Велосипеды считаются транспортным средством, на которое можно просто сесть и поехать. Но на деле это относится только к простым ездовым моделям. Велосипед для триала – совершенно другое дело, и выбирать его, обращаться с ним надо совсем иначе; опыт обычного велосипедиста тут почти не поможет.
Характеристики
На триальном велосипеде сидеть в привычном понимании этого слова нельзя.
У него попросту не предусматривают посадочного места.
Если обратиться к английскому языку, то несложно обнаружить, что термин «триал» многозначен. Он может скрывать:
- «попытку»;
- «тест»;
- «забег»;
- «злоключение».
Сложно даже ответить на вопрос, какое именно значение положено в основу названия велосипеда. Вероятно, это сразу все смыслы в какой-то степени. Ведь суть триала как вида спорта в том и заключается, чтобы преодолевать преграды различного типа. Относиться к подобным тренировкам надо максимально серьезно — ведь велотриал вошел уже в состав международных соревнований. Стрит-триал подразумевает преодоление препятствий, встречающихся в самом обычном городе.
Такие соревнования отличают по:
- особой динамичности;
- повышенной насыщенности трассы различными преградами;
- отсутствием протяженных подъемов и спусков (хотя бывают и исключения).
Но в российской практике получила распространение другая дисциплина – урбан-триал. Подразумевается катание по городу, сопровождающееся выполнением трюков и различных красивых маневров, прыжков. Существует также велотриал по пересеченной местности, когда приходится преодолевать естественные преграды. И завершает список применений триального велосипеда заезд по профессиональной, целенаправленно созданной трассе (треку, как говорят сами спортсмены).
Отталкиваясь от всех этих испытаний, нетрудно выделить самые основные черты такого байка:
- способность переносить значительные нагрузки в статике и в динамике;
- жесткость рамы;
- минимальные размеры рамы;
- максимальная легкость, поскольку упражняющийся велосипедист должен захватывать своего «коня» в прыжках;
- возможность мгновенной остановки (достигается дисковыми тормозами);
- наличие единственной передачи с пропорцией зубцов 18 к 16 либо 22 к 19;
- повышенная крепость педалей и их увеличенная ширина;
- наличие на педалях шипов, обеспечивающих улучшенный контакт ноги;
- употребление некрупных (максимум 26 дюймов) колес;
- активное использование титана при конструировании.
Разновидности и конкретные модели
Байки для триала делятся на две основные группы – mod и stock. По ним выделяют две основные категории спортсменов — стокеры и модеры. Как нетрудно догадаться, модом именуют велосипед, который изначально создавался для проезда через многочисленные преграды. Стоком принято называть переделанный маунтинбайк (во всяком случае, опытные гонщики только такое значение термина и употребляют).
Моды имеют куда лучшую динамику и отличаются «резвостью», буквально рвут с места. Однако на такой велосипедный агрегат лучше не рассчитывать там, где нужна точность. Причиной такой слабости является недостаточный габарит движителей. Потому запрыгнуть на бордюр небольшой ширины бывает трудно. Зато мод короче стока, и более маневрен при развороте из стороны в сторону.
Правда, совершить на нем прыжок выше 1,4 м смогут только опытные ездоки.
Но стоковый велосипед весит явно больше. Потому без учета конкретной массы и подготовки спортсменов сравнивать «прыгучесть» байков почти не имеет смысла. Сток предпочтительнее, если:
- на первом месте точность выполнения маневров;
- особо важен накат;
- большую роль играет поддержание равновесия при езде.
Хорошим вариантом может стать велосипед Czar Ion 24_cstm. Эта модель идеально подойдет для любителей стрит-триала. Габариты колес составляют 24 дюйма. По умолчанию употребляется сиденье комбинированного вида. Предусмотрены грипсы и база 0,975 м.
Как альтернативу можно рассматривать Czar Neuron 26. Флиппер Echo 26x25x2 проявляет себя с самой лучшей стороны. Тормоза Avid BB5 180 тоже работают исключительно хорошо. Угол установки рулевой трубы составляет 74,5 градуса. Из других модификаций идеально подойдут:
- Stark Trial S. T. R.;
- Argon E-118;
- Polygon Rudge 3 20.
Как выбрать
Выбирая конкретное устройство, нужно сначала решить, нужен ли складной велосипед или нет. Возможность складывания особо актуальна, если дома нет достаточного места для хранения, или планируется часто возить байк на большие расстояния.
Важно: в любом случае стоит обращаться в специализированные магазины спортинвентаря и в крупные торговые точки от ведущих фирм. Стоит поинтересоваться и тем, насколько доступны запчасти на конкретную модель – учитывая особенности использования триала, вероятность его поломки весьма высока.
Стрит-триалом надо заниматься на тяжеловесных, особо крепких велосипедах.
Некоторые из них даже могут, вопреки общему правилу, оснащаться сиденьями. Характерной особенностью является также наличие немного приподнятых перьев. Такое нововведение гарантирует повышенную маневренность и легкость в управлении. Однако проводить трюки, требующие переката через заднее колесо, весьма проблематично.
Недорогой велосипед для триала оснащается преимущественно подшипниками насыпного типа. «Закрытые» изделия дороже, но при этом практичнее. Ось у велосипеда бюджетного класса делается из стали, а у дорогостоящего — из сплава на базе титана. Наиболее практичным вариантом является удержание втулки на вилке при помощи болтов. Обычно втулку рассчитывают на 28 или 32 спицы; вариант с 36 спицами надо выбирать опытным велосипедистам, которые четко осознают последствия своих действий.
С точки зрения качества работы гидравлические и механические тормоза идентичны. Но триальный велосипед неизбежно будет падать. Потому механические конструкции, как более устойчивые к разрушению, гораздо надежнее и безопаснее. При использовании гидравлики стоит дополнительно монтировать бустер, чтобы повысить жесткость системы. Необходимо всегда требовать у продавцов официальный сертификат соответствия. И конечно же, знакомиться с независимыми отзывами.
О велосипедах для велотриала и правилах езды можно узнать из видео.