В статье приведено краткое описание музыкального духового инструмента казу. Даны рекомендации, как играть на нем. Даются также основные советы, как с ним обращаться.
Описание
Среди множества музыкальных инструментов, бытующих в самых разных уголках нашей планеты, казу выгодно выделяется своей необычностью и редкостью прежде всего. Его классифицируют как представителя обширного семейства духовых инструментов. Но уникальность состоит в том, что казу используют при исполнении произведений в стиле скиффл, относящемся к народной музыке США. Технически это некрупный цилиндр из пластика или металла. Начало цилиндра шире, чем его конец.
По центру казу располагается пробка с мембраной. Сама пробка изготавливается из металла, а для мембраны берут папиросную бумагу. Музыканты поют песни или мелодии, направляя голос внутрь цилиндра. Роль мембраны состоит в том, чтобы изменить голос существенно. Эффект, действительно, поражает воображение.
Своего рода «дальним родственником» казу является известная и в нашей стране расческа с папиросной бумагой на зубьях. Но все же в США практика игры на подобных инструментах распространена куда больше. Там казу объединяется в целые «ансамбли скиффл» с другими непривычными даже опытным меломанам инструментами. Среди них есть и стиральные доски, и керамические бутылки, и многие другие вещи. По оценкам музыковедов, голос, проходящий через казу, становится близок к звукам медных труб и саксофонов.
Часть специалистов, впрочем, находит больше сходства со звучанием деревянных духовых инструментов. Особые приемы игры дают специфические ритмические рисунки. Само столь оригинальное приспособление отличается стандартизированными формой и габаритами. Внешние параметры его отработаны еще в XIX веке.
Важную роль играет винтовая пробка, помогающая подстраивать степень прижима мембраны.
Этот инструмент носит еще обиходное название «субмарина», то есть «подводная лодка» – из-за своей конфигурации. Издаваемый им звук нравится не всем. Часть аудитории недоумевает, другая находит ассоциации с саксофоном тенор – равнодушных не будет. Любопытно, что казу, хоть и появился в США, но начал формироваться совсем не там. Его относят к группе так называемых мирлитонов, которые делались в Центральной Африке еще 5000 лет назад.
Правда, их целью было отнюдь не развлечение. Предполагают, что самые древние прообразы казу предназначались для охоты и оказывались оригинальными манками. Есть и версия, что их использовали в разного рода обрядах. Все больше экспертов склоняется к мысли о двояком предназначении этого инструмента. Американский национальный день казу выпадает на 28 января.
Версия о том, что этот инструмент в современном виде разработал в 1840-м году житель США по имени Алабама Вест, ничем не подкреплена. Нет даже подтверждений, что этот человек реально существовал. Доминирующая версия гласит, что казу доработал и изобрел У. Фрост в 1883 году. А современный свой облик металлическое изделие приняло в 1902-м. Именно тогда был выдан соответствующий патент на имя Джорджа Смита — довольно известного изобретателя.
Никаких особенных сложностей игра на казу не представляет. И практически все могут изощряться в ней по своему вкусу. Вовсе нет необходимости изучать ноты и осваивать гаммы – достаточно просто потренироваться. Любопытно, что можно дополнить этот инструмент звукоснимателем, лучше всего пьезоэлектрическим от акустической гитары. Важно: электромагнитный аппарат для электрогитар тут не подойдет.
Последовательность работ:
-
сверление корпуса;
-
заклеивание всех отверстий;
-
нанесение краски и полностью естественная сушка ее;
-
наклеивание полосок, нарезанных из ленты;
-
подвешивание инструмента на палочку, покрытую термоклеем;
-
нанесение второго слоя краски (путем купания в ведре);
-
размазывание красителя для имитации каменной поверхности;
-
уменьшение пьезоизлучателя (обязательно без искажения формы пластины);
-
пайка проводников на излучатель;
-
сверление отверстия;
-
подключение проводников;
-
посадка на термоклей надлежащих узлов;
-
подключение к усилителю напрямую или через вспомогательные узлы.
Техника игры
Чтобы играть на таком духовом инструменте, надо захватить его широкий участок губами. Делается это точно так же, как и при дутье в свисток. Все если и не пробовали делать так сами, то хотя бы видели подобное действие, пусть и в фильмах.
Важно: свистеть бесполезно, поскольку казу тогда будет безмолвно. Необходимо именно петь голосом, или даже только тянуть и распевать ноты.
Чтобы казалось, что это, действительно, какая-то мелодия, есть ловкий прием: варьировать длительность звучания нот и их тембр. Далее нужно попробовать «помурлыкать». Это делают, сворачивая язык во рту. Когда он свернут, просто дуют внутрь цилиндра. Если сразу не получается, можно попробовать свернуть язык в более высокой части рта — тогда, возможно, дело пойдет на лад.
Советы
Знатоки казу дают такие рекомендации:
-
нестандартный привлекательный звук получается, если удерживать верхушку казу и немного постукивать по ней пальцами;
-
во время игры полезно представлять, что в руках находится дудка;
-
позанимавшись долго и упорно (хотя бы полгода-год), можно будет исполнять джазовые и блюзовые композиции;
-
слишком длинные сеансы игры противопоказаны — можно легко охрипнуть или сорвать голос;
-
куда правильнее тренироваться пусть понемногу, но почаще;
-
казу лучше всего играет, если музыканты издают высокие звуки;
-
если сложно сразу начать, и кажется, что ничего не выходит, надо просто подудеть «Ду-ду-ду» или что-то подобное;
-
порой наиболее подходящий метод игры удается найти только после нескольких проб, и сразу разочаровываться не стоит.