Top.Mail.Ru
Гитара

Лады на гитаре

Лады на гитаре

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Обзор видов
  3. Материалы
  4. Советы по выбору
  5. Лучшие бренды
  6. Расположение
  7. Как правильно зажимать?

Лады на гитаре – это важные детали грифа инструмента, без которых играть и особенно учиться на гитаре было бы очень трудно. Однако не стоит путать лады грифа струнных инструментов с ладами (фригийский, лидийский, диатонический и так далее), имеющими отношение к музыкальной теории и законам гармонии, благодаря которым сложились самые различные звукоряды, тональности и национальные особенности музыки. Ниже рассмотрим, что же это такое на самом деле – лады на гитаре, для чего они нужны, их виды, материалы и прочее.

Что это такое?

Если посмотреть на гриф гитары, можно увидеть, что он разделён на несколько частей узкими поперечными планками. Часть грифа от любой планки до соседней как раз и считают ладом. Сами планки называются правильно «металлическими порожками», хотя нередко их тоже называют «ладами».

Количество ладов на грифе зависит от модели инструмента:

  • на классической гитаре стандартно сложилось 19 ладов, хотя встречаются экземпляры с 18 порожками;
  • на электрогитаре и «акустике» их количество варьируется от 22 до 27;
  • на бас-гитаре традиционно от 21 до 24 ладов, но бывают модели и с 26-27 металлическими порожками.

Все лады имеют свои номера, а начинается их отсчёт от головки грифа. Таким образом, первым ладом в общем понятии (как части грифа) является площадка от верхнего нулевого порожка, который чаще всего выполняется либо из эбонита, либо из дерева, до первого металлического порожка.

Номера ладов на гитаре обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV и так далее). Металлические порожки также имеют свои номера начиная от первого, находящегося на грифе гитары после нулевого. Нулевой порожек имеет среди гитаристов устоявшееся название «верхнего». Он расположен на границе головки и тела грифа. Имеется ещё и нижний порожек. Он находится на корпусе гитары – там, где струны крепятся к подставке. Расстояние от верхнего порожка до нижнего называется мензурой инструмента, и является, по сути, длиной колеблющихся струн (измеряется в миллиметрах). Металлический порожек – это пластинка особой формы, выполняемая из различных металлов. Она врезается в накладку грифа и слегка выступает над её поверхностью. Её предназначение – служить точкой опоры для прижатых струн, являясь тем самым средством сокращения их длины, за счёт которого происходит изменение звука на строго рассчитанную высоту в сторону её повышения.

Кроме того, музыканту стоит лишь запомнить ноты, которые будут звучать при прижатии струн на том или ином ладу, чтобы найти нужные при игре по нотам или в процессе обучения. На правильно настроенной гитаре одни и те же звуки всегда находятся на том ладу и струне, где им и предназначено выбранным строем инструмента. То есть лады значительно облегчают обучение и исполнительскую технику игры на гитаре. Конечно, имеются модели гитары с безладовыми грифами (по подобию грифов виолончели или скрипки), но на них и играть сложней.

Учитывая тот факт, что гитара и так довольно сложный музыкальный инструмент в плане обучения и исполнительства, безладовые гитары делаются считаными экземплярами, чаще всего на заказ. Можно считать, что безладовыми в основном бывают только бас-гитары.

Обзор видов

Гитарные лады делятся на несколько разновидностей по материалу, форме и размерам. Но прежде чем вести рассказ о видах, необходимо разобраться в конструкции ладового порожка инструментов, имеющих 6 струн. Он представляет собой длинную металлические пластину, состоящую из таких частей:

  • стержня, который и врезается в накладку грифа;
  • зубцов на стержне, являющихся, по сути, крепёжными элементами (распорками) стержня в ладовых пазах, так как не дают порожку выскользнуть из них;
  • кроны – рабочей части порожка, возвышающейся над поверхностью накладки грифа (именно её видно снаружи, всё остальное скрыто в ладовом пазе).

Профиль лада с его торца напоминает гриб, имеющий шляпку (крона) и ножку (стержень) с утолщениями посередине (зубцы). Встречаются и другие формы головки лада – пирамидальные, с асимметрией.

Теперь можно вернуться к разновидностям ладов. Сначала рассмотрим, какие формы и размеры могут иметь металлические порожки. По этому признаку выделяются низкие, медиум джумбо, джумбо, высокие и тонкие, а также просто высокие. Кратко охарактеризуем эти виды.

  • Низкие. Эти разновидности ещё называют винтажными, а отличаются они своей невысокой кроной, если сравнивать с другими моделями изделия (то есть незначительно выступают над поверхностью накладки грифа). Ширина кроны – средняя. Такие лады устанавливались в основном на старых моделях гитар, но встречаются иногда и на новых инструментах. Высота крон таких изделий составляет по стандарту в пределах 0,04-0,05 дюйма, а ширина – от 0,1.
  • Медиум джумбо. Далее по размерам следует группа изделий, имеющих крону чуть выше и шире предыдущих – низких – порожков. Подходят для игры на гитаре в любых стилях.
  • Джумбо. Эти изделия очень нравятся тем гитаристам, которые любят технику игры на гитаре соло. С виду имеют довольно широкие и высокие кроны (больше предыдущих групп).
  • Высокие и тонкие. По высоте эти порожки ещё немного выше изделий джумбо, но по толщине – значительно тоньше (примерно на 1/4). Их выбирают представители акустических и электрогитар, играющие преимущественно на высоких скоростях, а также в технике свип и тэппинг.
  • Высокие. Отдельная группа, отличающаяся высокими и широкими порожками. Стандарта особого не имеют, но их высота примерно равна изделиям предыдущей группы (высоких и тонких), а ширина – порожкам группы медиум джумбо или джумбо. Можно сказать – лады для любителей высокой постановки струн.

