Внимание

Пространственное мышление: характеристика и особенности развития

Пространственное мышление: характеристика и особенности развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Диагностика
  3. Причины нарушений
  4. Способы развития
  5. Сферы применения

Нормальный человек обычно правильно ориентируется на местности. В этом ему помогает пространственное мышление. Без этого пункта наше сознание будет считаться неполноценным. Сильно развитое пространственное мышление дает возможность без труда решать сложные геометрические задачи. Трехмерное мышление необходимо иметь людям, которые выбрали для себя такие профессии, как инженер или архитектор.

Что это такое?

Некая мыслительная деятельность, которая помогает создавать человеку пространственные образы, называется пространственным мышлением.

Если говорить простыми словами, люди, которые могут с легкостью ориентироваться на местности и не пользоваться различными картами, имеют развитое визуальное-пространственное мышление.

Нужно знать, что пространственный интеллект зависит от способностей, которые приведены ниже:

  • если вы умеете выстраивать в сознании пространственные образы, то это является пространственным интеллектом;
  • если вы умеете мысленно переставлять изображения, то у вас развито пространственное мышление.

В сознании человека, обладающего вышеперечисленными качествами, вся местность видится объемно, т. е. такой индивид может воплотить в своем уме схему того места, которое представляет для него интерес. Например, проводники, которые легко передвигаются по труднодоступным местам, обязательно обладают такими навыками.

Пространственное мышление – это разновидность образного мышления.

Пространственное мышление имеет графическую основу, поэтому здесь важную роль играют зрительные образы.

    Когда происходит переход одних зрительных образов к другим, возникает одна цельная система изображения.

    Если индивид может мыслить в этой системе, он наделяется особым даром, позволяющим ему ориентироваться во многих жизненных ситуациях. Нужно учитывать, что пространственное мышление формируется намного раньше образного мышления. Хотя считается, что эти понятия неразделимы и могут подменять друг друга.

    При создании пространственного образа преобразованию подвергается основа наглядности. Когда происходит оперирование образом, то уже созданный образ способен видоизменяться. Значит преобразование образов заложено в различных стадиях онтогенеза.

    Сенсомоторное отображение развивается на протяжении всей жизни индивида. Начинается этот процесс тогда, когда у ребенка откладываются в памяти реальные объекты. Так ребенок получает представление о мире. Позже в подростковом и юношеском возрасте это направление сменяется миром понятий.

    В психологии принято уделять особое внимание росту образного мышления. Развитие пространственных навыков у детей является чуть ли не основным направлением в педагогике.

    Благодаря правильной работе специалистов у малышей быстро развивается пространственное мышление, а вместе с ним появляются способности в математике и в гуманитарных науках.

    Недаром нейрофизиологи после исследований доказали, что в самом раннем детстве специфические области мозга развиваются быстро. Тот ребенок, который получил обучение по специальной программе, способен удерживать свои развитые способности долгое время и даже сохранить их на всю жизнь.

    Диагностика

    Начнем с того, что можно самому диагностировать у себя наличие образного мышления. Для этого можно провести самонаблюдение. Чтобы это сделать, вам нужно применить некий самоанализ по следующим пунктам.

    • Встаньте в комнате, где есть большое зеркало. Попробуйте посмотреть в него и разобраться в зеркальном отображении комнатных предметов.
    • Попробуйте представить пустую комнату, а потом расставьте в ней предметы, которые собираетесь туда поместить. Затем мысленно поверните комнату на 90 градусов. При этом все вещи должны оставаться на тех местах, где вы их установили в первый раз.
    • А вот еще одно задание. Ответьте себе на вопрос: «Вы сможете по максимуму загрузить автомобильный багажник?»
    • Многие зачастую выезжают на отдых в незнакомые места. Попробуйте представить одно из таких мест и мысленно перенесите расположение объектов на карту.
    • Если вы водите автомобиль, то должны знать, умеете ли вы правильно парковаться, а именно, рассчитывать габариты того места, куда собираетесь поставить свой автомобиль.
    • Самый простой метод, который подойдет всем. Посмотрите на картину, затем закройте глаза и попробуйте описать то, что на ней изображено. А затем поверните это изображение в другую сторону (можно перевернуть сверху вниз). Все элементы картины должны при этом оставаться на своем месте.

    Проделав вышеуказанные задания, вы можете сказать о том, развито ли ваше образное мышление или нет. И еще один интересный факт.

    Женщины лучше могут ориентироваться в небольшом пространстве, а мужчины отличаются способностями в пространственном мышлении. Поэтому считается, что мужчины лучше ориентируются на открытой местности, а женщины могут без труда найти любую вещь в небольшом помещении.

    Далее проверьте еще раз себя на ориентацию в пространстве. Для этого ответьте также сами себе на некоторые вопросы.

