Ездить на велосипеде можно и без велосипедного звонка. Но все же использовать его вполне оправданно. Надо только знать, какие модели и по каким принципам отбирать, на что обращать внимание.
Разновидности и специфика
Велосипедный звонок не следует считать каким-то модным аксессуаром, увлечением или игрушкой для детей. Это очень важный способ обозначения себя на дороге. При помощи звонка велосипедист отстаивает свои права как участника движения. С детства в памяти многих людей отпечатался мелодичный звук механического звонка. Но времена меняются — и теперь можно выбрать гораздо больше разновидностей сигнала на велосипед.
Подлинной классикой является та самая «механика». Неоспоримым аргументом в ее пользу является то, что издаваемый звук невозможно с чем-либо спутать. Есть еще более простой вариант — так называемый ударный механический звонок. При отгибании «язычка» он ударяется о металл. В большинстве случаев пешеходы услышат такой звук, но вот для оповещения автомобилистов его громкости уже недостаточно.
Клаксон работает так же, как и аналогичное приспособление для автомобиля. Груша из резины, соединенная с трубкой из пластмассы или металла, создает тоже привычный звук. Конкретное звучание определяется длиной и толщиной трубки.
Но велозвонок может быть и более современного образца — с использованием электронных компонентов. Фактически он воспроизводит устройство аналогичных приспособлений, используемых в домах и квартирах.
Преимуществами электронного аппарата являются:
- сравнительно небольшая величина;
- отсутствие проводов;
- довольно большая громкость работы, достаточная и при оживленном движении транспорта;
- наличие довольно разных мелодий.
Недостаток только один, но очень существенный — услышавшим трудно связать звук именно с велосипедистом. В городе слишком много громких шумов, и сигнал, издаваемый электронным звонком, легко «тонет» во всей этой какофонии.
Хорошую альтернативу представляет пневмогудок. Работает он просто: сначала нужно накачать резервуар воздухом, потом сбросить воздух через «воронку». Тогда получится довольно громкий сигнал, который сложно не заметить.
Некоторые модели пневматического гудка оснащаются одноразовыми баллонами. Пользоваться ими еще проще: нет необходимости качать насос и наполнять воздухом некую емкость. Недостатки устройства являются оборотной стороной его достоинств. Так, звук получается не только громким, но и резким, способным шокировать либо напугать.
У пожилых людей и тех, у кого расстроена нервная система, могут быть даже неприятные последствия для здоровья.
Потому пользоваться пневмогудками крайне нежелательно в черте города. Особенно на улице, в парке или в другом месте, где собралось много людей. Мало того, водители или другие велосипедисты под действием резкого звука могут предпринять неожиданный для самих себя маневр. Пневмосигнал зато пригодится на дорогах вне населенных пунктов и в отдаленных частях городов — там он отлично отпугивает собак.
Еще один плюс состоит в том, что это резервное средство оповещения в чрезвычайной ситуации. Что касается моделей со сменными баллонами, то они хуже, чем может показаться. Экономия времени оборачивается тем, что придется возить с собой запас баллонов, особенно в дальней дороге, когда сигналить придется не раз. Обычная пневматика с насосом в конечном счете оказывается практичнее. Да и не так трудно накачивать воздух, как думают порой новички.
Как выбрать?
Стоит заметить, что сомнения, нужно ли использовать звуковой сигнал велосипедистам, беспочвенны. Несомненную пользу он принесет по трем причинам:
- можно легко напомнить о себе неосторожным, невнимательным пешеходам или другим велосипедистам;
- можно будет ездить быстро по дорогам общего пользования, уведомляя о себе водителей звоном;
- нет опасности подвергнуться штрафу или взысканию за нарушение ПДД (согласно правилам звонок надо иметь обязательно).
Теперь посмотрим, как правильно решить эти три задачи. Самый простой вариант — выбрать механический звонок. Именно такими устройствами комплектуются многие бюджетные велосипеды. Сигнальные устройства такого рода самые, как нетрудно догадаться, дешевые. Изготовить механический звонок все сколько-нибудь подкованные в технике смогут и сами. А еще у них может быть очень разнообразный дизайн.
