Top.Mail.Ru
Велосипеды

Как правильно выбрать велосипед, чтобы не пожалеть о покупке?

Как правильно выбрать велосипед, чтобы не пожалеть о покупке?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Виды
  2. Учитываем стили катания
  3. Важные критерии
  4. Учитываем возраст и рост велосипедиста
  5. Комплектация
  6. Ищем возможность тест-драйва
  7. Обзор популярных моделей и производителей
  8. Распространённые ошибки
  9. Техническое обслуживание
  10. Руководство по эксплуатации
  11. Безопасность

Покупка велосипеда — дело ответственное. Если подойти к данной задаче взвешенно, то двухколёсный транспорт будет долго радовать вас, обеспечивая приятные и полезные для здоровья минуты досуга. Прежде чем сделать свой выбор, следует чётко понять, какой велосипед вам требуется, для каких целей, и какими характеристиками он должен обладать.

Виды

Велосипеды бывают разными. Этот транспорт делится на классы по предназначению, количеству колёс, характеристикам. Для одних людей требуется лёгкий и выносливый «железный конь», который поможет быстро добираться на работу или учёбу, другим нужен особый вид транспорта, который позволит получить массу впечатлений и адреналина от головокружительных велотрюков.

Байк, который идеален в первом случае, совершенно не подходит во втором, поэтому важно начать делать свой выбор с определения разновидности транспортного средства.

Горный

Это транспортное средство идеально адаптировано для гористой местности, оснащено усиленной конструкцией. Такие байки можно встретить под названиями MTB, ATB, mountain bike. Они идеально подходят для занятий даунхиллом, фрирайдом, дёртом и кросс-кантри. Велосипед легко преодолевает пересечённую местность и подходит для плохих дорожных условий.

Эти модели отличают довольно мощная рама, колёса с солидными покрышками и выраженным протектором, большое количество передач, ободные и дисковые тормоза. Существует множество вариантов дополнительного оснащения транспорта — это зависит от конкретного предназначения. Одно дело — кататься за городом в свой выходной и совсем другого подхода потребует комплектация байка для состязаний. Сегодня райдеры применяют горные модели и для обыденной городской езды.

Если вам нужен именно горный байк, то рассмотрите линейку двухподвесных велосипедов: их от классических горных отличает наличие двойной амортизации — спереди и сзади.

Фэтбайки

Такие велосипеды имеют широкие и толстые покрышки. Рама внешне напоминает горную, но отличается ещё большей крепостью. Это настоящий внедорожник среди велосипедов. Ему с лёгкостью покоряются снежная каша на дороге, песок, участки грязи. На таком транспорте можно с удовольствием отправляться в туристический поход. И по лесу, и по полю транспорт пройдёт идеально.

Спортивные

Классификация спортивных моделей обширна. Сюда входят шоссейные байки или роудбайки. Они идеальны для велогонок по шоссе. Их отличают очень лёгкий вес, конструкция с тонкими колёсами, особая форма руля и сиденья. Человек на таком сидит не вертикально, а аэродинамически, с наклоном вперёд, что позволяет развивать огромные скорости. Требуют ровного дорожного полотна.

К спортивным относятся также циклокроссы. Эти велосипеды похожи на шоссейные внешне, но имеют свои отличительные черты — они предназначены для езды по неровным дорогам, а то и вовсе по пересечённой местности на высокой скорости. Их отличают прочная рама, отличные протекторы, надёжные дисковые тормоза. Циклокроссы часто применяются не только спортсменами, но и любителями для обычной езды в городской черте и за её пределами.

Ещё одна разновидность спортивных байков — триальный велосипед. Его также применяют для фристайла. Такие модели обозначаются BMX и триал. Эти модели с другими не спутаешь: у них удлинённые рамы, расположенные низко, отсутствует седло, широкий руль. Это даёт возможность ездить почти стоя, выполнять удивительные трюки.

