Мании

Игромания: типы и способы борьбы

Игромания: типы и способы борьбы

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Разновидности
  3. Признаки
  4. Причины возникновения
  5. Стадии
  6. Способы лечения
  7. Возможные последствия
  8. Профилактика

Игромании подвержены люди всех возрастов. Социальный статус, воспитание, профессия, хобби и окружение на вероятность развития игровой зависимости не влияют. Игромания долгое время считалась просто вредной привычкой, но потом она была внесена в перечень психических болезней, зависимостей, которые можно и нужно лечить.

Особенности

Игроманией в широком смысле слова называют любую патологическую зависимость от игрового процесса. Это касается и азартных игр, и видеоигр, и игр на биржах. Поэтому существует несколько названий для обозначения одной проблемы — гемблинг, лудомания. Игромания – одна из самых распространенных в мире человеческих зависимостей, она уступает лидерство лишь таким вредным привычкам, как алкоголизм и зависимость от наркотических веществ. Но подвох кроется в том, что вредные привычки любят группироваться, а потому игроманы нередко страдают и алкоголизмом, и наркоманией.

Игровая зависимость относится к нехимическим видам зависимости. Выражаясь медицинским языком, это аддикция, которая сопровождается всепоглощающей страстью человека к игре. Долгое время это не считалось болезнью, но последние десятилетия заставили медиков пересмотреть свое отношение к проблеме — количество зависимых от игры выросло в несколько десятков раз и стало понятно, что пора вмешаться науке и медицине. Распространенность игромании оценивается ВОЗ как эпидемическая.

Появляются все новые игровые приспособления, массовые видеоигры, в которые оказываются втянутыми миллионы людей. Меры по ограничению игровых автоматов и казино помогают, но не настолько хорошо, как казалось поначалу — игроманы перебрались в интернет и свободные игровые зоны, где азартные игры разрешены, а также махровым цветом процветают нелегальные казино и игровые залы.

Игромания видоизменилась, теперь материальный выигрыш – не главный стимул игрока. Зависимость развивается и от игр, которые, вообще, не подразумевают выигрыша – людей затягивает сам процесс.

Игроман существенно ограничен в мировосприятии. Его область интересов очень узка, он почти постоянно находится в тревожном состоянии, смещается важная для нормальной человеческой жизни система координат ценностей — семья, дети, здоровье, профессиональная реализация уходят на второй, третий и четвертый планы. Первое место в жизни игромана занимает игра.

Те, кто не считает игровую зависимость болезнью, заблуждаются. Игромания официально внесена в МКБ-10 в качестве психического заболевания под шифром F 63.0. Тот факт, что это самая настоящая болезнь, признан врачами всего мира.

Игра — важный познавательный процесс, помогающий детям осваивать законы мироздания, а потому любовь к игре в целом у каждого человека в крови. Особенности игромании заключаются в том, что у человека происходит определенный «перекос» – игра, которая сама по себе вреда причинить не может, становится самой важной составляющей жизни. Дело в том, что в момент игры человек может ощутить сильные эмоции, которые в повседневной жизни ему недоступны. Поэтому поиграть во что-то после трудовой недели, например, не возбраняется для эмоциональной «разрядки». И многим, действительно, удается даже периодически играть в азартные игры, не втягиваясь в них до патологической зависимости.

В случае с игроманами все иначе. Они не в силах побороть болезненное пристрастие, которое вытесняет все остальные желания и ценности, обесценивая сам смысл жизни человека. Механизмы игромании очень похожи на механизмы алкоголизма — человек не может подавить в себе непреодолимое желание, ощущая синдром отмены фактически на физическом уровне. Он неспособен критически относиться к себе, к своим поступкам, не контролирует их и не может здраво оценивать окружающую обстановку. Играть человек в приступе неконтролируемого желания садится в любое время, не оценивая трезво своих временных и финансовых возможностей, не оглядываясь на нужды семьи, собственные нужды. Игра для него завершается тогда, когда приступ проходит. И до следующего приступа он способен критично смотреть на свои поступки. А следующий приступ обязательно случится. Поэтому игроманию считают хроническим психическим заболеванием, склонным к рецидивам и прогрессированию (приступы со временем становятся чаще и сильнее).

