В нашей стране игра на баяне привлекает многих людей, желающих приобщиться к музыке. Но удивляться такому положению не следует, так как звуки этого поистине народного музыкального инструмента с прекрасным тембром очень близки душевным переживаниям – радостным или печальным – русского человека. А овладеть баяном самостоятельно обязательно смогут те, кто приложит к обучению максимум внимания, упорства и усидчивости.
Что необходимо учесть?
Новичку проще начинать учиться играть на готовом (обычном трехрядном) баяне, имеющем три ряда кнопок в правой клавиатуре. На этом инструменте освоить игру получится значительно быстрее, нежели на пятирядном профессиональном – готово-выборном – инструменте.
Кроме того, у первого в аккомпанирующей (левой) клавиатуре те или иные аккорды звучат при нажатии пальцем всего одной кнопки. А у готово-выборной модели любое трезвучие можно получить таким же способом, как и на правой клавиатуре – выборно (то есть одновременным нажатием нескольких кнопок разными пальцами). Каждая кнопка здесь издаёт только один звук. Правда, аккомпанирующую клавиатуру готово-выборного баяна с помощью регистра можно переключить в положение обычной (готовой). Но это всё-таки профессиональный инструмент с большим количеством кнопок как в левой, так и правой клавиатурах, что у начинающего баяниста-самоучки будет вызывать лишнее беспокойство.
При выборе инструмента необходимо также учитывать физические данные ученика. Возможно, для начала вполне правильным решением станет приобретение полубаяна, имеющего меньший вес, габариты и количество кнопок на обеих клавиатурах.
Такой инструмент можно выбрать не только детям, но и женщинам, которым поначалу сложно будет управляться с довольно громоздким инструментом с полным диапазоном звуков.
Нетерпеливым людям следует учесть следующие моменты обучения на баяне (чтобы потом не разочароваться):
- инструмент довольно сложный по технике исполнения, хотя первые уроки могут показаться необычайно интересными, увлекательными;
- быстро научиться хорошо играть вряд ли получится, поэтому нужно запастись терпением и упорством;
- для облегчения и ускорения обучения нужно будет овладеть нотной грамотой и некоторыми знаниями из теории музыки.
Помимо всего сказанного, перед занятиями будет кстати вспоминать хорошую поговорку насчёт повторения, которое является «матерью учения». На практических занятиях необходимо как можно чаще и качественнее повторять упражнения, направленные на отработку различных технических приёмов игры на баяне, развитие независимости и беглости пальцев, обострение музыкального слуха.
Как держать инструмент?
На баяне можно играть как сидя, так и стоя. Но учиться лучше в сидячем положении – держать инструмент на весу довольно утомительно даже для опытного баяниста. При игре стоя особенно устают спина и плечи.
Детям заниматься в положении стоя категорически недопустимо.
Правила посадки с инструментом сводятся к выполнению следующих основных требований.
- Сидеть нужно на стуле либо табурете такой высоты, чтобы при правильной постановке ног колени имели небольшой уклон к внешней стороне от сидящего.
- Правильная постановка ног: левая нога чуть отставлена в сторону и вперёд по отношению к расположению ступни правой ноги, стоящей на линии правого плеча и образующей практически прямой угол как с поверхностью пола, так и собственным бедром. При этом обе ноги опираются о пол всей площадью ступней.
- Сидеть правильно на стуле означает следующее: посадка на сиденье должна быть неглубокой – максимум на его половину, идеально – на 1/3. У музыканта при игре должны быть 3 точки опоры: 2 ноги на полу и сиденье стула. Если сесть на полное сиденье, то опоры на ноги слабеют, что приводит к неустойчивой посадке баяниста.
- Баян располагается мехом на бедре левой ноги, а гриф правой клавиатуры упирается во внутреннюю сторону правого бедра. Такое положение обеспечивает устойчивость инструмента при сжатии меха во время игры. При растягивании меха основными средствами фиксации инструмента являются наплечные ремни (такую же роль они играют, конечно, и при сжимании меха в дополнение к упору грифа правой клавиатуры в бедро правой ноги).
