При отсутствии долговременной памяти информация не задерживалась бы в структуре головного мозга человека и исчезала бы каждый раз бесследно. В этом случае невозможно формирование навыков, необходимых для жизни.
Что это такое?
Определение термина долговременной памяти (ДВП) зафиксировано во многих словарях. В нейрофизиологии акцентируется внимание на способности всех живых организмов, обладающих центральной нервной системой, к обучению и запоминанию материала.
Знания долго хранятся в памяти без количественных и качественных потерь за счёт нейронных связей, обусловленных сложными биохимическими процессами в организме.
В психологии этот уровень памяти считают высшей психической функцией, дающей возможность накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, приобретённых на протяжении длительного времени.
Структура памяти состоит из сенсорного, кратковременного и долговременного уровней. Эти виды различаются механизмами, с помощью которых запоминается материал, объёмом и длительностью сохранения информации. Характеристика трёхкомпонентной модели согласованно работающих блоков сводится к первоначально задействованному сенсорному регистру с хранением информации в течение 1 секунды, отправлению материала в кратковременное хранилище на 20-30 секунд и помещению знаний на длительный срок в архив.
В основе долговременной памяти лежит 3 процесса: кодирование, архивация и извлечение знаний. Работа памяти начинается с запоминания, затем происходит архивация и актуализация, то есть извлечение информации из памяти путём воспроизведения. Объём ДВП и длительность хранения безграничны. Все зависит от способа кодирования, систематизации материала и субъекта, который воспринимает и запоминает информацию.
На помещение воспринятого материала в хранилище мозговых структур оказывают влияние 2 фактора: активность и осмысленность. Активность заключается в прочной связи знаний с определёнными эмоциями, появлении осознанной цели и мотивации включения запоминания информации в процесс деятельности.
Показателями осмысленности являются контроль в процессе запоминания, анализ и структурирование нужных знаний, поиск и выделение важных мыслей, установление логических связей между частями текста, неоднократное повторение.
Долгосрочная память прочно сохраняет воспринятый материал. Она представляет собой своеобразное хранилище знаний в мозговых структурах. Её можно назвать надёжным архивом, в котором вся информация разделена на множество рубрик и разложена по полочкам.
Склад с накопленным материалом имеет неограниченную ёмкость.
Наличие памяти свидетельствует о личностной целостности человека. Потеря памяти приводит к распаду личности. Нарушение возникает из-за неумения правильно кодировать и воспроизводить информацию.
Кроме того, память может быть нарушена вследствие амнезии. В первом случае помогают регулярные тренировки. Прогнозы во второй ситуации предсказать невозможно. К амнезии может привести стресс или травма.
Причинами нарушения долговременной памяти могут стать физиологические особенности: астения, повреждение центральной нервной системы и головного мозга, состояние после инсульта, расстройство интеллекта, алкогольная или наркотическая интоксикация. Причиной психических нарушений являются психологические травмы, депрессия, неврозы, переутомление, хронически плохое настроение, сильные эмоциональные и психические нагрузки.
Бытовые причины обычно связаны с плохим питанием, недосыпанием, чрезмерными интеллектуальными и физическими нагрузками, отсутствием режима и неправильным планированием дня.
О нарушении ДВП свидетельствуют следующие симптомы:
- трудности с осознанным запоминанием стихов, дат, экзаменационного материала;
- спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
- снижение уровня работоспособности и умственных возможностей;
- невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, невнимательность;
- провалы в памяти;
- социальная дезадаптация;
- забывчивость в бытовых ситуациях;
- рассеянность и растерянность.
Долговременная память способствует повышению качества жизни человека, достижению успехов в различных сферах.
Немного истории
Идея разграничения на краткосрочное и долговременное удержание информации в памяти появилась в XIX веке. Сам механизм переноса информации из кратковременного хранилища в долгосрочный архив был описан в середине XX века и до сих пор является предметом спора среди научных сотрудников.
В 2011 году было сделано интересное открытие. Учёные одного из медицинских центров США сумели воссоздать всю нейронную цепь, являющуюся основой ДВП. Оказывается, при длительности входящего сигнала в течение 10 минут образуются крепкие соединения, не распадающиеся длительное время и способные сохраняться в структурах головного мозга на протяжении всей жизни человека.
Сравнение с кратковременной памятью
Все компоненты памяти функционируют согласованно. Знания на долговременное хранение поступают из информационной ёмкости, удерживаемой кратковременной памятью (КВП). Двухступенчатое запоминание имеет определённый биологический смысл. Случайная и ненужная информация отсеивается и не переходит на хранение в ДВП.
Несущественная информация не перегружает мозг. Воспринятый материал эмоционально переживается, реконструируется и помещается в хранилище мозговых структур на длительное время.
При сопоставлении двух видов памяти наблюдаются различия в длительности хранения материала, прочности его удержания и информационной ёмкости. Хранение информации в КВП осуществляется в течение 20-30 секунд, после чего какая-то доля материала утрачивается навсегда, а другая часть успешно закодированной информации попадает в архив ДВП, где хранится от нескольких минут до многих лет. КВП кодирует информацию зрительно или акустически, ДВП – на семантическом уровне.