Какой бы ни была великой сила воли у человека, он неспособен волевым усилием воздействовать на свои порывы включиться в игровой процесс.

Социологи обратили внимание, что в наиболее благополучных странах уровень игромании у взрослых ниже, чем в странах с нестабильной экономикой и другими проблемами (0,4% против 7%). Например, в Канаде уровень распространенности игромании не превышает 1,5%, а в России и на территории бывших стран СНГ — от 3,5%. Дети и подростки, вне зависимости от страны проживания, страдают игроманией в два раза чаще взрослых.

Разновидности

Игровая зависимость имеет несколько форм. Все они опасны не только для здоровья, но и для жизни человека. Классификация основана на типе игр.

    Азартные игры с материальным стимулом

    Это казино, игровые автоматы, интернет-казино, карточные игры, рулетка и так далее. Такие игры имеют древнюю историю. Но первое казино было открыто в Венеции в XVII веке. С тех пор игорные дома распространились по всему миру, а теперь присутствуют и в виртуальном пространстве.

    Азартные игры привлекательны для человека тем, что они позволяют ему пережить такой накал страстей, который ему просто негде получить в его обыденной жизни. К тому же важным фактором, провоцирующим развитие зависимости, является перспектива обогатиться, сорвать куш, заработать легкие деньги или иные ценности.

    Азартные игры занимают первое место по количеству зависимых игроков в мире.

    Компьютерные игры и игры онлайн

    Игровая индустрия предложила человечеству нечто большее, чем просто возможность выиграть деньги. Она предложила ему альтернативный новый мир, в котором каждый может стать тем, кем хочется. Это ли не мечта, не утопия? В результате количество игроманов, зависимых от видеоигр, за последние годы стремительно выросло, и сегодня этот тип зависимости распространен почти так же, как патологическая зависимость от азартных игр, и материальное вознаграждение уже не является стимулом для игроков.

    Самую сильную зависимость, по данным медиков и ученых, вызывают сетевые игры, особенно MMORPG. После нескольких случаев, когда люди (в том числе и дети) умирали от истощения, отсутствия сна во время многодневной игры. ВОЗ признала такой тип зависимости болезнью и включила в МКБ-11 (классификатор придет на смену МКБ-10 в начале 2022 года).

    Этот тип зависимости развивается из-за неудовлетворенности реальным миром, неустойчивости психики, желания реализоваться при отсутствии возможности или желания сделать это в реальности. В виртуальном пространстве легко быть героем, не умирать, воскресать, побеждать, преодолевать, достигать высот и даже править галактиками. При этом создатели игр позаботились и о вознаграждении, как стимуле — большинство игр имеют цикл, предусматривающий получение игроком некоторых нематериальных наград за пройденные уровни и достижения, и это стимулирует человека продолжать игровой процесс.

    Современные исследователи игровой зависимости утверждают, что развиться патологическая мания может из-за чрезмерного увлечения любой игрой. В 2018 году был опубликован перечень игр, которые чаще всего вызывают сильнейшую психическую зависимость, которая нуждается в квалифицированной медицинской помощи:

    • Dota-2;
    • Madden;
    • Grand Theft Auto V (GTA);
    • Minecraft;
    • EverQuest;
    • The Sims;
    • World of Warcraft;
    • Pokemon;
    • World of Tanks.

    Этот перечень далеко не самый полный. Новые игры появляются практически ежедневно, обретая миллионы поклонников, среди которых обязательно встречаются и те, у кого формируется стойкая хроническая зависимость.

    Лотереи, тотализаторы, финансовые биржи

    Можно сколько угодно утверждать, что такие увлечения не игра, не зависимость и не болезнь. Но факт остается фактом. Чрезмерное увлечение лотерейными билетами, спортивными ставками, игрой на разнице валют или стоимости акций также считаются разновидностью игромании.

    Организаторы лотерей и тотализаторов нисколько не озабочены финансовым состоянием игроков. Их волнует собственная прибыль. А вот играть в лотереи и делать ставки людей заставляет, как ни странно, вера в чудеса. Еще в детстве нам рассказывают сказки, в которых что-то случается чудесным необъяснимым образом, и главные герои, испытавшие лишения и горе, внезапно становятся счастливыми и богатыми (сказка о щуке и Емеле, о лампе Аладдина и другие).