Городские

Ситибайки или дорожные велосипеды по широте видов мало чем уступают спортивным. И мнение, что их основная функция — городская и прогулочная езда, не совсем верное. Простые они только с виду, на деле эти популярные велосипеды разительно отличаются друг от друга.

Дорожные велосипеды более тяжёлые, чем спортивные, но к тому же более устойчивые, комфортные, на них всегда можно прикрепить багажник, корзину для покупок, крылья, есть защита цепи, чтобы брюки и дамские платья не попадали в цепь во время поездки.

Городские велосипеды имеют широкие сёдла, не могут похвастаться большим количеством скоростей, но этого в условиях городского перемещения и не требуется. Конструкция подразумевает вертикальную посадку для ездока.

Большие вложения при обслуживании не нужны.

Гибриды

Гибрид — настоящий универсальный вариант, выгодно сочетающий в себе достоинства городского, шоссейного и горного вариантов. Если говорить проще, то больше он похож на горный байк, но идеально адаптирован для перемещений по асфальту больших и малых городов.

Гибридным моделям свойственны облегчённые и высокие рамы. На них можно при желании устанавливать крылья, багажник, другие аксессуары. Такие велосипеды имеют большую популярность, поскольку соответствуют сразу нескольким задачам, они многовариантны.

Туристические

Туринги или туристические модели предназначены для спокойного туристического катания по относительно ровным дорогам. Похожи на шоссейные, но могут оснащаться багажником, рассчитанным на большой вес поклажи, имеют жёсткую вилку и очень надёжные колёса. Трансмиссия часто предусматривает возможность внедорожных путешествий. Отлично защищены от грязи и влаги.

Складные

Их легко хранить в условиях дефицита площади, перевозить в багажнике или даже переносить в руках, когда ездок добрался до места назначения. Бывают городские, туристические складные велосипеды, электрические. Они немного уступают в скорости, управляемости, но складная рама того стоит. Для таких байков на первом месте стоит компактность.

Детские и женские

Детский транспорт — очень многообразная группа. В неё входят двухколёсные, трёхколёсные и четырёхколёсные варианты. Женские велосипеды имеют конструктивные отличия, которые берут в расчёт анатомические особенности: отличается геометрия рамы, расстояние от сиденья до руля меньше, сиденье более широкое.

Для представительниц прекрасного пола создаются велосипеды всех типов — от горных до прогулочных.

Грузовые

Бывают специальные велосипеды, на которых удобно и просто перевозить грузы. Они обычно трёхколёсные и оснащены большой корзиной сзади. Такой байк станет настоящим подспорьем на даче, в сельской местности. Есть модели с прицепами – колясками для грузов.

Тандемы

По сути, это тоже почти что грузовички, но только вместо прицепа в задней части крепится конструкция, на которой умещается второй велосипедист. Первый рулит и выбирает направление, второй крутит педали и дышит свежим воздухом в своё удовольствие.

Электрические

В таких велосипедах есть электрический двигатель. На них можно кататься как обычным способом, старательно крутя педали, так и пользуясь «услугами» мотор-колеса, которое вращается электродвигателем.

Лигерады

Очень интересный велосипед, который в народе ещё именуют лежачим. Спина велосипедиста находится на специальном лежаке. Такие модели очень хорошо разгоняются, они манёвренны, а особая посадка позволяет ездить на далёкие расстояния и не уставать.

Унициклы

Велосипед с одним обычным колесом. Прямо над ним располагается велосипедист. Такие моноциклы встречаются в линейке горных, трюковых и даже дорожных транспортных средств.

Семейные

Сюда относятся веломодели для перевозки людей. Позади главного райдера находятся места для нескольких человек. Бывают трёхместные и четырёхместные модели. Обычно впереди и сзади располагаются взрослые, а в середине – дети.

Учитываем стили катания

Как видите, видов велосипедов существует множество, а потому стиль катания — это самый важный критерий выбора подходящей модели, который позволит правильно подобрать транспортное средство для дачи, спорта, езды на работу или прогулок, для ребёнка или пенсионера.