Механизмом сохранения информации при КВП является внимание, при ДВП – проговаривание. Структуре КВП свойственно отсутствие ассоциаций, ДВП присуща ассоциативность. Ошибки воспроизведения информации при первом типе памяти возникают из-за её вытеснения и быстрого затухания. Причинами ошибочного воспроизведения при долговременной памяти могут служить органические нарушения, неадекватные инструкции и интерференция.
Разновидности
Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.
Ассоциативная память опирается на функциональные связи между запоминаемыми объектами.
Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.
По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.
Имплицитная
Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.
Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.
След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.
Эксплицитная
Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.
Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.
- Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
- Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.
Диагностика
Для выявления того, насколько развита ДВП у индивида, существуют различные тестовые методики.
Первая методика основывается на запоминании слов, логически не связанных между собой. Каждое слово должно быть пронумеровано. Испытуемые получают 2 списка с 10 словами. Детям от 6 до 12 лет достаточно 1 списка. Слова могут быть записаны на доске или напечатаны на отдельных листочках. Можно читать их вслух, не разрешая испытуемым их записывать.
Взрослым людям список зачитывается 2-3 раза, детям – 4-5 раз.
Примерные списки слов.
Список №1:
- волшебник;
- экран;
- катер;
- рецепт;
- шар;
- кошелёк;
- ужин;
- золото;
- цирк;
- совесть.
Список №2:
- лилия;
- балет;
- остров;
- поэзия;
- квадрат;
- экстрасенс;
- воздух;
- свобода;
- печаль;
- шоколад.
После внимательного прослушивания или прочтения надо по памяти записать слова на бумаге, желательно в том же порядке. Затем испытуемых отвлекают на другую деятельность. Через 30 минут слова ещё раз слушают или читают, затем воспроизводят.
На следующий день и через неделю процедуру повторяют при однократном прочитывании или прослушивании списков. Результаты 4 процедур получают по формуле: С = В: А х 100, где С – коэффициент долговременной памяти, В – количество правильно воспроизведённых слов, А – общее количество слов.
Показатели в диапазоне 75-100 свидетельствуют о высоком уровне ДВП, 50-75 – о среднем уровне, 30-50 – о низком уровне, 1-29 – об очень низком уровне.
Вторая методика рассчитана на запоминание смыслового текста. Суть техники схожа с предыдущей методикой, но текст вслух не читают. Примеры текстов раздаются каждому испытуемому. Выделенные в тексте главные мысли впоследствии должны быть воспроизведены.
Данную методику используют для диагностирования долгосрочной памяти у подростков с 13 лет и взрослых. Результаты тестирования получают по той же формуле, отличия лишь в том, что здесь В – количество правильно воспроизведённых мыслей, А – общее количество выделений в тексте.
Примерный текст.
Сколько людей, столько и характеров. Оказывается, дождь тоже может проявлять свой норов и темперамент. Что же такое ДОЖДЬ? Это АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, возникающие в облаках и ВЫПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ В ВИДЕ ЖИДКИХ КАПЕЛЬ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОТ 0,5 ДО 7 ММ.
Самым лучшим на свете является ЛЕТНИЙ ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ. Он напоминает беззаботное детство, когда вся деревенская РЕБЯТНЯ БЕГАЕТ БОСИКОМ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ. Иногда на нас внезапно обрушивается ЛИВЕНЬ. Нередко он ДОСТИГАЕТ 100 ММ/Ч И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ШТОРМОМ. Про такой дождь мы говорим: «ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА». Из-за бурных осадков наша одежда прилипает к телу. Куда же укрыться от него?
В ХОЛОДНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ наблюдаются ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. Мы смотрим в окно и мечтаем о скорейшем прекращении этой ПРОТИВНОЙ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ. А бывает, РОБКИЙ ДОЖДИК окропит несколькими капельками человека и остановится, будто размышляет, что же делать дальше. Может быть, он чего-то опасается или стесняется? Такой дождь НАПОМИНАЕТ ТРЕПЕТНОЕ ЧУВСТВО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Но вот и УПАЛА ПОСЛЕДНЯЯ КАПЕЛЬКА, ПОХОЖАЯ НА СЛЕЗИНКУ.
Как развить?
Развивать память необходимо на протяжении всей жизни. Это надо для того, чтобы в пожилом возрасте избежать болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика и провалов памяти. Когнитивная функция мозга пластична, поэтому хорошо поддаётся развитию и тренировкам.
Объёмную часть материала следует делить на части, блоки и структурировать её.
Улучшить память можно с помощью различных техник:
- метод Айвазовского предполагает детализацию каждого образа;
- метод Цицерона даёт возможность разложить всю информацию в архиве мозга по полочкам;
- заучивание наизусть текстов, песен, стихов;
- ассоциативные игры на запоминание;
- разгадывание скандинавских и японских кроссвордов;
- распутывание логических компьютерных головоломок;
- вербально-логические методы, цифробуквенный код, различные ассоциативные связи, методы «мест» и «вешалок» в мнемотехнике;
- тренировка внимания и мышления с помощью определённых упражнений.
Для сохранения отличной памяти специалисты рекомендуют вести активный и здоровый образ жизни, правильно питаться, обеспечивать себя полноценным сном, побольше находиться на свежем воздухе, заниматься спортом, избегать чрезмерных нагрузок и стрессовых ситуаций, соблюдать распорядок дня и развивать интеллект путём чтения книг, игры в шахматы и других способов.
Подробнее о развитии памяти можно узнать из видеоролика ниже.