    Чаще всего таким видом зависимости страдают далеко не богатые люди. Хронические патологические «лотерейщики» – это люди, уровень жизни которых ниже среднего, по оценкам социологов. Они готовы отдать последние гроши за лотерейный билет, надеясь найти там свою «лампу Аладдина». Примерно таков же среднестатистический портрет завсегдатая тотализаторов.

    Спекуляции на валютных и фондовых рынках требуют определенных навыков. И тут зависимость развивается у определенных людей — хорошо разбирающихся в математике, теории вероятности, политике, экономике, довольно образованных. По сути, это обычная азартная игра, хоть и представляют ее «работой ума». От человека и его умственных способностей, как ни странно, на фондовом рынке не так много зависит.

    Ситуация усугубляется тем, что сегодня многие такие площадки в интернете не только предлагают человеку бесплатное обучение, но и готовы даже предоставлять кредиты на дальнейшие ставки. Очень быстро игрок попадает в тяжелую финансовую кабалу, выбраться из которой ему опять же предлагают при помощи перекредитования и дальнейшей игры. Долг растет, повышается вероятность полного банкротства и всех негативных последствий, из этого вытекающих, включая серьезные психические расстройства, дезадаптацию в обществе и попытки суицида.

    Признаки

    Поведение игромана довольно характерно. В целом оно мало чем отличается от поведения алкоголика или наркомана, поскольку и при химических, и при нехимических аддикциях симптомы у человека примерно одинаковые.

    Круг интересов человека с игроманией узок. И даже, если раньше он увлекался чтением, путешествиями, много общался, участвовал в археологических раскопках и брал уроки фехтования, то с наступлением игровой зависимости все интересы утрачивают привлекательность, остается только интерес к игре. Это легко понять, пообщавшись с человеком — особое удовольствие ему доставляет обсуждение деталей игры, его опыта, тонкостей и секретов. Другие темы, не касающиеся игрового процесса и всего, что с ним непосредственно связано, воспринимаются с раздражением или крайне невнимательно.

    Игроман перестает общаться со своими старыми приятелями, перестает уделять внимание членам семьи и себе самому, может забывать помыться, поесть, пообедать. Он пренебрегает обязанностями и делами, требующими его участия, поскольку все это отвлекает его от игрового процесса. При любой возможности он играет. Если возможности нет (отключили свет, нет интернета, сломался компьютер и так далее), игроман сильно нервничает, он раздражен, может срываться на близких, кричать. При этом он может проявить чудеса изобретательности только для того, чтобы в кратчайшие сроки отремонтировать компьютер, починить электричество, чтобы процесс игры снова стал возможен.

    Если обстоятельства требуют прервать игру, уже через короткое время человек начинает испытывать сильнейшее беспокойство и тревогу, ему необходимо вернуться в игру. Тяга эта такая же сильная, как и тяга алкоголика к стакану спиртного, наркомана — к очередной дозе запрещенного вещества. Медики обратили внимание, что у 95% игроманов со стажем симптомы отмены в случае лишения человека возможности играть идентичны клиническим симптомам абстинентного синдрома:

    • резко снижается настроение;
    • появляется головная боль разной интенсивности;
    • нарушается сон, появляется бессонница;
    • человеку крайне сложно на чем-то сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание;
    • появляются «пробелы» в памяти, чаще – в кратковременной (человек не может вспомнить, что он утром ел на завтрак, что делал вчера вечером);
    • могут появиться мышечные боли и тремор конечностей и губ.

      Получив доступ к игре, человек с таким расстройством не может самостоятельно остановиться ни после серии проигрышей, ни после выигрыша. В периоды «просветления» игроман прекрасно понимает, что его увлечение наносит вред и ему, и окружающим, а потому сам для себя может принимать решения никогда больше не играть. Но это решение почти никогда не воплощается в жизнь, ведь находится масса причин, по которым человек снова и снова садится за компьютер или идет в игорное заведение.