Информация о технических характеристиках обычно бывает сложной для новичка, но критерии для каждого вида и цели применения довольно чёткие, при желании их легко можно запомнить.

Городской

Как следует из названия, предназначение такого транспортного средства — быстрое перемещение по городу на работу, учёбу, совершение прогулок, поездки в магазины, на рынки. Обычно такие модели доступны по цене, изготавливаются с применением недорогих по себестоимости материалов. Вас не должна смущать рама из стали, передачи скоростей отсутствуют или присутствуют в количестве не более пяти.

Модели довольно тяжёлые — от 15 килограммов и более. При выборе важно обратить внимание на раму. Если ездить будет женщина, то лучше выбрать открытую конструкцию, мужчинам больше подходит рама в форме трапеции.

Городские велосипеды чаще всего имеют цельносварную конструкцию, но встречаются и складные модели — они более удобны в хранении даже в условиях отсутствия специального места для него. Взрослые городские велосипеды имеют диаметр колёс от 20 до 28 дюймов. Ширина покрышек варьируется от 1,5 до 2,1 дюйма.

Если велосипед нужен для того, чтобы на нём ездить на дачу, за город, возить с собой существенные грузы, то лучше выбрать туристический вариант.

Горный

Ни один вид велосипедов не требует такого чёткого целеполагания, как горные байки. Они имеют совершенно конкретное предназначение, а потому нужно определиться, для чего именно нужен вам «железный конь». Если нужно гонять по неровным просёлочным дорогам, то лучше выбирать модель с лёгкой рамой из алюминия, хорошими амортизаторами. Обычно тормоза у горных велосипедов отличные, но более предпочтительным является наличие двойных тормозов, дублирующей системы.

Если цель – кататься с высокой скоростью, то выбрать будет несложно, предпочтение стоит отдать моделям с числом скоростей от 21 до 27.

Обратите внимание, что хороший горный велосипед имеет небольшой вес, но прочную конструкцию, уменьшенные колёса, прямой руль. Конструкция рамы в форме латинской буквы Y не будет слишком удобной для долгих поездок, а потому она больше подходит для кратковременных велопрогулок. Для кросс-кантри, даунхилла, фрирайда, стрита и дёрта существуют совершенно конкретные, отдельные модели.

Шоссейный

Шоссейный велосипед легко сравнить с гоночным автомобилем: по плохим дорогам на нём кататься мучительно, но по ровной трассе — одно удовольствие. Это самая лёгкая и самая быстрая модель, весить она должна в пределах 5 килограммов. Отсутствие амортизации облегчает конструкцию, но именно этот факт делает транспорт весьма неудобным для езды по грунтовым дорогам. Шоссейник отлично подходит для любителей больших скоростей и для тех, кто катается по дорожкам со специальным покрытием, для поклонников шоссейного велоспорта, триала.

На таком можно «замахнуться» на междугородние и даже международные путешествия.

Руль у шоссейника напоминает по форме рога и это оптимально для погашения сопротивления встречного ветра, колёса узкие, подвески отсутствуют. Лучше отдать предпочтение моделям с рамами из углеволокна или алюминия. Неплохим дополнением к покупке станет удобный рюкзак, поскольку багажник на такие транспортные средства не устанавливается.

Гибридный

Этот вид велосипедов пользуется наибольшим спросом в силу его универсальности и износостойкости. Это сочетание горных и дорожных велосипедов и в них всё предусмотрено для многоцелевого использования. Шины имеют двойной протектор: наружная сторона грубоватая, внутренняя — ровная, это даёт возможность колесить на гибриде на разных типах дорожного покрытия.

Колёса большие, но ход довольно лёгкий. Они устойчивы, безопасны и надёжны. Выбирая такое транспортное средство, следует учесть, что оптимальной является плоская и удлинённая форма руля — она обеспечит правильное положение тела, при котором ездок будет меньше уставать. Расположение шестерни и тормозов тоже оптимально для расслабленной поездки, а не для гонки с преодолением.

