Музыкальные инструменты

Как играть на кларнете?

Как играть на кларнете?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Правильная постановка кларнетиста
  2. Как настроить кларнет?
  3. Упражнения для игры
  4. Возможные ошибки

Детям начинать учиться играть на кларнете с нуля можно с 8 лет, но при этом им подойдут для обучения малые кларнеты строев C («До»), D («Ре») и Es («Ми-бемоль»). Такое ограничение вызвано тем, что для кларнетов покрупнее нужны и пальцы подлиннее. Примерно в 13-14-летнем возрасте придёт время открыть для себя новые возможности и звуки, например, с кларнетом строя B («Си»). Взрослым людям можно выбрать для своего обучения любой вариант инструмента.

Правильная постановка кларнетиста

Начиная обучение на музыкальном инструменте, новичок в первую очередь должен научиться правильно его держать и размещаться для игры.

Постановке кларнетиста уделяется особое внимание, так как здесь важными являются многие моменты:

  • постановка корпуса и ног;
  • положение головы;
  • размещение рук и пальцев;
  • дыхание;
  • положение мундштука во рту;
  • постановка языка.

Играть на кларнете можно в положении сидя или стоя. В положении стоя следует опираться одинаково на обе ноги, стоять нужно с прямым корпусом. При сидении обе ноги опираются на пол.

Инструмент при игре находится под углом 45 градусов по отношению к плоскости пола. Раструб кларнета располагается выше колен сидящего музыканта. Голова должна держаться прямо.

Руки размещаются следующим образом.

  • Правая рука поддерживает инструмент за нижнее колено. Большой палец занимает специально предназначенное место с обратной от звуковых отверстий стороны кларнета (снизу). Это место называют упором. Большой палец здесь служит для правильного удержания инструмента. Указательный, средний и безымянный пальцы располагаются на звуковых отверстиях (клапанах) нижнего колена.
  • Большой палец левой руки тоже находится снизу, но только в части верхнего колена. Его функция заключается в управлении октавным клапаном. Следующие пальцы (указательный, средний и безымянный) лежат на клапанах верхнего колена.

Руки не должны быть в напряжении или прижатыми к телу. А пальцы всегда находятся рядом с клапанами, не удаляясь от них высоко.

Самыми сложными задачами для начинающих являются постановки языка, дыхания и мундштука. Есть слишком много нюансов, с которыми без профессионала справиться в полную меру вряд ли удастся. Лучше взять несколько уроков у педагога.

Но знать об этом нужно.

Мундштук должен лежать на нижней губе, а в рот входить так, чтобы верхние зубы касались его на расстоянии 12-14 мм от начала. Вернее это расстояние можно определить только экспериментальным путём. Губы обхватывают мундштук плотным кольцом, чтобы предупредить выход воздуха помимо канала, когда нужно дуть в него.

Ниже показаны некоторые детали амбушюра кларнетиста.

Дыхание при игре:

  • вдох выполняется быстро и одновременно уголками рта и носом;
  • выдох — плавно, не прерывая ноту.

Дыхание тренируют с самого начала обучения, играя простые упражнения на одной ноте, а чуть позже — различные гаммы.

Язык музыканта выполняет функцию клапана, перекрывая канал и дозируя струю воздуха, попадающего в звуковой канал инструмента от выдоха. Именно от действий языка зависит характер звучащей музыки: слитно, отрывисто, громко, тихо, акцентировано, спокойно. Например, при получении очень тихого звука язык должен осторожно прикоснуться к каналу трости, а затем легонько оттолкнуться от него.

Становится понятным, что всех нюансов движений языка при игре на кларнете описать невозможно. Только на слух определяется правильный звук, а правильность звука оценить может профессионал.

Как настроить кларнет?

Кларнет настраивается в зависимости от того, в каком составе музыкального коллектива играет кларнетист. В основном существуют концертные строи A440. Следовательно, нужно настроиться на строй Си (B) натурального звукоряда, начиная от звука Си.

Настраиваться можно по настроенному фортепиано либо электронному тюнеру. Для новичков лучшим решением является тюнер.

При звуке ниже необходимого выдвигается бочонок инструмента чуть дальше от верхнего колена в месте их соединения. Если звук выше, то, наоборот, бочонок придвигается к верхнему колену. При невозможности регулировать звук бочонком это можно сделать раструбом или нижним коленом.

Упражнения для игры

Лучшие упражнения для начинающих — игра длинных нот для развития дыхания и нахождения правильных звуков при определённых положениях мундштука во рту и действиях языка.

Например, подойдут такие:

Далее играются гаммы в разных длительностях и ритмике. Упражнения для этого нужно брать в учебниках игры на кларнете, например:

  1. С. Розанов. «Школа игры на кларнете», издание 10-е;
  2. Г. Клозе. «Школа игры на кларнете», издательство «Лань», Санкт-Петербург.

В помощь можно призвать видеоуроки.

Возможные ошибки

Следующих ошибок при обучении следует избегать:

  • настройка инструмента производится негромкими звуками, что неизбежно приведёт к фальшивым нотам при громкой игре;
  • пренебрежение увлажнения мундштука перед игрой выразится сухими, блеклыми звуками кларнета;
  • неумелая настройка инструмента не развивает слух музыканта, а приводит к разочарованию в обучении (следует на первых порах поручать настройку профессионалам).

Самыми главными ошибками будут отказ от уроков с преподавателем и нежелание изучить нотную грамоту.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.