      Психиатры считают игроманию очень сложным и стойким нарушением, поскольку его постоянно поддерживают особые ошибки мышления. Тактические ошибки способствуют возникновению состояния, близкого к состоянию транса. В нем человек уверен, что ему все по плечу, что «сегодня точно повезет, я знаю», что «только выигрыш поможет мне вернуть долги». Стратегические иррациональные ошибки в процессе мышления провоцируют позитивное отношение человека к своей зависимости — он понимает, что зависим, но оправдывает это массой причин. Такие убеждения обычно звучат так: «Деньги решают все, открывают любые двери», «Все покупается и продается». При этом человек, конечно, не удовлетворен тем, что имеет, но постоянно мечтает о том, как изменится его жизнь и он сам, когда ему наконец-то удастся сорвать крупный куш.

      Поведение игромана всегда циклично. Он довольно предсказуем, достаточно знать последовательность фаз и их симптомы.

      • «Светлый период» (период воздержания) — человек отказывается от игры, может признавать нецелесообразность дальнейшего увлечения процессом, испытывать чувство вины.
      • Период фантазий и проекций — появляются мысли об игре, их интенсивность нарастает, начинает проявляться беспокойство, рассеянность. Мысленно человек уже играет и выигрывает, прокручивает в голове событие свой победы. В этот период возможно повышенное сексуальное влечение, появляется потребность что-то делать, при этом часто игроман загружает себя совершенно бесцельной работой «ради работы».
      • Период принятия решения — мысли об игре достигают навязчивого характера, появляются признаки депрессии, непреодолимого эмоционального влечения. Зависимый может срываться, кричать без повода, он сильно раздражен по мелочам. Игроман на этой стадии ищет повод для игры.
      • Период отказа от решения — очень опасный период, когда человек испытывает иллюзию относительно своей силы воли. Ему кажется, что он смог победить тягу сыграть еще разок. Это лишь иллюзия, обман. Зависимый несколько расслабляется и планомерно вступает в следующую фазу.
      • Период реализации — получена зарплата, поссорился с близкими, появилось много свободного времени. Повод на самом деле может быть любым или его может не быть вообще. Решение реализуется. Человек вступает в игру. Появляется состояние транса, описанное выше (в среднем может длиться от 4 до 15 часов). Он счастлив, он верит в свои силы, он переживает сильные эмоции.
      • Период возвращения в реальность — наступает сразу после того, как эмоциональное напряжение начинает спадать. Человек осознает, что произошло, и не может объяснить себе, почему это снова произошло. Он подавлен. После этого наступает раскаяние, сожаление, и начинается снова «светлый период».

      Все повторяется именно в таком порядке. Со временем каждый период укорачивается. Чем дольше сохраняется зависимость, тем короче эти периоды, и сильнее зависимость. При зависимости более полугода человек начинает много и без особой выгоды врать, повышается конфликтность, обидчивость, снижается уровень эмпатии (игроман утрачивает способность сопереживать другим людям), появляется склонность к криминальным и преступным действиям. Работоспособность снижается, ухудшается память.

      Личность деградирует и внешне, и внутренне. Внешние проявления — неряшливый вид, грязная одежда, неухоженные волосы, руки, лицо.

      Причины возникновения

        Почему развивается игромания у детей, подростков, взрослых, однозначно ответить сложно. Существует много точек зрения, научных концепций. Опытные психиатры считают, что на вероятность развития зависимости влияют все они в большей или меньшей степени: это и стимуляция возможным выигрышем, и описанные выше ошибки мыслительного процесса. В большей мере подвержены развитию игровой зависимости люди с нестабильной психикой, увлекающиеся и даже творческие натуры, очень впечатлительные люди, тревожные и неуверенные в своих силах в реальном мире. Поскольку это описание подходит как минимум к половине детей и подростков (в силу возрастных особенностей психики), то распространенность игромании среди них по понятным причинам в несколько раз выше, чем среди взрослых.

        Предпосылки для развития болезни могут быть заложены в детстве, а могут быть приобретены позднее. Специалисты считают, что вероятность патологической зависимости выше у тех, кто привык проводить досуг за карточными играми, даже если в семье не играют на деньги.

        Позитивный и даже «геройский» образ игроков встречается в фильмах, книгах, и эмоциональное восприятие таких образов тоже может стать той невидимой точкой обратного отсчета, которая рано или поздно приведет человека в игровой зал или заставит сесть за видеоигру.