При желании покупателя гибриды комплектуются багажником, крыльями.

Важные критерии

Вопросы, которые возникают при выборе «железного коня», разнообразны и многочисленны. Их не задают лишь спортсмены, выбирающие конкретную модель, адаптированную для того вида велоспорта, которым человек занимается. Все остальные от сомнений не застрахованы. Итак, основные советы по выбору:

  • определите цели, для которых вам нужен велосипед;
  • уточните, где вы чаще будете на нём кататься;
  • имейте точное представление о собственном росте и весе;
  • ответьте себе на вопрос: в какое время года будут осуществляться поездки;
  • установите ценовой диапазон, который вам по силам.

Если основные целевые предназначения велотранспорта мы уже рассмотрели, то осталось выяснить критерии соответствия по остальным вопросам. Если планируется ездить зимой, то лучше выбрать модели, оснащённые гидравлическими амортизаторами и дисковыми тормозами.

При солидном собственном весе и высоком росте стоит позаботиться о более прочной раме. Остальные нюансы технических характеристик нужно рассматривать отдельно.

Количество скоростей и переключатели

В народе бытует мнение, что чем больше у байка скоростей, тем лучше, круче и веселее. Это миф и прежде чем говорить о нужном количестве скоростей, следует чётко понять, кому оно вообще требуется — большое их количество?

Выбирая велосипед, вы можете легко заметить, что количество скоростей бывает от 1 до 33. Причём сочетания могут быть разными — 1х7, 2х9, 1х11 и так далее. Следует знать, что число звёзд впереди обозначается первым числом, второе же отвечает на вопрос том, сколько звёзд сзади. У байка ровно столько скоростей, сколько получится при умножении первого числа на второе.

По сути, переключение скорости — перебрасывание цепи с одних звёзд на другие, что позволяет поменять передаточное отношение и усилия при кручении педалей. Переключение скоростей нужно для повышения комфорта, ведь это простое действие помогает тратить меньше сил при езде по плохой дороге, в неприятных погодных условиях.

Ранее считалось, что большее количество возможных скоростей даёт реальную возможность выбирать большее количество вариантов движения, но сегодня считается, что огромного их числа просто не требуется; к тому же чем больше скоростей, тем тяжелее будет велосипед за счёт установленных звёзд.

Отсюда и ценообразование. Байки с 7-9 скоростями обычно куда более доступны по цене, чем 10-скоростные, а 11-12 скоростные уже порой встречаются и в профессиональных моделях. Помните — чем больше скоростей, тем больше звёзд, тем тоньше цепь. Это снижает показатели долговечности.

Так сколько же надо скоростей? Всё зависит от того, где и как вы планируете кататься. В парке, городе большие скорости не нужны, можно обходиться вообще без них и не переплачивать. Для быстрой езды по неровной местности и туристических поездок желательно брать многоскоростные велосипеды. Например, при выборе горного байка оптимальным вариантом будет 10-11 скоростей и более.

Материал рамы

Материал рамы имеет важное значение при выборе байка. Наиболее часто встречаются стальные и алюминиевые рамы, реже — титановые и карбоновые. Каждый материал имеет свои достоинства и недостатки. Рама хорошего велосипеда, о покупке которого вы ни дня не будете сожалеть, должна быть прочной и надёжной.

Стальные рамы бывают обычными, углеродистыми, хромомолибденовыми. Обычная сталь — наиболее дешёвый вариант, именно его применяют при производстве дешёвых велосипедов. Это не самые прочные и не самые долговечные рамы. Они подвержены коррозии, могут ломаться. Углеродистая сталь демонстрирует защиту от коррозии, она достаточно гибкая, чтобы обеспечивать амортизацию, при этом доступна по цене.

Если вес велосипедиста большой, до 150 кг, рама из углеродистой стали — оптимальный вариант выбора.