- Сидеть нужно прямо, не отклоняясь ни влево, ни вправо на какую-то одну ногу. А вот небольшой наклон корпуса вперёд облегчает игру на инструменте, но угол наклона зависит от размеров баяна и комплектации музыканта. Главное, чтобы вес инструмента в основном приходился на ноги, а не спину.
В результате описанной посадки правая рука баяниста получает свободу действия на клавиатуре при сжиме меха. Ей не приходится придерживать инструмент во избежание его смещения в правую сторону (эту роль играет, как выяснено выше, бедро правой ноги). Смещение самого баяниста влево при растягивании меха предотвращает немного отставленная в ту же сторону левая нога. К тому же последняя обеспечивает ещё и дополнительную устойчивость музыканта с инструментом за счёт небольшой выдвинутости вперёд по отношению к линии ступни правой ноги.
Этапы обучения
Для начинающих играть на баяне с нуля важно организовать своё обучение так, чтобы в учебном процессе не было долгих перерывов. День или два при необходимости – вполне допустимая пауза для взрослых учеников, занятых работой и заботой о семье.
Детям же рекомендуется не устраивать себе каникулы даже на один день.
Правда, здесь нужен контроль родителей, особенно на начальном этапе обучения, когда идёт тренировка пальцев по выработке их независимости, растяжки, а также изучаются гаммы и нотная грамота. Для многих взрослых и практически всех детей занятия на начальном этапе кажутся нудными и неинтересными. Позже, когда начнётся игра известных мелодий двумя руками, юные баянисты уже не нуждаются в строгом контроле.
Методика начального овладения техникой игры на инструменте включает в себя два этапа:
- доигровой;
- игровой.
Оба эти главных этапа подразделяются, в свою очередь, ещё на 2 периода.
Доигровой этап делится на такие моменты:
- период развития музыкальных способностей и слуха;
- период отработки посадки и формирования музыкального тонуса обучающегося.
Период развития и выявления исполнительских способностей будущего музыканта возможен только в случае занятий с педагогом. Самому новичку (в том числе и взрослому) вряд ли придёт в голову самостоятельно организовывать для себя уроки слушания музыки, а тем более анализировать её. Именно это в первую очередь подразумевается под задачами данного периода доигрового этапа. Сюда же входят пение и формирование чувства ритма, которые тоже реализовать можно только с профессионалом.
Период отработки посадки и развития игрового тонуса – очень важная веха в деле доигрового этапа обучения новичков. Здесь необходимо научиться правильно сидеть с инструментом, держать его, выполнять комплекс упражнений на отработку независимых движений пальцев и их чувствительность.
А также нужно тренировать мышцы рук и выполнять упражнения на развитие координации и осязания. Если не подготовить ученика к игре на баяне, то впоследствии могут быть крупные проблемы в исполнительской технике, которые решить очень трудно.
Игровой этап включает следующие периоды:
- изучение правой и левой клавиатур инструмента, освоение принципов меховедения;
- нотная грамота, игра по слуху и нотам.
Изучение клавиатур следует начинать с кнопок, предназначенных для игры пальцами правой руки, так как левой рукой новички начинают действовать значительно позже (когда полностью освоятся с мелодической клавиатурой, смогут уверенно сыграть не только гаммы, но и пьесы, несложные переборы).
Основные принципы меховедения для начинающих можно выразить в таких правилах:
- нужно рассчитывать ведение меха в одну сторону так, чтобы хватало сыграть минимум одну фразу музыкального произведения или, например, на звучание двухоктавной гаммы в восходящем направлении (тогда нисходящее её направление будет приходиться на движение меха в обратную сторону);
- нельзя прерывать длинную ноту, неосмотрительно начатую при движении меха в одну сторону, но из-за нехватки запаса продолжив её звучание путём смены направления движения на обратное (новичкам такие технические приёмы пока что недоступны);
- при игре никогда не нужно растягивать или сжимать мех до упора – обязательно следует держать небольшой запас движения.
Ученику следует понять, что динамику (громкость) звука на баяне регулируют именно интенсивностью движения меха: для возрастания громкости мех нужно сжимать или раздвигать быстрее. Кроме того, мехом выполняются и другие музыкальные приёмы и эффекты (стаккато, вибрато и так далее).