        Для большинства детей и немалого количества взрослых существование в виртуальном мире кажется более легким, более привлекательным, интересным, чем обычная повседневная жизнь, в которой ни дракона убить, ни принцессу украсть. Можно сколько угодно твердить подростку или взрослому об отрицательных сторонах игромании — долгах, потере денег, уважения, семьи, дружбы, общения, собственного «Я». Все это неизменно будет оставаться за пределами восприятия и внимания человека, предрасположенного к играм.

        Если попытаться объяснить игроманию с точки зрения биологических, биохимических и физиологических процессов, то причиной формирования зависимости является некорректная работа так называемого «центра удовольствия» в головном мозге. Воспоминания об игровой атмосфере, о победах и триумфе вызывают активизацию этого участка лимбической системы. В нормальном режиме этот центр головного мозга гарантирует, что человек испытает наслаждение, утолив жажду, поев, занявшись сексом, то есть при естественных потребностях. В случае с игроманией центр удовольствия «дает системный сбой» – удовлетворение начинает доставлять игровой процесс, в этот момент в организме каждый раз будет происходить выброс нейротрансмиттеров, запускающих реакции, аналогичные реакциям алкоголика или наркомана на стакан спиртного или дозу дурманящего вещества.

        Кто же рискует попасть в ряды игроманов:

        • люди, получившие неправильное воспитание в семье (слишком строгое или чрезмерно опекающее);
        • люди, чьи родители или знакомые играли, играют и не скрывают своего пристрастия;
        • те, кто с детства привык проводить свободное время исключительно за играми (любыми);
        • люди, страдающие вещизмом — патологическим одобрением материальных ценностей, вещей, тягой обладать ими;
        • люди, страдающие завистью к финансовому состоянию других, к материальному положению посторонних;
        • дети и взрослые, склонные к переоценке ценностей, не имеющие собственной четкой позиции в жизни;
        • дети и взрослые, склонные к депрессиям, тревожным расстройствам.

        Стадии

          В 1984 году исследователь психических отклонений у игроманов Р. Кастер предложил выделять несколько стадий этой зависимости:

          • выигрышей;
          • проигрышей;
          • разочарования.

          В первой стадии игроман играет нечасто, а иногда, вообще, редко. Примечательно, что он часто выигрывает, в связи с чем в его сознании происходит первичная ошибочная установка — о том, что он буквально всемогущий и невероятно везучий. Воображение разыгрывается, создавая радужные картины безбедного и прекрасного будущего. Ставки растут (время на компьютерные игры увеличивается), на этой стадии возможны реальные вложения денег в онлайн-игры. Оптимизм зашкаливает, и человек, сам того не подозревая, уже оказывается зависимым.

          В стадии проигрышей играть человек начинает сосредоточенно, часто — в одиночестве, он любит хвалиться своими победами и выигрышами, своей удачей и в минуты бахвальства сам верит в то, что говорит. На этой стадии он уже думает и размышляет в основном только об игровом процессе. Остановиться уже невозможно, в жизни человека появляется много лжи, меньше времени он уделяет друзьям, семье и работе. Начинается изменение личности — пропадает стыд, появляется раздражительность, человек быстро устает, не хочет общаться, если речь идет об азартной зависимости, то именно на этой стадии появляются долги и отказ платить по ним.

          Стадия разочарования связана с усугублением процесса деградации. Личная репутация, профессиональные обязанности и отношения с близкими, по сути, перестают волновать игромана, а время, которое он тратит на игры, еще больше увеличивается. Иногда его мучает совесть, но причину своих бед он обязательно находит не в себе, а в окружающих, он изводит их необоснованными обвинениями и ненавистью.

          На этой стадии человек может уйти в себя, замкнуться, начать употреблять в больших количествах алкоголь, наркотики, преступить закон. По статистике, до 14% игроманов на этой стадии пытаются совершить попытки самоубийства.

          Чтобы лучше понимать, почему игроман поступает так и не иначе, почему не может просто взять и бросить свое пагубное пристрастие, следует знать, что каждой фазе игрового цикла (воздержание — проекции и мысли — принятие решения — отказ от решения — реализация — разочарование) свойственны свои поведенческие и физиологические синдромы, которые во многом и определяют последовательное развитие стадий.