Хромомолибденовая рама — самая надёжная и прочная среди всех видов стали, но и стоит она дороже. Большие преимущества любой стальной рамы кроются в простоте и доступности её ремонта.

Алюминиевые рамы дают байку меньший вес, на нём становится куда проще въехать в гору или быстро набрать скорость. Но алюминий даже в составе качественного сплава способен накапливать «усталость», а это повышает вероятность мгновенной поломки. Особенно актуально это для любителей экстремальной езды. Алюминиевые рамы не подвержены ржавчине, но они хуже гасят вибрацию, проявляют повышенную чувствительность к ударам, трещинам, вмятинам. При этом ремонту такие рамы почти не поддаются.

Титановые рамы считаются одними из самых лучших. Материал вобрал в себя все достоинства стали и алюминиевых сплавов. Но рама из титана — дорогое удовольствие. Такие рамы больше всего ценят любители велотуризма, поскольку велосипеды отлично разгоняются, держат скорость и не ломаются, а также равнодушны к влаге, грязи и химикатам на дороге.

Карбоновые рамы отличаются повышенной надёжностью и прочностью, а потому именно они часто встречаются на профессиональных спортивных моделях. Велосипеды получаются лёгкими, почти как титановые, прочными, не подверженными ржавчине. К минусам относятся высокая стоимость и невозможность ремонта.

Если вопрос денег для вас не важен, можно обратить внимание и на редкие материалы велосипедных рам — магний, скандий, бамбук.

Тип переднего амортизатора

Вариантов тут два — амортизатор либо есть, либо его нет. Велосипед без амортизатора поймает все кочки, камни и подарит массу неприятных минут, но на ровной дороге покажет отличную скорость, а вариант с амортизатором более приспособлен для езды по пересеченной местности.

Для спокойной городской езды можно обойтись и без амортизатора, но вот в условиях гор или полей, леса сложно представить себе езду без него. Современные горные велосипеды и их разновидности комплектуются разными амортизаторами. Есть варианты, когда устройство размещено только на переднем колесе, есть двухподвесы — с амортизацией спереди и сзади.

Пружинные амортизаторы говорят за себя сами — эффект подавления толчков от неровностей достигается благодаря обычной пружине. Встречаются на самых недорогих моделях и довольно редко. Чаще используются пружинно-эластомерные амортизаторы. Их можно встретить на любительских моделях начального уровня. Пружинно-масляный амортизатор — отличный выбор для тех, кто планирует кататься зимой, ведь масло лучше сохраняет качество в холодных условиях. Воздушно-масляные – самые лёгкие амортизационные системы. В них пружина отсутствует как вид, есть только масло и воздух.

Тормоза

Хорошие тормоза — залог вашей безопасности. Чаще всего современные байки оснащаются ободными тормозными системами — торможение достигается путём воздействия на обод колеса. Среди таких тормозов более качественными считаются Campagnolo и Shimano.

Дисковые тормоза считаются более быстрыми и точными, торможение достигается путём сжатия специального диска тормозными колодками. Они бывают гидравлическими и механическими. Могут быть установлены только спереди или и спереди, и сзади.

Дисковые дают более плавное торможение, чем ободные, реже ломаются и почти не нуждаются в каком-то специальном уходе.

Ободья

Размер обода и его высота задаются производителем. Ширина говорит о наличии нескольких стенок. Высота говорит об устойчивости обода к возможной деформации на кочках и ямах. Соответственно, для фрирайда применяют более широкие и высокие ободья, чем для размеренного городского катания.

Если на велосипеде установлены дисковые тормоза, то вопрос выбора ободьев вообще не стоит как важный. Но если тормоз ободной, важно, чтобы он был выполнен качественно, например, из алюминия с плоской стенкой.

Тип покрышек

Если кататься предстоит по ровной дороге или треку, то отдавайте предпочтение покрышкам типа «слик» – простым, без протекторов. Но они могут не справиться с торможением на мокрой дороге. Для поездок по грунтовке, бездорожью и кросс-кантри больше подходит «полуслик» – покрышка с протекторами по бокам.