Гаммы
Игру на правой клавиатуре баяна (а впоследствии и на левой) следует начинать с изучения и проигрывании гамм. В первую очередь, конечно, играются те гаммы, звуки которых не имеют диезов (бемолей) – то есть используются только белые кнопки клавиатуры. Этими гаммами являются До мажор и Ля минор. Игра гамм развивает у музыканта слух, независимость пальцев рук, приучает к правильной очерёдности пальцев при игре длинных проигрышей (формирует правильную аппликатуру), способствует быстрому запоминанию нот на клавиатуре.
Ниже приведены обе упомянутые гаммы.
Гаммы играть следует в самых разных тактовых размерах: 4/4, 3/4, 6/8 и 2/4.
При этом нужно обязательно акцентировать сильные доли (первые ноты всех тактов).
Игра по нотам
С нотной грамотой можно начинать «дружить» ещё с доигрового этапа:
- уяснить, что нотный знак сам по себе является обозначением длительности какого-то неопределённого звука, а размещённый на нотном стане (нотоносце) – указывает, кроме того, ещё и конкретный звук по высоте (например, «до» второй октавы или «ми» первой октавы);
- для начала запомнить самые длительные по звучанию ноты: целую на 4 счёта, половинную на 2 счёта и четвертную на 1 счёт;
- научиться писать ноты пройденных длительностей на обычном листе бумаги, разобраться, из каких частей состоят ноты (сама нота – овал бесцветный или чёрный, штиль);
- познакомиться с нотным станом и скрипичным ключом, научиться рисовать скрипичный ключ и нотные знаки на нотоносце (нужна будет нотная тетрадь);
- чуть позже, когда наступит время для игры на левой клавиатуре, точно так же рассмотреть, что представляет собой нотный стан в басовом ключе «Фа», какие ноты и в каком порядке он содержит.
Далее стоит выучить, какие кнопки в правой клавиатуре нужно нажимать последовательно, чтобы сыграть гамму До мажор от «до» первой октавы до ноты «до» второй октавы. Записать эти звуки (ноты) на нотоносец четвертными длительностями и подписать аппликатуру (пальцы) правой руки для каждой ноты, как это написано в примере выше.
Взять инструмент и играть гамму, соблюдая пальцовку (аппликатуру) и длительность звуков (на 1 счёт). Сыграть гамму нужно в восходящем движении, а затем – в нисходящем, не задерживаясь и не повторяя ноту «до» второй октавы.
Выучив однооктавную гамму До мажор наизусть, точно так же нужно записать в нотную тетрадь однооктавную гамму Ля минор (от «ля» первой октавы до «ля» второй октавы) с аппликатурой. После этого играть её до полного запоминания.
Но останавливаться на этом не стоит. Всегда можно приобрести небольшие сборники нот любимых песен или популярных мелодий мира. Чаще всего они продаются только в виде одноголосных мелодий. Для начинающих как раз будет полезно и интересно их разбирать на мелодической клавиатуре. Можно пробовать подбирать знакомые музыкальные композиции по слуху. Такие занятия очень полезны будущему музыканту.
Советы
Для совершенствования своего исполнительского уровня впоследствии, а также прохождения первых этапов обучения хотелось бы рекомендовать начинающим баянистам, которые решили научиться играть самостоятельно, всё же обращаться периодически за помощью к профессиональным педагогам по баяну или аккордеону.
Конечно, можно обучаться и самостоятельно, например, по самоучителю или школе игры на баяне, но такой процесс может затянуться надолго, если не навсегда. Есть такие нюансы, которые знает только опытный баянист. Баян – инструмент довольно трудный для самостоятельного овладения. Это надо помнить и быть готовым к ошибкам, которые непременно сопровождают самоучек: неправильная посадка, нерациональная аппликатура, неудачное расположение рук, фальшивые ноты и аккорды, нервная и неровная игра, неумение правильно работать мехом. Лучше избежать этого всего несколькими уроками у специалиста, особенно на первых порах.
Но если нет возможности найти преподавателя, то обязательно следует научиться музыкальной грамоте по самоучителю, а потом последовательно и очень внимательно проходить уроки, предложенные в учебнике.