Бонго – это два небольших барабана разного размера, объединённые в один комплект. Такой ударный музыкальный инструмент является, скорей всего, выходцем из Африки, со временем обретший популярность в провинциях Кубы и некоторых стран Латинской Америки. Бонго не является академическим инструментом, поэтому при игре на нём возможны эксперименты.
История
Точных данных о происхождении бонго не существует. Большинство специалистов склоняется к тому, что его родина находится в Африке, так как похожие барабаны появились у некоторых африканских племен ещё в XII веке.
Учитывая зафиксированный факт первого использования бонго в одной из провинций Кубы в конце XIX столетия, этот инструмент часто называют афро-кубинским. В то время бонго был востребован лишь в узких музыкальных кругах.
Сегодня такая пара барабанов нередко используется на концертах латиноамериканской музыки во многих странах.
Конструкция
Бонго представляет собой пару соединённых одноглавых барабанов малых размеров. Диаметр одного из барабанов обычно равен 18 см, а другого – 13. Но такие размеры не являются стандартом, они могут быть и другими при необходимости. Материал корпуса – дерево, металл и пластик.
Мембрана (ударное покрытие инструмента) изготавливается из кожи животных или композитных материалов. Для фиксации мембраны на корпусе используются металлические гвозди, что роднит их с африканскими барабанами конго. Низ барабанных корпусов открыт, что отличает их от африканского барабана тбилата, который также считают возможным прародителем бонго.
Интересная особенность бонго: его барабаны разделили по гендерным различиям. При этом большой барабан считается женским (эмбра), а тот, что поменьше – мужским (мачо). Женский барабан имеет более низкое звучание, чем мужской.
Во время игры бонго должен находиться между коленями барабанщика. Если музыкант правша, то именно с этой стороны (справа) нужно располагать женский барабан. Современные инструменты могут иметь усовершенствованные крепления мембраны, позволяющие более точно подстраивать инструмент на нужный тон, о чём ранее и не мечтали.
Бонго часто встречается для аккомпанемента в таких стилях, как бачата, сальса, босса-нова. Позже этот вид экзотических барабанов стали применять в регги и ламбаде. Опытные музыканты могут использовать необычное звучание бонго в разнообразной музыке. Высокий и четкий тон, ускоренный ритмический рисунок делают этот музыкальный инструмент довольно востребованным.
Как играть?
Для извлечения звука из барабанов этого инструмента используют ладони и пальцы, а иногда и деревянные палочки.
Но путь барабанщика начинается не с этого, а с выбора инструмента. Новичкам рекомендуется использовать для обучения барабаны с наименьшим диаметром. Это позволит довести технику до автоматизма с минимальными усилиями. А также понадобится стул без ручек, чтобы ничего не сковывало движения. Ноги должны располагаться под прямым углом, спина – ровная.
Сесть необходимо на край стула. Бонго располагается между коленями. Важно правильно поставить женский барабан – со стороны ведущей руки, а также физически прочувствовать, чтобы инструмент сидел плотно и комфортно.
Как уже упоминалось, инструмент не является академическим, поэтому четких правил обращения с ним просто не существует. Даже ставить бонго на колени не является обязательным правилом, можно использовать подставки в качестве альтернативы. Однако есть несколько рекомендаций, которые выработали профессионалы в результате многолетней практики.
Перед началом игры необходимо почувствовать пульс музыки, как говорится, «войти» в неё. Это воспринимается интуитивно, что приходит с опытом. Но это не ритм и не такт. Пульс необходимо отбивать на мужском барабане, ударяя ближе к краю мембраны. Такие действия называются тоном. После удара расслабленная рука должна сразу же отскакивать, тогда звук будет чистым и чётким. Этого не добиться при напряжённой руке.
При отбивании тона используется часть верхушки пальцев. Позже можно добавить вторую руку. Женский барабан имеет низкое звучание, поэтому им можно легко ставить акценты в ритмическом рисунке.
Приведём небольшой перечень основных ударов.
- С открытым тоном. Верхней частью ладони следует ударить ближе к краю мембраны. При этом пальцы должны свободно отскочить. Обертоны в открытом тоне отсутствуют. Для изменения звучания можно перемещать пальцы назад или вперед в пределах нескольких сантиметров от центра барабана.
- Шлепок. Следует слегка ударить пальцами для создания акцента. Звук будет более громким, чем при обычном ударе. После прикосновения к мембране пальцы необходимо расслабить так, чтобы они отскочили. В результате звучание будет более высоким, чем при ударе с открытым тоном.
- Каблук-носок. Необходимо комфортно расположить руку на мембране. Поочередно следует использовать основание ладони и кончики пальцев. Рука как бы раскачивается назад и вперед. При таком ударе рука всегда находится в контакте с рабочей поверхностью барабана.
- Базовый приглушенный тон. Сам удар похож на первый, но пальцы должны не отскакивать от мембраны, а оставаться на ней. При этом рука максимально расслабляется (без особых движений). Звучание будет легким, еле слышным.
Игра на бонго является творчеством. Профессионалы рекомендуют разминать пальцы перед началом, так как именно они делают основную работу. Для начала важно просто занять правильную позицию и удобно взять инструмент. Далее музыкант будет подбирать стиль игры строго под себя и ту музыку, которую хочет играть.