормоза на велосипед: виды, бренды, выбор и установка

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Механический и гидравлический варианты
  3. Рекомендации по выбору и использованию

Любой транспорт обязательно имеет ту или иную разновидность тормозов. Не является исключением и велосипед. Достаточно часто на велосипедах используют дисковые тормоза, которые позволяют быстро остановить байк и не создавать излишней нагрузки.

Особенности

Существует немало разновидностей тормозящих устройств. Дисковый их вариант отлично проявляет себя в условиях, когда нужно обеспечить повышенную проходимость. Он позволяет велосипедисту уверенно соперничать с мотоциклистами и владельцами внедорожников.

Устройство обычно включает:

  • управляющую рукоять;
  • роторный диск, отвечающий за остановку;
  • монтажную скобу (иногда ее заменяют на адаптер);
  • калипер, крепящийся с помощью скобы либо адаптера (принципиально важная деталь);
  • абразивные колодки (при необходимости останавливающие ротор);
  • тормозные линии, которые позволяют передать усилие от рукояти на исполнительные устройства.

    Различные виды дисковых тормозов отличаются по конструкционным особенностям и эксплуатационным параметрам. Чем больше диаметр ротора, тем эффективнее работа агрегата. Но это не значит, что очень крупный ротор всегда лучше. Он может применяться только при достаточно крепких спицах колес. Иногда эти спицы даже приходится заменять.

    Прежде чем выяснять подробности устройства дисковых конструкций и подбирать комплект задних и передних тормозов, нужно сравнить их с ободными аналогами.

    «Диск» отличается куда лучшей модуляцией, нежели «обод». Он, бесспорно, опережает по этому параметру следующие виды:

    • клещевой;
    • кантилеверный тормоз;
    • самый отборный V-Brake.

    И что интересно, даже увеличение толщины колодки практически не помогает сгладить эту разницу. Но специфика на таком моменте не ограничивается. Любой обод засоряется больше, чем ротор. И стоит попасть на контактирующую поверхность жидкости или абразивному веществу (особенно песку), как работа системы немедленно расстраивается. Мало того, дисковый вариант отлично работает и в том случае, когда велосипед «выписывает восьмерки».

    Система, основанная на дисках, содержит только 2 части, подверженные интенсивному износу — это колодки и ротор.

      V-Brake имеет еще одно уязвимое место — алюминиевые ободья. И они через какое-то время поломаются неизбежно — как бы осторожно ни ездили велосипедисты, какую бы манеру езды они ни избирали.

      Но все это не значит, что дисковые тормоза лишены недостатков вовсе. Выбрав их, нужно быть готовыми к следующим нюансам:

      • очень мощному сгибающему воздействию на спицы;
      • повышенной массе конструкции;
      • сложностям с ремонтом;
      • трудностям с установкой багажника (кроме консольного варианта) при использовании заднего дискового тормоза;
      • достаточно высокой цене;
      • ориентированности преимущественно на бездорожье и горные сложные дороги, а не на городской асфальт.

      Механический и гидравлический варианты

      Механический тип велосипедных тормозных деталей оснащается приводом тросового типа. Получается сравнительно простое и особо надежное решение. Принцип работы изумительно прост:

      • велосипедист нажимает на специальную ручку;
      • срабатывает подвижная колодка;
      • она придавливает диск к неподвижной колодке.

        Стоит уточнить, что некоторые конструкции имеют сразу 2 движущиеся колодки.

        Однако встречается подобное техническое решение весьма редко. Механические дисковые тормоза придется постоянно настраивать. Точнее, потребуется регулировка зазора, отделяющего колодки от ротора. В противном случае ручка тормоза станет все время проваливаться, а вместо прижатия диска к истертой колодке будет происходить его придавливание к калиперу.

        В такой ситуации нарушение работы системы неотвратимо. Вдобавок она существенно теряет мощность. Зато регулировка зазора не составляет каких-либо проблем. Если она произведена правильно, гарантированно исключается быстрый износ.

        Рекомендация: в сырую слякотную погоду механические колодки лучше разводить подальше — это позволит увеличить ресурс.

        Выбрать механические дисковые тормоза не так легко, как кажется. Их основной минус — высокая стоимость. Точнее, можно купить и дешевый вариант, вот только велик риск приехать с ним совсем не туда, куда нужно. Самые достойные предложения, по мнению профессионалов, выдвигает компания Avid. «Механика» от Shimano или Tektro не уступает по качеству, но позволяет немного сэкономить.

        Важно: качественные тормозные системы проявят себя с лучшей стороны только в связке с добротными управляющими ручками.

        По этой причине они становятся только дороже. Если есть желание дополнительно сократить расходы, лучше уж поставить гидравлические тормоза подходящего ценового диапазона. Зато у механического типа преимущество в другом — он отлично подходит для преодоления бездорожья и плохо обустроенных участков дорог.