Материалы

Рассмотрим материалы, используемые для изготовления металлических ладов:

  • нейзильбер;
  • латунь;
  • бронза;
  • «нержавейка».

Среди них самым распространённым материалом является нейзильбер – сплав меди, никеля и цинка. Самым дорогим является бронза, но цена компенсируется долговечностью материала. По долговечности с бронзовыми порожками конкурируют изделия из нержавеющей стали.

По стоимости наиболее дешёвые – латунные порожки, но они быстро изнашиваются.

Советы по выбору

Сразу стоит отметить, что материал ладов абсолютно не сказывается на звучании музыкального инструмента. На звук имеют влияние форма кроны, её ширина и высота. Для начинающих можно рекомендовать следующие моменты по поводу порожков как для ремонта своей гитары, так и при выборе нового инструмента:

  • для игры аккордами лучше искать винтажные лады или медиум джумбо (легче зажимать аккорды);
  • для игры ритма на электрогитаре – винтажные, медиум джумбо и джумбо;
  • для соло-гитары лучше подходят джумбо, высокие и тонкие;
  • игра на высоких скоростях и специальной техникой предполагает высокие и тонкие порожки.

Но для учёбы в любом направлении лучше всего подобрать гитару с невысокими и широкими кронами – легче менять позиции и зажимать струны. Самый ходовой материал – нейзильбер: недорогой, довольно прочный и приличный с виду.

Лучшие бренды

Из мировых производителей порожков выделяются:

  • Fender;
  • Dunlop;
  • Gibson;
  • Jescar;
  • StewMac.

Но новичку лучше не думать о брендах, а выбирать удобные гитары для себя. Главное, чтобы на инструменте удобно зажимались струны, не было заусенцев на металле и лишних выступов как сверху, так и с боков грифа, не дребезжали струны.

И не так важно, какой производитель поставляет лады для замены старых или в мастерские по изготовлению музыкальных инструментов. Все они придерживаются стандартов по материалу и размерам, вряд ли у разных компаний значительно будут отличаться одни и те же модели изделий.

Расположение

Расстояние от лада до лада – это забота производителя инструмента, а не музыканта. Для гитариста важно подобрать для себя гитару по возможностям – как физическим с учётом анатомических особенностей индивидуума, так и по материальным и духовным. Последнее означает желание игры в том или ином стиле.

Отсюда выводы:

  • для детей и подростков до 10-12 лет нужен инструмент небольшого размера, имеющего подходящее для длины их рук и пальцев расстояние между ладами;
  • полноразмерную модель гитары следует приобретать всем остальным возрастным категориям учащихся.

Нужно учитывать, что расположение порожков друг от друга на грифе не является одинаковым: самое большое расстояние на первом ладу (от нулевого до первого металлического). Далее каждый раз расстояние уменьшается. Поэтому нужно ориентироваться именно на возможность игры ребёнка на первых ладах (в первой позиции). В ином случае следует отказаться от предлагаемого инструмента, либо приобрести в комплекте с ним каподастр, с помощью которого на первых порах ограничить длину грифа в пределах досягаемости для ребёнка.

Однако каподастр считают первым врагом порожков (быстро изнашиваются), поэтому рекомендуется чаще менять лад, на котором его использовать (например, одно время на 5 ладу, затем на 3 и так далее).

Как правильно зажимать?

Струны зажимаются между порожками. При этом зажимать лучше как можно ближе к порожку, к которому и производится прижатие струны. Во всяком случае – во второй половине межладового пространства. Такое положение объясняется несколькими причинами.

  • На инструменте с широкими порожками прижатие струн вдалеке от порожка может вызывать их дребезжание. Виной этому является широкая площадка кроны, о которую «бьются» колеблющиеся струны. На узких либо пирамидальных ладах этого не отмечается.
  • Возможны неточности звукового воспроизведения той или иной ноты из-за слабого натяжения струны.
  • Требуется излишнее напряжение пальцев и кисти руки для зажатия струн на относительно дальнем расстоянии от лада.

На самих порожках или же впритык к ним также зажимать струны не рекомендуется, во избежание их «перетяга», вследствие чего появляются неточности звуков (или так называемые бенды). Особенно это актуально у инструментов, оснащённых узкими порожками на грифе. Классические гитаристы прижимают струны на ладах исключительно кончиками (подушечками) пальцев, кроме приёма баррэ, который предполагает одновременный их зажим в основном указательным пальцем поперёк грифа. Но и здесь нужно стараться производить прижатие ближе к порожку.

Рок-гитаристы действуют несколько иначе – у них нередко один из пальцев может зажимать сразу от двух до трёх струн. Чаще всего при этом используются первый и третий пальцы (игра ритма квинтаккордами). То же самое относится и к музыкантам, играющим в стилях фингерстайл, джаз, блюз и кантри.

1 комментарий
0

Спасибо, мне очень помогло это...😊

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.