Чтобы научиться играть на саксофоне, начинающему музыканту необходимо постоянно практиковаться и оттачивать собственный навык, шаг за шагом. Однако без самой теории дальнейшая практика лишена смысла — данное правило аналогичным образом работает и наоборот.
Как держать?
Перед тем как проходить обучение игре на саксофоне, начинающему музыканту следует узнать об определенных правилах, касающихся правильного удержания инструмента. Пренебрежение описанными рекомендациями не позволит развить навык, при этом любое дальнейшее обучение не имеет смысла.
Первое, что необходимо сделать, — это взять гайтан. Под данным конструкционным элементом понимается специализированный ремень с крючком или карабином, при помощи которого музыкальный инструмент удерживается на теле. По мнению специалистов, лучше использовать изделие с металлической вставкой, которое отличается большей надежностью и прочностью.
После установки духового инструмента на ремешок следует удобно сесть. Специалисты рекомендуют определенное положение тела, при котором корпус лишь слегка выдвигается со стула. Далее необходимо зафиксировать саксофон между ног. При наличии высокого роста инструмент лучше держать в слегка приподнятом состоянии, в противном случае спина будет слишком изогнута, что скажется на качестве дыхания.
Для поддержки инструмента необходимо использовать большие пальцы. С помощью левой руки удерживается специализированный крючок в нижней части корпуса, при этом палец правой руки устанавливается на площадку, которая располагается сверху инструмента.
Аппликатура
Аппликатурой музыкального инструмента называется определенная комбинация, состоящая из отпущенных или нажатых клапанов саксофона. При помощи специализированных схематических изображений музыкант учится исполнять ту или иную ноту или придавать мелодии определенные оттенки, звуковые эффекты или любые другие характерные особенности.
За счет конструкционных нюансов рычажно-клапанного механизма аппликатуры являются одинаковыми практически для всех существующих разновидностей инструмента. Несмотря на данное свойство, подобные схематические изображения или пошаговые инструкции на практике условно делятся на 2 типа: основные и вспомогательные.
Основной аппликатурой является тот элемент, используя который музыкант способен воспроизвести определенные ноты, характерные для качественного классического звучания. В данном случае удается добиться максимально естественного образования нотного ряда, включая любые иные хроматические особенности инструмента.
Вспомогательные аппликатуры — это те комбинации и схемы, которые создаются путем полной замены основных аппликатурных значений на другие или в случае частичного изменения ряда. Чтобы читать аппликатуры было проще, специалисты придумали определенные обозначения, например: H, B, P, X и многие другие.
В отличие от основной аппликатурной связки, используя вспомогательную разновидность, музыкант может значительно облегчить исполнение композиции, быстро корректировать интонацию нот или звуков, а также исполнять сложные мелодии: тремоло, вибрато, трелей, глиссандо и т. п. Также при помощи данных схем можно извлекать отдельные интервалы, которые выходят за темперированный строй.
При использовании тех или иных аппликатурных значений игрок должен придерживаться определенных закономерностей. Например, при слишком быстрых и подвижных темпах следует стремиться отходить от классических вариантов аппликатур в угоду более ровных пассажей.
Также специалисты рекомендуют обратить внимание на исполнение кантиленой музыки. В данном случае характер используемых переходов выражается куда точнее и яснее, из-за чего музыкант обязан стремится применять более гладкие интонационные техники, включая выразительную фразировку и устранение нежелательных толчков.
Одним словом, определение аппликатурного метода — это полностью творческий и осмысленный подход. Правильные знания и понимание того, как читать данную схему, позволяют намного быстрее находить нужное звучание и решать технологические, конструкционные задачи во время непосредственного исполнения музыки.
Дыхание
Поскольку саксофоном называется духовой музыкальный инструмент, любому начинающему игроку следует узнать о том, как правильнее всего поставить профессионально-исполнительское дыхание. Без данного навыка дальнейшее обучение игре на инструменте лишено малейшего смысла.
Правильная игра на саксофоне характеризуется быстрым и бесшумным воспроизведением вдоха при помощи уголков рта и носа. Выполняя вдох, не нужно набирать в легкие слишком много воздуха, что часто приводит к значительному напряжению мышечных волокон.