    • Можете ли вы быстро определиться с системой координат?
    • Можете ли вы примерно определить расстояние, которое проходите от одной точки до другой? Например, какое расстояние вы преодолеваете, когда проходите от дома до работы?
    • Можете ли определить широту и долготу?
    • Как вы ориентируетесь в двух- или трехмерном измерении?
    • Как вы используете на практике различные географические символы, изображения, а также точки, линии и стрелки?

    Кроме того, знайте, что пространство – это взаимное расположение объектов, которые находятся в некоем отношении друг к другу. Поэтому попробуйте соотнести знакомые перекрестки, постоянно встречающиеся вам на пути. А также ответьте на вопрос: «Какой соседний регион находится от вас справа, а какой слева?»

        Взрослый человек может протестировать себя самостоятельно, а ребенку трудно справиться с таким заданием. Поэтому протестируйте дошкольника при первой же возможности по методикам, представленным ниже.

        • Можно выбрать любое животное, например, собаку. Дайте задание ребенку мысленно спрятать ее в какую-либо коробку или емкость. Предметы могут быть разными по размерам, например, стакан, холодильник, будка. Задайте наводящий вопрос: «Можно ли спрятать большую собаку в стакан?». Ответ должен быть отрицательным. Если ответ вы получите положительный, то проведите еще несколько экспериментов. После чего вы узнаете, насколько сильно развито у вашего малыша образное мышление.
        • Играя на детской площадке, попросите ребенка запомнить расположение предметов, находящихся поблизости. Затем поверните его в другую сторону и начните задавать вопросы: «С какой стороны находятся дом, скамейка, горка, качели и т. д.?».
        • А еще можно спрятать игрушки в непрозрачный мешок и попросить ребенка на ощупь определить и назвать спрятанные предметы.

        Причины нарушений

        Проблемы, связанные с пространственным мышлением, могут быть разными. Здесь все зависит как от самого человека, так и от качества его жизни, а также от различных заболеваний.

        Даже специалисты не могут прийти к общему решению о причинах возникновения данного дефекта.

        Поэтому рассмотрим наиболее видимые и распространенные причины.

        • Если поражаются височные области мозга, то человеку трудно ориентироваться в окружающем мире из-за нарушений мышления и памяти. Данные расстройства не дают человеку выполнять привычные задания из-за того, что индивид изначально получает искаженную информацию. Поэтому он в принципе не может сориентироваться в пространстве.
        • Опухоли мозга различной направленности также могут способствовать нарушениям мыслительной деятельности.
        • Очень негативно на пространственное мышление влияют различные расстройства. Они дают толчок к минимилизации мыслительных операций. Больной на клеточном уровне не может правильно воспринимать окружение, это касается как людей, так и предметов. К таким патологиям приводят болезнь Альцгеймера или шизофрения.
        • Различные психозы не дают человеку сосредоточиться на информации. В результате он не может ее упорядочить. Его мозг не воспринимает окружающую действительность реалистично. Наблюдается разорванность мыслей, и нет связи между логикой и мышлением. Получается, здесь не наблюдается ассоциативной связи между предметами и ситуациями. Результат – это нарушение пространственного мышления.
        • Мышление здорового человека устроено таким образом, что оно ищет выход из сложившейся ситуации, опираясь на прошлый опыт. Если мышление нарушается, то происходит сбой во всей системе сознания.
        • Когда человек не может держать свои мысли под контролем. Он опирается только на те события, которые представляют для него ценность. Значит, его образное мышление нарушается.
        • Неумение абстрагироваться от окружающего дискомфорта может привести к различным депрессивным расстройствам, вследствие чего происходит нарушение пространственного мышления.
        • Различные вредные привычки, такие как табакокурение и алкоголь, снижают уровень образного мышления.

        Способы развития

          Развивать образное мышление однозначно нужно как взрослым, так и дошкольникам. Улучшить межполушарное взаимодействие помогут различные методики, разработанные специалистами. Рассмотрим упражнения, которые помогут провести коррекцию, существенно улучшающую визуальное мышление как у взрослого человека, так и у школьника, а также у подростка.

          Упражнения

          Тренировка может осуществляться независимо от вашего места нахождения. В данном случае ваш мозг будет выступать как тренажер.

          • Когда вы едете на работу и находитесь внутри автобусного салона, попробуйте выбрать попутчика, образ которого нужно будет тщательно рассмотреть и запомнить. Перед тем как заснуть, опишите человека в своем сознании. Постарайтесь вспомнить все детали в его одежде и облике. Если он что-либо говорил, то также вспомните эти слова.
          • Поставьте перед собой предмет (можно яркую детскую игрушку). Рассмотрите его внимательно. Закройте глаза и опишите предмет во всех подробностях. Откройте глаза и сравните ваше изображение с оригиналом.
          • Подумайте о животном, которое вам нравится. Представьте его мысленно и опишите в своем сознании. Затем подумайте, какую пользу или вред приносит данное существо. Если вы выбрали кошку, то представьте, как она ловит мышей, ластится возле ваших ног. Фантазируйте так, как будто вы смотрите какой-либо документальный фильм.