Для катания по грязи и гравию, а также горного катания выбирайте грязевые покрышки. Можно остановить выбор на универсальном варианте — резине, укреплённой углеродным волокном. Бескамерные покрышки подходят для специальных ободьев с большой высотой. А для спортивного катания идеальны велотрубки — покрышки повышенной прочности.

Если планируется кататься зимой, стоит присмотреть специальные зимние шины с глубоким протектором.

Диаметр и материал колёс

Диаметр колёс находится в диапазоне от 20 до 36 дюймов. Самые маленькие — варианты для детских велосипедов. 24 дюйма — подростковые велосипеды и модели для фрирайдеров. 26 дюймов — популярный и распространённый тип колёс для городских байков. 27 дюймов — шоссейный размер. 28 дюймов — гибридный и внедорожный. 29 дюймов — горные велосипеды, но не все.

Спицевые колёса считаются более долговечными и предпочтительными, чем дисковые.

Учитываем возраст и рост велосипедиста

При выборе велосипеда важно учитывать рост и возраст райдера.

Детские велосипеды

Если рост ребёнка до 85 сантиметров, ему больше подходят детские модели с колёсами до 12 дюймов, но как только его рост превысит метр, можно подбирать велосипеды с колёсами от 12 до 16 дюймов. Ограничение веса для детских байков — 20 килограммов.

Подростковые

Подростковые модели представляют собой уменьшенные версии взрослых, ростовка начинается от 135 сантиметров. Примерно с 15 лет ребёнок может переходить на взрослую модель.

Взрослые

При очном выборе нужно просто примерить раму на себя. Для этого одну ногу нужно перекинуть через раму, упираясь в седло спиной. Если от рамы до промежности около десятка сантиметров свободного пространства, велосипед вам подходит. Учитывайте вес собственный и вес груза, оставляйте запас на случай внезапного увеличения нагрузки на раму при скачке с бордюра, например.

Комплектация

Обратите внимание на комплектацию — важно, чтобы в комплекте были шестигранники, которые помогут вам собрать велосипед. Некоторые модели дополнительно комплектуются крыльями, звонком. А вот сумки и бортовые компьютеры при желании придётся ставить отдельно.

Ищем возможность тест-драйва

Не упускайте возможность не только примерить транспорт по росту, но и прокатиться на нём хотя бы несколько метров. Это даст почувствовать его особенности и сделать окончательный выбор.

Обзор популярных моделей и производителей

Выбрать качественный и надёжный велосипед будет несложно, если знать наименования лучших брендов:

  • GT;
  • Merida;
  • Stels;
  • Specialized;
  • Cube;
  • Giant;
  • Author;
  • Forward;
  • Schwinn;
  • Trek.

Все эти производители гарантируют отменное качество, в линейке каждого есть модели для детей, подростков, взрослых.

Распространённые ошибки

Ошибок при выборе велосипеда может быть две — попытка купить понравившуюся модель в подарок в качестве сюрприза без личного участия того, кому предназначен дар, и попытка купить байк дистанционно по внешнему виду. В первом случае можно прогадать с ростовкой, во втором — получить «кота в мешке».

Техническое обслуживание

Для того чтобы ваш байк был на гарантийном обслуживании, делайте покупку в сетевом официальном магазине производителя, удостоверьтесь в наличии правильно заполненного гарантийного талона.

Руководство по эксплуатации

Внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед началом использования. Помните, что велосипед нуждается в правильном уходе, предусмотренном производителями.

Безопасность

Ни один велосипед нельзя считать полностью безопасным устройством, а потому позаботьтесь о защите — шлем из углепластика или пластиковые наколенники и налокотники помогут избежать серьёзных травм.

Особенно это важно для детей и подростков. Также нелишним будет изучить правила дорожного движения.

О том, как правильно выбрать велосипед, смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.