Спинет — струнный музыкальный инструмент с богатой историей. Его основное предназначение — быть музыкальным средством для музицирования на дому. Но иногда его используют в небольших оркестрах, исполняющих старинную романтическую музыку.
Особенности
Спинет — домашний клавишно-щипковый струнный музыкальный инструмент небольшого размера. Является родственником клавесина, часто прямоугольной формы и без ножек. Диапазон от 2 до 4 октав. Одинарные струны при изготовлении инструмента натягивают диагонально с левой стороны на правую — в этом отличие спинета от других видов клавесина.
Происхождение старейших экземпляров в основном итальянское. Наиболее старейший образец итальянского спинета относится к концу XV века. Многие инструменты имеют форму пяти- или шестиугольника. У таких инструментов клавиатура располагается на длинной стороне. Итальянские мастера выполняли иные инструменты в форме крыла, впоследствии очень полюбившиеся жителям туманного Альбиона.
Этот тип стал популярен в качестве домашнего инструмента. Более того, к концу XVII столетия он вытеснил вёрджинел прямоугольной формы, столь популярный ранее в домашнем музицировании.
Самым знаменитым считается овальный спинет, изготовленный в 1690 году Бартоломео Кристофори. Это первый подобный инструмент итальянского мастера. Предназначался для сольных и домашних выступлений. Позднее мастер-инструменталист изобретёт свой главный шедевр – фортепиано.
Инструменты были разнообразнейшими, отличными друг от друга по форме и конфигурации. Часто имели вид небольшой шкатулки, книжки, которую было удобно брать в дальние поездки. Иногда были украшены драгоценными камнями, резьбой, а также их инкрустировали слоновой костью и перламутром. Дорогое оформление давало вещи статус атрибута богатого дома.
В придворном быту нашего государства конца XVII века существовали спинеты, называемые «охтавками».
Самый ранний из сохранившихся инструментов вышел из-под руки мастера А. Пасси в Модене (Италия). Второй находится в Кёльне, он также изготовлен итальянским мастером в конце XV столетия.
В центральном музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве находятся два уникальных инструмента второй половины XVI столетия. Более древний — работы мастера Марко Ядра. Когда-то им владела известнейшая во Флоренции семья Медичи. Обоснованием этого является наличие трех позолоченных медальонов из гипса на передней панели. На них можно увидеть великого тосканского герцога Франческо I Медичи, его супругу Иоанну и короля Франции Карла IX, сына Екатерины Медичи.
По легенде спинет, попав в нашу страну, находился в коллекции музыкальных инструментов князя В. Ф. Одоевского. Позднее собрание передали в дар консерватории в Москве. Здесь после начала ВОВ спинет был случайно обнаружен на площадке возле библиотеки. Экспонат долгие годы демонстрировался, но не звучал. После реставрации в 2013 году вековое молчание было прервано. Теперь звук спинета можно услышать в оркестре. Всего в мире насчитывается 5 таких инструментов, из них звучат лишь два.
Спинет 1593 года был изготовлен во Фландрии. Принадлежал князю В. П. Кочубею. Спинет помещен в деревянный ящик со множеством маленьких выдвижных ящиков, которые богато инкрустированы. Для переноски по бокам приделаны ручки.
В экспозиции музыкальных инструментов Шереметьевского дворца Санкт-Петербурга можно увидеть редкий немецкий спинет-кабинет XVII века. Играть на нём можно точно так же, как и на обычном маленьком клавесине, но можно использовать и как механический инструмент, который способен звучать самостоятельно при помощи валика с латунными штифтами. На валике записано шесть пьес. Он вращается и приводит в движение пять фигурок дам и кавалеров, танцующих в бальном зале. Фигуры расположены в средней части инструмента — бюро. Механизм сложный, содержит мелкие детали и украшения.
В немецком Эйзенахе сохранился спинет И. С. Баха. Находится он в доме-музее великого композитора.
Строение
Спинет состоит из корпуса, опирающегося на четыре подставки. В нём один мануал и один ряд струн. Самый значимый элемент — клавиатура. Сверху находится крышка, при поднятии которой видны струны, колки и штег. Детали помещены в духовой ящик, чаще всего изготовленный из дерева грецкого ореха. Диапазон может достигать четырёх октав, что делает возможным исполнение на нём многих классических произведений.
Изготавливался инструмент из дерева и меди. Корпус — деревянный, струны — медные. Подставки были из дуба или красного дерева. Инструмент очень компактный, поэтому удобен для камерных занятий музыкой. Размерами он невелик — максимум 80х150 см. Такие габариты позволяли легко транспортировать данную вещь.
Звучание
Спинет прежде всего несёт функцию аккомпанирующего инструмента. Звукоизвлечение происходит вследствие дёргания («щипка») струны острым концом ствола птичьего пера. Строй был на октаву или квинту выше строя большого флюгеля (тоже инструмента в ряду клавесинов).
Звук спинета — блестящий, звонкий, несколько отрывистый. Но менять плавно динамику (громкость звучания) на этом инструменте, как и на клавесинах в целом, невозможно. В то же время звук более тихий, чем у клавесина.
В последние годы появился интерес к редким, раритетным инструментам. Спинет сегодня чаще всего музейный экспонат, однако в Италии и США изготавливаются и современные модели.
Можно сказать, что этот интересный инструмент способен благоприятно повлиять на музыкальную культуру современности своим видом, мобильностью и романтическим звуком.