            Дети дошкольного возраста еще плохо воспринимают некоторые задания. Поэтому для формирования образного мышления примените другие способы.

            • Пробуем играть в перевоплощение образов. Например, ребенок изображает лисичку, а через пять минут он должен примерить на себя образ зайчика.
            • Прочтение рассказов нужно сопровождать мимическими элементами, жестикулировать и применять большое количество эмоций.
            • Необходимо просить детей, чтобы они по очереди сочиняли различные истории или сказки. Дополняйте их рассказы более красочными моментами.
            • Нужно много рисовать. Давайте задания младшим детсадовцам, чтобы они рисовали каких-либо персонажей из сказок.
            • Гуляя на улице, можно попросить детей ассоциировать облака с каким-либо героем из мультфильма или, например, найти необычное дерево и сопоставить его с вымышленным героем.
            • Загадывайте загадки.

            Задачи

            Формирование пространственных образов происходит при помощи межполушарного взаимодействия. Тогда можно решить задания геометрической направленности. Например, можно рисовать предметы, которые состоят из линий и различных фигур (куба, треугольника и т. д.).

            Занятия по перекладыванию палочек также очень хорошо помогают развить пространственное мышление.

            Попробуйте разложить спички так, чтобы получилось какое-либо животное. Уберите несколько из них и попросите ребенка восстановить изображение при помощи недостающих палочек.

            Решать тесты – это тоже занятие, которое помогает развить образное мышление. Например, можно применить следующий тест. Нарисуйте квадрат и разделите его на несколько непроизвольных частей. Выберите одну из этих частей и в точности перерисуйте на отдельный лист. Предложите ребенку найти данную часть внутри треугольника.

            Также развитию образного мышления поможет тест, который называется «Вращение куба». Нарисуйте куб и обозначьте одну его сторону буквой А. Рассмотрите, как следует изображение. После чего попробуйте поворачивать куб в разные стороны в своем сознании. Ориентиром должна выступать буква А.

            Игры «Найди зверят»

            Различные игры помогают развить пространственное мышление у детей. Попробуйте поиграть с тенями. Выйдите на улицу в солнечную погоду тогда, когда фигуры детей начинают отбрасывать тени. Рассмотрите каждую из них. Поменяйте месторасположение и снова повторите упражнение. Пусть ребята научатся определять по расположению тени расположение частей тела.

            Кроме этой простой методики есть различные конструкторы для развития.

            Строительные детали и кубики существенно развивают как моторику ребенка, так и его образное мышление.

            Можно применить различные игры. Например, игру «Найди зверят». На специальных картинках звери спрятаны так, что их сразу невозможно увидеть. Поэтому каждому участнику игры придется применить внимательность и воображение, прежде чем получится справиться с поставленной задачей.

            Сферы применения

            Прежде всего, данный вопрос должен волновать тех, кто выбирает жизненный путь. Профессии, связанные с образным мышлением, разнообразны. Нужно не ошибиться с выбором.

            Некоторые интересуются высокими технологиями и различными головоломками. Другие преуспели в рисовании и любят посещать выставки и театры. И те, и другие обладают образным мышлением.

            Вот почему нужно знать, к какому типу мышления относится ваш интеллект. Узнав это, вы можете без труда подобрать себе сферу деятельности, которая будет вам нравиться и в которой вы легко сможете сориентироваться.

            Примеров может быть множество.

            Сильно развитым пространственным мышлением обладают художники.

            Имея данные способности, они рисуют картины. В последнее время стало модным такое направление, как 3D-проектирование. Без вышеперечисленных качеств человек не сможет составить объемные изображения. В этом случае творческое воображение является основой процесса.

            Умением оперировать пространственными образами обладают и математики. Чтобы представить объект и рассчитать его параметры, нужно научиться перемещать геометрические фигуры в уме с особой точностью. Только после этого можно сделать правильные расчеты.

            То же самое можно сказать и о тех, кто занимается геофизикой. Им нужно представить, как двигаются тектонические плиты. Но не стоит думать, что образное мышление свойственно только людям, которые занимаются точными науками. Доктора, а именно нейрохирурги, в обязательном порядке должны знать и представлять строение мозга. Иначе они не смогут сориентироваться во всех его областях.

            Только так врачи могут спасти жизнь человеку, т. к. без специальных методов и знаний ничего не получится. А эти знания подкрепляются способностями.

            Творческие люди также должны обладать образным мышление. Например, писатель никогда не сможет создать рассказ, если в своей голове он не нарисует полную картину происходящего. Только после этого он сможет описать сюжет и перенести его на бумагу. Для образного мышления обязательно нужна фантазия.

            Комментариев нет
            Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.