          • При влечении к игре зависимый сосредотачивается на всем, что связано с игровым процессом. На физиологическом уровне могут наблюдаться вегетативные реакции — перепады артериального давления, приливы крови, повышенная потливость. В психике происходят начальные изменения, так называемые идеаторные нарушения, сопровождающиеся навязчивыми мыслями об игре.
          • Синдром транса, который происходит во время стадии реализации решения, может сопровождаться повышением давления, давящими болями в сердце. Рациональное мышление утрачивается. Появляется прилив сил. Может продолжаться до полусуток.
          • В стадии выигрыша зависимый испытывает синдром, который так и называется — синдром выигрыша. Он может длиться от пары часов до 1-2 суток. Он связан с еще большей эйфорией, самоуверенностью.
          • В стадии проигрышей каждый синдром после поражения длится до двух дней и проявляется тревожностью, злостью, обидой, агрессией. Именно в этот момент игроманы становятся суеверными — могут просить высшие силы о помощи, молиться, проводить одним им понятные ритуалы «на удачу».
          • В стадии разочарования преобладает чувство опустошенности, усталости. На фоне депрессии и нарушений сна не исключены самые печальные последствия.

          Зная о том, какие циклы перед игрой проходит человек с игровой зависимостью, родные и близкие могут быстро научиться понимать, что будет дальше, какие поступки и действия предпримет зависимый родственник. Это знание можно использовать в предотвращении приступов, самоубийств.

          А также игровые стадии и фазы важны для лечения игромании, поскольку оно строится на определенном воздействии на человека в разные фазы его «игровой жизни».

          Способы лечения

            Несмотря на то что распознать игроманию не составляет большого труда, соответствующий диагноз должен поставить именно врач. И для этого нужно решиться на главное — пойти к медицинскому специалисту и попросить о помощи. Сделать это должен сам игроман и его родственники. Поскольку зависимый не все может оценивать объективно, зачастую именно от родственников или друзей доктор получает важную информацию для определения стадии, глубины зависимости.

            Избавиться от игровой зависимости можно и в домашних условиях, но вероятность «срыва», когда человек находится в привычной обстановке, выше, а потому рекомендуется лечить игроманов в условиях психиатрического или наркологического стационара. В интересах родственников не настаивать на том, чтобы зависимого после назначения лечения отпустили домой — тягу к игре контролировать почти невозможно, а критично воспринимать себя и реальность игроман не может. Поэтому именно стационарные условия — оптимальны для того, чтобы победить зависимость.

            Чтобы вылечить игромана, нужен комплексный терапевтический подход: прием медикаментов и непрерывная сопутствующая психотерапия. Методы, которые применяются для устранения зависимости, многочисленны — это и когнитивная психотерапия (с изменением неверных установок, тех самых «мыслительных системных ошибок»), и рациональная терапия (с исправлением ошибок мышления), аналитические занятия (с воздействием на бессознательное), а также суггестивная и гипносуггестивная психотерапия (сеансы внушения в состоянии бодрствования, транса и лечение гипнозом).

            Важно практически заново научить человека воспринимать реальность, выстраивать и поддерживать отношения с окружающими. Психология этой зависимости очень многогранна, а потому и воздействие на больного осуществляется разностороннее.

            Цель считается достигнутой, если пациент меняет установки на более реальные — понимает, что нужно работать, учиться, добиваться целей самостоятельно, а не уповать на какую-то эфемерную удачу, понимает, что он сам — хозяин своей жизни и способен достичь в ней любых высот не при помощи азартных игр или виртуальной реальности, а путем своих знаний, умений, талантов, способностей.

            Психотерапия применяется индивидуальная и групповая. Работа в группе поддержки очень важна, поскольку зависимый на примере других может увидеть свою проблему «со стороны». Чтобы устранить нарушения сна, тревогу и раздражительность, одновременно с психотерапевтическим курсом назначают курсовой прием снотворных препаратов, мощных седативных средств. Если игроман попадает в стационар уже в стадии разочарования, с выраженной депрессией и суицидальными мыслями, ему дополнительно назначают препараты — антидепрессанты. При приступах агрессии могут коротким курсом быть назначены транквилизаторы.

            После выписки из больницы пациент продолжает наблюдаться у психиатра или психотерапевта, ему рекомендуется посещение группы поддержки, при необходимости — консультации психолога, психиатра, прием назначенных медикаментов.