В процессе вдоха также важно следить за отсутствием подъема плеч, при этом скорость сбора воздуха в легкие должна соответствовать времени, потраченному на смену дыхательного процесса.
Проще говоря, чем меньше саксофонист выдерживает паузу, тем быстрее следует осуществлять вдох. Если паузы отсутствуют, легкие должны наполняться стремительнее.
Что касается выдоха, данный процесс происходит путем сокращения мышечных тканей, находящихся в районе брюшного пресса, груди, шейного и позвоночного отделов. Постепенное сокращение данных мышц способствует приподниманию легких, после чего воздух быстро выходит из ротовой полости.
Как показывает практика, оптимальными дыхательными техниками являются следующие: грудобрюшное и диафрагмальное дыхание. При выборе того или иного метода следует руководствоваться индивидуальными особенностями организма. Если в случае диафрагмального дыхания наблюдается активное движение нижних ребер, то грудобрюшный способ характеризуется более медленным поднятием легких.
Производить вдох лучше всего во время музыкальных пауз, при этом если в композиции присутствует слишком большое количество перерывов, их все использовать не нужно, в противном случае повышается риск неправильного функционирования легочной ткани.
Если в музыке пауз нет, остановки лучше всего совершать на продолжительных нотах. Невыполнение описанных рекомендаций приводит к так называемому игровому срыву.
Техника игры
Несмотря на то что в интернете можно найти довольно большое количество самоучителей для начинающих музыкантов, самостоятельно освоить все музыкальные концепции или научиться играть как настоящий профессионал практически невозможно. Однако самому с нуля можно освоить определенные приемы, при помощи которых можно выработать основы игры.
Чтобы получить наиболее качественное обучение, следует записаться в специализированную музыкальную школу, в которой уроки преподаются индивидуально. В подобных учреждениях можно не только узнать специфику тех или иных композиций, но и выучить гаммы, аппликатурные спектры, нотный ряд и многое другое.
Что касается самой техники игры, в данном случае используются основные круглые клавиши. Именно на них игрок выставляет безымянный, указательный и средний пальцы левой руки. Начинающие музыканты обычно не используют мизинец, который задействуется только опытными саксофонистами. Таким образом, открытыми остаются лишь две маленькие кнопки.
В свою очередь, безымянным, указательным и средним пальцами правой руки зажимаются кнопки, расположенные в нижней части корпуса. Подобные клавиши используются для изменения высоты и качества звучания. Вне зависимости от положения рук пальцы должны быть изогнутыми на 90°.
На первых этапах обучения начинающий саксофонист разрабатывает положение рук — для этого отлично подходит обычное зеркало. Также стоит обратить внимание, что запястные суставы не должны сгибаться, при этом кисти и предплечья следует выпрямить. Кисти рук всегда располагаются вертикально по отношению к предплечью.
Следующим техническим моментом обучения является выставление так называемой эски — конструкционного элемента, который повышает удобство захвата губами основного мундштука. Для регулировки данной детали используется крепежный винт. Выставление эски является строго индивидуальным процессом, при котором учитываются рост, положение тела и любые другие анатомические особенности человека.
На практике обычно выделяют несколько технических приемов, при помощи которых новичок может быстро освоить игру на музыкальном инструменте. Наиболее популярными и простыми из них являются следующие способы.
- Мультифоника. Простая техника игры, использующаяся для исполнения одной и более нот одновременно. За счет особенностей аппликатуры музыкант получает более насыщенную вибрацию инструмента, что дает возможность буквально напевать ноты для последующего воспроизведения.
- Глиссандо. Современная техника, используя которую можно быстро получать высокие тона и изменять голос с последующим переходом к другим композиционным схемам при помощи пальцев. Вариант характеризуется более насыщенным и плавным диапазоном валторны.
- Рычание. Простая и эффектная техника, особенностью которой является выполнение рычания, мычания или небольшого пения саксофонистом. В этом случае музыкант использует заднюю полость горла, что дает возможность улучшить модуляцию и прибавить некоторой грубости, выраженности звучанию.
Помимо вышеперечисленных приемов, также следует отметить метод обдува. Его основная отличительная черта — это изменение слайда или аппликатуры путем подачи сильного потока воздуха из легких. При помощи данного способа можно вызвать высокий звуковой тон вне зависимости от конструкционных характеристик саксофона.