Однако, как уже говорилось, механика неспособна издавать громкий звук. Для езды по мегаполису или оживленной междугородной (пригородной) дороге нужен более мощный сигнал. Кроме того, механические звоночки нестабильно работают в сырую, морозную погоду. Как раз во время дождя, когда видимость сокращается и роль звука вырастает, он получается еще хуже.
Зато для любителей ретровелосипедов и демонстрационных выездов на них это решение будет идеально.
Клаксон, впрочем, тоже соответствует духу ретро. Плюсы и минусы у него те же самые. Исключение составляет воздушный клаксон (пневмоклаксон); за счет подачи сжатого воздуха он звучит громче. Стандартный комплект включает:
- раструб гудка;
- кнопку сброса воздуха;
- хомутки;
- шланг;
- собственно баллон.
Одни баллоны изготавливают на заводе (они одноразовые), а другие могут использоваться повторно после накачки с помощью насоса. Импровизированной воздушной камерой часто бывает пластиковая бутылка.
Пожалуй, пневмозвонок можно признать одним из самых громких устройств в списке. Но поставить его на руль вряд ли получится — уж больно громоздко. Да и лишняя тяжесть, изменение центровки велосипеда никого не обрадует.
Более современный вариант для шоссейного велосипеда — электронный звонок. Он не крупнее механического, при этом умеет издавать довольно громкие звуки. Питание осуществляется от обычной батарейки. Внешний вид существенно различается — существуют сотни модификаций. Разница может касаться и звуков: они задаются при помощи контроллера.
Но надо учитывать, что некоторые электронные звуки откровенно неестественны. Мало того, что другие участники движения могут не распознать их как сигнал от велосипеда, так еще и самих велосипедистов звук иногда раздражает.
Подводя итог, можно сказать так:
- в городах при условии спокойной езды по тротуару лучше подойдет механика или клаксон;
- по междугородным путям и трассам лучше использовать пневматические устройства;
- во всех остальных случаях лучше отдать предпочтение надежному электронному звонку.
Мелодии и иные тонкости
Для электровелосипеда наилучшим выбором можно считать электрический звонок. Он стоит дороже механического, но обходит его по большинству показателей. На взрослый велосипед для солидного человека, не желающего попусту тревожить окружающих, надо выбирать минималистичные устройства с одинарным сигналом. Если он имеет нестандартную частоту, то сразу привлечет внимание окружающих людей. Для детей и молодежи, отчасти и для людей с веселым нравом, подойдут модели с «шуточными» звуками.
Важно: выбирая любое устройство, надо просить, чтобы дали его послушать. Тогда и неприятных сюрпризов не будет. Не стоит ориентироваться на рингтон для мобильного телефона: таким образом записываются только самые простые и шаблонные «велосипедные» звуки.
Оригинальным решением будет фонарь-гудок. Это не только световой и звуковой сигнал, но и отличное приспособление для отпугивания навязчивых людей или агрессивных животных.
Как фонарь, так и звуковой компонент, могут работать в различных режимах. Это характерно даже для относительно дешевых устройств, собираемых в азиатских странах.
Электрозвонок на велосипед может быть не только совмещен с сиреной. Еще более оригинальный вариант — устройство с полицейским звучанием. Такое решение позволит уведомлять о себе других участников движения и в дождь, и ночью, и в густом тумане.
Но надо помнить, что в любой момент в России могут ввести очередной запрет — уже на имитацию полицейских сигналов велосипедистами. Когда поблизости находятся люди в форме, включать светозвуковой сигнал точно не следует — лучше не раздражать стражей порядка. Необходимо учесть еще, что такие устройства обычно не позволяют выбрать альтернативную мелодию. Да и громкость их чрезмерно велика, причем с трудом регулируется или не регулируется, вообще.
Для дальних поездок по ненаселенной местности или даже просто по автодорогам желательно выбирать модели с компасом.
Что касается мелодий, то AirZound считается наиболее громким вариантом горна. Его звук достигает 115 дБ. Однако при необходимости всегда можно отрегулировать громкость. Обычные механические звонки с рабочей частью из меди и латуни звучат очень чисто и мелодично.
В любом случае мелодию лучше послушать заранее, а не полагаться на готовые описания.
Обзор велосипедного звонка смотрите в следующем видео.