            Многие думают, что существует быстрая методика кодирования игромании, что доктор скажет больному пару слов под гипнозом или сделает какой-то укол – и все пройдет, как не было. Таких методов не существует. То, что называют в народе кодированием, и есть — комплекс психотерапии с медикаментозной поддержкой, и лечение почти всегда довольно длительное. Насколько оно будет удачным, зависит от того, насколько сам зависимый готов принять помощь. Вылечить зависимость можно, бороться с ней можно, но только при условии наличия собственной мотивации у пациента. Если его насильно привели к врачу расстроенные родственники, и он не намерен сотрудничать с доктором, то вероятность эффективного лечения почти минимальна.

            Очень многое в итоге зависит от близких, родных и друзей игромана, от их правильного отношения и поведения в этой ситуации. В первую очередь они должны понимать, что игромания — не плохое поведение, а болезнь. А потому никакими лекциями о том, как надо правильно жить, ситуацию не исправить. Не помогут истерики, крики, угрозы, шантаж. Мир искажен не только для зависимого, но и для тех, кто его окружает. Этот эффект называется эффектом созависимости.

            Правильная реакция — не потакать слабости зависимого, не оправдывать его и не винить в беде себя. Правильно — бороться за свое достойное существование и материальные ресурсы семьи. Родственникам придется самим взять на себя контроль за домашней бухгалтерией, за всем укладом жизни семьи. На просьбы, манипуляции, угрозы и обвинения игромана нужно отвечать только одним — твердым и решительным отказом.

            Но оставьте ему «открытую дверь» – дайте понять, что всегда готовы прийти на помощь, когда он решит покончить с пагубной зависимостью. Постарайтесь убедить его в том, что проблему можно решить, обратившись к медицинскому специалисту.

            Возможные последствия

            Обратите внимание на название болезни. В нем есть слово «мания». Как и большинство маний, игромания склонна прогрессировать и усугубляться, если человек не получит лечения. В результате его жизнь окажется разрушенной, отношения с близкими прервутся, друзья и коллеги уйдут, он останется один. Личность разрушится изнутри, деградация коснется всех ее сторон. Самая большая ошибка любителей поиграть заключается в том, что они уверены, что опасна болезнь для кого угодно, но не для них, уж с ними-то такого никогда не случится, вреда не будет. Так думает на начальной стадии каждый игроман. Исключений нет.

            Чрезмерное увлечение азартными играми (казино, автоматы, онлайн-казино, биржи и фондовые площадки) приводит к развитию психического заболевания, по статистике, в 90% случаев. В той или иной степени и стадии болезнь наступит у 9 из 10 игроков. Азартная игромания почти всегда приводит к краху карьеры — учеба или работа уходят на второй план, человек дискредитирует себя как специалист, профессионал, ученик. Неизбежны и финансовые проблемы — долги, кредиты, которые нечем платить, коллекторы, угрозы и суды.

            Не удается завсегдатаям игорных заведений и интернет-казино обычно сохранить теплые семейные отношения. Любому терпению родителей, партнера, детей есть свои пределы, а потому в большинстве случаев довольно быстро отношения заканчиваются — громко, травматично, с битьем посуды (лица), разводом и разделом имущества (если его еще не успели арестовать приставы).

            В большинстве случаев азартная игровая зависимость усугубляет существующие проблемы с алкоголем, а если их раньше не было, то они обычно появляются. Алкоголизм или наркомания усугубляют и без того неприглядное положение игромана. Вполне логичным видится и нарушение закона: многие игроманы, чтобы добыть денег на игру, идут на преступления (грабежи, мошенничество, убийство). Длительно существующая зависимость приводит к развитию сопутствующих психических нарушений, которые в один момент могут довести человека до серьезного членовредительства или суицида.

            Компьютерные игры, хоть и кажутся менее опасными, способны вызвать не меньший перечень негативных последствий, особенно для детей и подростков, психика которых не выдерживает гораздо раньше. Это чревато полным распадом личности, и тогда даже психиатры будут бессильны. Достаточно вспомнить, как подростки, забывшие, кто они на самом деле, берутся за реальное оружие и идут в свою школу или университет, где хладнокровно расстреливают, режут, взрывают не игровых ботов, а самых настоящих людей, живых, с которыми еще вчера их связывали теплые и даже дружеские отношения, любовь, привязанность.