        Это обстоятельство оценят, конечно, и туристы, и жители сельской местности. И даже те, кто любит совершать поездки в лес, на рыбалку, в пригород. «Механика» попросту надежнее — в том числе при падении или столкновении с препятствием. А если она и поломается, то никаких проблем с починкой возникнуть не должно. К сожалению, эти плюсы изрядно омрачаются повышенной тяжестью чисто механических тормозных систем и их плохой модуляцией.

        В то время как механические тормоза передают импульс от рукояти к тормозному блоку через трос, гидравлические используют для этой цели гидросистему, наполненную специально подобранной жидкостью. Вне зависимости от того, как они устроены, размер может быть очень разным:

        • 140 мм;
        • 160 мм;
        • 180 мм;
        • 220 мм.

        Считается, что для поездки по лесу диски крупнее 180 мм не нужны. Любителям фрирайда советуют ориентироваться на размер 180 или 185 мм. Режим даунхилла (скоростного спуска с горы) более требователен к торможению. Тут уже понадобятся диски величиной 200, 210 или даже 220 мм. То же самое можно сказать и про велосипеды для экстремальных заездов по треку.

        Колодки могут быть устроены различным образом. В одних случаях они изготавливаются из органических веществ, в других — подвергаются металлизации. Металлизированный вид подразумевает соединение стальных опилок с углеродом. Получается:

        • механически твердый;
        • долго служащий;
        • отлично контактирующий даже с мокрыми дисками тип колодки.

        Однако считать их лучшими для любых ситуаций нельзя. Дело в том, что при эксплуатации металлизированное изделие будет сильно нагреваться. Калипер тоже будет перегреваться. Для гидравлической системы повышенная температура бесспорно вредна. С механической системой все не так однозначно, но вряд ли прогрев для нее будет полезен.

        Органические колодки, безусловно, тоже будут нагреваться. Таковы законы физики. Но комбинация резины с целлюлозой отличается очень слабой теплопроводностью.

        Из-за этого во время торможения нагреваться будут сами диски. Скрипы раздаваться не будут, а притирка происходит быстро; однако органические колодки быстро сотрутся. Калиперы нужны для той же цели, что и суппорты на мотоциклах и автомашинах. У них только немного меньше размеры. Гидравлический калипер включает металлический корпус, получаемый методом литья, поршень, гидравлическую колодку. Поток жидкости передвигает поршень. А уже он передвигает колодку и обеспечивает захват диска.

        Механический калипер устроен другим образом. Это кулачковый механизм. Снаружи ставится рычажок, на который крепят тросик. Полученный импульс может быть передан на поршень при помощи:

        • кулачка;
        • клина;
        • многозаходного винта.

        Рекомендации по выбору и использованию

        То, насколько плавно велосипед будет останавливаться, определяется наполнителем колодок. Но гораздо важнее учитывать место определенной марки в общем рейтинге. Наиболее дешевы роторные механические тормоза. Платить за продукцию Shimano, Tektro, Aquila придется в среднем 20-30 условных единиц. В среднюю ценовую группу (до 100 долларов) попадают изделия той же Shimano, а также:

        • Avid Elixir;
        • Magura;
        • XLC;
        • Hayes.

          В дорогостоящем сегменте тоже есть товары уже перечисленных фирм. Но платить от 100 до 500 USD придется также за продукцию SRAM, Formula. Если говорить про конкретные модели, внимания заслуживает Shimano Deore. Эта модификация мощна и эргономична одновременно. Отмечают высокую мощность и плавность остановки, а также наличие двух видов колодок в комплекте поставки.

          SRAM Guide R немногим уступает лидеру рейтинга. С такими комплектующими можно спокойно отправляться в дорогу по самому сложному рельефу. Плавность хода достаточно велика. Отрегулировать его получится без дополнительных инструментов. Система работоспособна почти в любых погодных условиях.

          Brake Force One – удобные и легкие тормоза германского производства. И не просто легкие, а одни из самых легких в своем классе. Рукояти изготавливаются из надежного стекловолокна. Потребность прокачки сведена к нулю. Данная модель позволяет демонстрировать прекрасные результаты в веломарафоне и в заездах кросс-кантри.

          Механические дисковые тормоза ставят так:

          • переворачивают байк;
          • снимают колесо;
          • снимают калипер и диск;
          • вынимают трос;
          • разжимают ранее установленные тормоза;
          • прикрепляют ротор на винты к втулке;
          • ставят тормозную ручку;
          • монтируют рычаг и трос;
          • ставят адаптер на раму, только не до конца, чтобы потом подгонять;
          • прикрепляют трос к калиперу;
          • возвращают на место колесо;
          • производят окончательную регулировку.

              Работа с гидравликой строится иначе:

              • после снятия колеса вместо втулки ставится диск;
              • на рычаг замыкается гидролиния;
              • раму дополняют калипером и адаптером (также без затягивания до упора);
              • ставят обратно колесо;
              • ставят обратно ротор;
              • хомутами выправляют гидролинию;
              • скрупулезно тестируют ее;
              • добившись правильной установки калипера, жестко фиксируют все части схемы.

              В следующем видео вы узнаете, как правильно настроить дисковые тормоза.

              Комментариев нет
              Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.