            Утрата «Я» – это и есть самое опасное возможное последствие зависимости от видеоигр.

            Кроме него есть менее трагичные, но не менее серьезные последствия. Геймер утрачивает контакты с реальным миром, у него нет друзей, у него разрушены отношения с родителями, близкими, знакомыми. Ему неинтересна жизнь других и сам мир вокруг. Утрачиваются адаптивные способности, коммуникативные задатки и способности к обучению. В результате снижаются шансы прожить интересную и насыщенную жизнь, в которой можно по-настоящему быть героем.

            Чрезмерное увлечение видеоиграми может вызвать нарушения осанки у детей, изменение психики, снижение зрения, неврологические нарушения. Известны несколько случаев, когда игроман отказывался от еды, не находя времени для этого, боясь прервать игру, что и стало причиной смерти. А также известны случаи, когда тяга играть пересиливала даже физиологические потребности — ребенок умирал оттого, что несколько суток, проведенных в игре, не опорожнял кишечник, не пил воду.

            Профилактика

            Чтобы не столкнуться с игроманией у собственного ребенка и не создать у него психологических предпосылок для развития такой болезни в будущем, нужно четко понимать, что дети, которые в достаточной степени заняты делом, просто не могут много времени посвятить играм. А потому советы психолога для родителей, которые хотят уберечь ребенка от напасти, довольно просты.

            • Планируйте время чада так, чтобы в расписании дня, независимо от возраста сына или дочери, оставалось не более 20-30 минут на игры. Это касается настольных игр, компьютерных, мобильных приложений. Детям до 5 лет ВОЗ вообще не рекомендует играть в видеоигры.
            • Увлеките ребенка с малых лет спортом — ведь он дает возможность испытывать те самые острые эмоции, за которыми так гоняются игроманы. Спорт дает возможность быть победителем и проигравшим, чемпионом и юниором, и там тоже за достижения дают награды-стимулы. Чем не альтернатива?
            • Поддерживайте ребенка в желании общаться и сами общайтесь с родными, друзьями, приятелями и коллегами. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, вместе посещайте выставки, кинотеатры, концерты, собирайте рюкзаки в поход и на пикник.
            • Обеспечьте ребенку интересное хобби. Что бы это ни было — собирание марок или лепка из глины, увлечение должно доставлять ребенку удовольствие, и это тоже отличная альтернатива тем приятным эмоциям, которые на первом этапе зависимости испытывает игроман.
            • Правильно расставляйте свои приоритеты и тому же учите ребенка. Игра за компьютером превращается в проблему только тогда, когда ею пытаются заполнить пустоты — время, которое не занято ничем. Если даже ребенку очень нравится во что-то играть за компьютером, то просто установите жесткий дедлайн — отведите на игру не более получаса-часа в день. Этому же правилу следуйте и сами. К сожалению, все чаще родители пытаются при помощи компьютера или гаджета занять ребенка, чтобы получить время для домашних дел, для личных нужд. Делать этого категорически не рекомендуется.
            • Умейте расслабляться и тому же научите ребенка. В большей мере игромании подвержены дети и взрослые с высоким уровнем стрессовой нагрузки. И они начинают играть в качестве отдыха, расслабления, отвлечения от проблем и дел. Если научиться отвлекаться и расслабляться другими способами, то в игровом процессе не будет никакой необходимости. Нормальное естественное расслабление — это неторопливые прогулки семьей, медитации, прослушивание приятной музыки, дыхательная гимнастика, плавание, посещение бани.

            Не стоит негативно относиться к играм. В умеренном количестве виртуальная реальность может быть даже полезной, служить обучающей, развивающей функции. Игра, если она соответствует возрасту, не содержит сцен насилия, крови, может быть отличным тренингом на внимание, скорость реакции, на творческие способности и умение искать нестандартные решения. Главное — не нарушить баланс между нормой и патологией. Если из игры не сделать культа, то зависимость будет маловероятной.

            Но если вы замечаете, что ребенок слишком увлечен игрой, говорит только о ней, не стесняйтесь обратиться к психологу. Чем раньше будет оказана помощь, тем менее серьезными могут быть последствия.

            Комментариев нет
            Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.